Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Г.Е. Сухарева






1. Олигофрения эндогенной природы (в связи с поражением генеративных клеток родителей):

а) болезнь Дауна;

б) истинная микроцефалия;

в) энзимопатические формы с наследственными нарушениями различных видов обмена, включая фенилпировиноградную олигофрению, олигофрению, связанную с галактоземией, сукрозурией, и другими энзимопатическими формами;

г) клинические формы, характеризующиеся сочетанием слабоумия с нарушением развития костной системы и кожи (дизостозическая олигофрения, ксеродермическая олигофрения).

2. Олигофрения эмбрио- и фетопатической природы, обусловленная:

а) коревой краснухой, перенесенной матерью во время беременности (рубиолярная эмбриопатия);

б) другими вирусами (грипп, паротит, инфекционный гепатит, цитомегалия);

в) токсоплазмозом и листериозом;

г) врожденным сифилисом;

д) гормональными нарушениями матери и токсичными факторами;

е) гемолитической болезнью новорожденных.

3. Олигофрения, возникшая в связи с различными вредностями, действующими во время родов и в раннем детстве:

а) родовой травмой и асфиксией;

б) черепно-мозговой травмой в постнатальном периоде(раннем детстве);

в) перенесенными в раннем детстве энцефалитом, менингоэнцефалитом и менингитом

Дополнительно: СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 18, 17, 21

СЕМИНАР № 3. Дети с лёгкими нарушениями в развитии.

Цель: формирование представления об особенностях психического развития детей с лёгкими нарушениями в развитии.

При подготовке к данному семинару необходимо использовать ТСО, средства

Основные психологические понятия по теме:

Задержка психического развития – запаздывание или приостановление развития одной или нескольких функций.

Гипердинамический синдром – проявляется в двигательном беспокойстве. Неусидчивости, невниматеьности, повышенной отвлекаемости.

Импульсивность - внешне ничем не мотивированные, необъяснимые и неожиданные для окружающих двигательные акты.

Психомоторная незрелость – недостаточная координация движений, затруднения дифференцированных тонких движений пальцев рук.

Неусидчивость - поведенческие проявления обычно при нарушениях активного внимания и целенаправленной деятельности.

Сенсомоторные нарушения- нарушения образного мышления, затруднения в зрительной регуляции действий.

План:

1. Задержка психического развития в дошкольном возрасте:

1.1. Сенсорно-перцептивные функции.

1.2. Особенности развития познавательной сферы.

1.3. Особенности речевого развитии детей с задержкой психического развития.

1.4. Игровая деятельность.

1.5. Особенности эмоциональной сферы.

2. Дети с задержкой умственного развития в школьном возрасте.

2.1 Особенности развития познавательной сферы.

2.2. Особенности речевого развития.

2.3. Особенности эмоциональной сферы и личности.

3. Гиперактивные дети.

 

Вопросы для самопроверки

    1. Дайте определение понятия «задержка психического развития» и объясните причины этого явления.
    2. Как построена клиническая классификация задержки психического развития.
    3. Каковы общие особенности поведения и деятельности дошкольников с ЗПР?
    4. Дайте характеристику развития познавательной сферы дошкольников с ЗПР.
    5. Охарактеризуйте познавательную сферу школьника с ЗПР.
    6. Охарактеризуйте особенности личностного развития и развития эмоционально-волевой сферы школьника с ЗПР.
    7. Опишите основные черты динамики деятельности при задержке психического развития.
    8. Дайте характеристику гиперактивного ребенка.
    9. Какие виды гиперактивности существуют?
    10. Назовите причины гиперактивности.

 

Литература:

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Просвещение, 1997.

2. Венар Чарлз и др. психопатология детей и подростков. СПб.: Евро-Знак, 2005. С. 83-102, 138-160, 178-203, 221-243.

3. Гонеев А.Д. и др Основы коррекционной педагогики. – М.: «Академия», 2002. С. 170-206.

4. Основы специальной психологии. / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М.: «Академия»№, 2003. С. 345-353, 262-269.

5. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика)/ Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б, Горскин и др.Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.173-190.

6. Лалаева Р. И. И др. Нарушения речи и их кореекция у детей с ЗПР. – М.: «Академия», 2004

7. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2002.С. 211-227, 316-332, 300-316..

8..Сорокин В. М. Специальная психология / под науч. Ред. Л. М. Шипициной. – СПб: «Речь», 2004. С. 87-135.

  1. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 82-138.

10. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Нижний Новгород, 2004.

 

Дополнительная литература

  1. Гусакова М.П. Общаться с гиперактивным ребёнком. Психолог в детском саду № 2 – 2006. С. 99.
  2. Инденбаум Е.Л., Гостар А.А. Становление познавательной деятельности дете с легким психическим недоразвитием в разных психолого-педагогических условиях. – Дефектология, 2008, № 5. С.4-10
  3. Инденбаум Е.Л. Психологическое развитие подростка с легкими формами интеллектуальной недостаточности в разных образовательных средах. – Дефектология, 2011, № 2. С.18-28
  4. Заваденко Н. Н. Гиперактивность с дефицитом внимания: факторы риска, возрастная динамика, особенности диагностики. Дефектологияя № 6 – 2003. С. 13.
  5. Киселёва В.А. Речевая деятельность детей с ЗПР: своеобразие или нарушение. Дефектология № 3. – 2007. С. 3.
  6. Коган Б.М., Павлова А.С. Значение коррекционно-развивающей работы и формирование психологической готовности к школьному обучению детей с задержкой психического развития.- Специальная психология, 2010, № 3-4 (25-26). С.52-61.
  7. Левченко И.Ю. Речевой анализ показателей психической деятельности дошкольников с ЗПР. Специальная психология № 1 – 2006. С. 19.
  8. Стребелева Е.А. Ранняя коррекционно-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. Дефектология. № 3 – 2003. С. 39.
  9. Сычевич И.В. Исследование самооценки младших школьников с задержанным и нормальным развитием в условиях обучения. Дефектология. № 4 – 2006. С. 69.
  10. Сычевич И.В. Особенности представлений о себе и значимых других у младших школьников с ЗПР в разных условиях обучения. – Дефектология, 2008, № 3. С.31-38.
  11. Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей: диагностика, коррекция и психопрофилактика. М.: Тандем, 1998.
  12. Ткачёва Ульенкова У. В. Кондратьева Н.П. Особенности личностной тревожности младших подростков с ЗПР. Дефектология. № 1 – 2004. С. 29.

13. Фотенова Т. А. Состояние и динамика психических функций у школьников с общим недоразвитием речи и ЗПР. Дефектология. № 1. – 2003. С. 23.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.