Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Схема 4. Типология отклоняющегося развития Н.Я. Семаго и М. М. Семаго






Недостаточное развитие: Тотальное недоразвитие:

Простой уравновешенный тип

Аффективно-неустойчивый тип

Тормозной инертный тип

 

Парциальная несформированность ВПФ:

Темпово-задержанный тип развития (гармонический инфантилизм)

Неравномерно-задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм)

 

Парциальная несформированность ВПФ:

С преобладанием несформированности регуляторного компонента

С преобладанием несформированности вербального, вербально-логического компонента

Парциальная несформированность смешенного типа

Асинхронное развитие: Тотальное недоразвитие:

Экстрапунитивный тип.

Интрапунитивный тип

Апатический тип

 

Парциальная несформированность ВПФ:

Преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы

Преимущественное искажение когнитивной сферы

Мозаичные типы искаженного развития

Поврежденное развитие: Тотальное недоразвитие:

Позднее дефицитарное развитие

Раннее дефицитарное развитие

Дополнительно: СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ № 3, 4

СЕМИНАР № 2. Дети с тяжёлыми нарушениями в развитии

Цель: формирование представления об особенностях психического развития детей с различной патологией.

При подготовке к данному семинару необходимо использовать ТСО, средства наглядности и др.

Основные психологические понятия по теме:

Деменция – обеднение психической деятельности с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным оскудением, сужением круга интересов и нивелировкой присущих ранее индивидуальных личностных черт.

Коэффициент интеллектуальности – показатель умственного развития.

Модально-неспецифические закономерности отклоняющего развития свойственные всем лицам с отклонениями в развитии независимо от модальности основного нарушения

Модально-специфические закономерности отклоняющегося развития свойственные какому-то одному варианту отклонения.

Олигофрения- интеллектуальная недостаточность, обусловленная внутриутробным недоразвитием или поражением головного мозга в первые три года жизни.

Парциальный – частичный, относящийся к отдельным частям.

Резидуально-органические расстройства – разнообразные нервно-психические нарушения, обусловленные стойкими последствиями закончившихся органических заболеваний головного мозга, прежде всего пренатальных, перинатальных и ранних постнатальных.

Сложный дефект – сочетание двух и более дефектов развития, имеющих особую структуру, качественно отличную от его составляющих, например, умственно отсталые слепые (слабовидящие) и глухие (слабослышащие).

Тотальный – полный. всеохватывающий, всеобъемлющий.

План:

1. Психологическая характеристика детей с умственной отсталостью («нарисовать» портрет основных категорий детей с УО: дебилы, имбицилы, идиоты)

2. Психологические особенности познавательной сферы УО

3. Психологические особенности эмоционально-волевой сферы.

4. Психологические особенности развития личности УО детей.

5. Умственно отсталые дети со сложным дефектом.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятие «умственно отсталый ребенок».

2. Как происходит развитие познавательной, личностной сферы умственно отсталых детей?

3. Назовите цели, задачи олигофренопсихологии и олигофренопсихологии.

  1. Каковы причины возникновения умственной отсталости?
  2. В чем специфика основных видов деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью?
  3. Раскройте понятие «умственно отсталые дети со сложными дефектами.

 

Литература:

1. Вечкалова.Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальным недоразвитием. – СПб.: КАРО, 2000.

  1. Замских Х.С. Умственно отсталые дети. – М.: Академия, 2008

3. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Пд ред. Б. П. Пузанова – М., 1998.

4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М.: Образование Плюс, 2000.

5. Малер А.Р., Цикото Т.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Академия, 2003

6. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Б.П.Пузанов, Н.П.Коняева, Б.Б.Горскин и др.; Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003

7. Психо-коррекционная и звивающая работа с детьми / под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1998.

8. Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью: Учебное пособие/ науч. Ред. М. Пишчек/ пер. с польс.- СПб.: Речь, 2006

9. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. – М., 2002.С. 205-211, 247-300.

  1. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2006. С. 34-82.
  2. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.

12. Стреблева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2005.

13. Шаповал И.А. Методики изучения и диагностики отклоняющего развития. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

Дополнительная литература

1. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Методика педагогического обследования ребенка младшего дошкльного возраста с умственной недостаточностью. – Дефектология, 2008, №: 6. С. 49-58.

2. Забрамная Н.И., Исаева Т.И. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, № 1. С.49-53.

3. Киртоки А.Е. Психологическая поддержка семьи ребенка с синдромом Дауна. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2009, № 5. С. 46-53.

  1. Муравьева Е.В. Психологический портрет личности умственно отсталого старшеклассника. Специальная психология, 2010, № 1. С.35-41.

5. Ульенкова У.В., Метиева Л.А. Особенности устойчивости и концентрации произвольного внимания у умственно отсталых учащихся младших классов. – Дефектология, №2. С.18-25.

6. Уфимцева Л.П., Благодатская Е.В. Диагностические материалы для работы с младшими умственно отсталыми школьниками. – Специальная психология, 2007, № 1(11).С. 16-23.

  1. Уфимцева Л.П., Иванина Т.А. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у умственно отсталых школьников. - Специальная психология, 2009, № 4 (22). С.19-31.
  2. Шаповалова О.Е. Концепция эмоционального развития умственно отсталых школьников. – Специальная психология, 2006, № 4 (10). С. 4-13.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.