Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методика детриангуляции Джонсона.






1. Используется для профилактики родительско-юношеских конфликтов на почве девиантного поведения ребенка, в основе которых лежит вовлечение ребенка в деструктивные взаимоотношения между родителями. ситуация семейного треугольника, когда один из родителей (чаще всего мать) имеет сильное желание спорить с другим (отцом), но не может себе этого позволить вследствие отсутствия такового в непо­средственной близости (развод) или из-за страха, что открытый конфликт разрушит семью. Ребенок, особенно если он внешне напоминает другого родителя, может стать удобной мишенью для упреков, которые по сути адресованы не ему, а другому родителю.

К. Джонсон разработал методику, который обучал родителей конструктивно вести себя в ситуации разногласий. Это делалось для того, чтобы родители смогли, наконец, разрешить свои внутренние конфликты конструктивно и в плоскости внешней.

Методика состоит из трех этапов:

1. Юноша (или девушка) делает некое предложение своим родителям, касающееся правил, регулирующих его (или ее) поведение со стороны семьи. Например: «Хочу, чтобы мне позволили приходить домой, во сколько я захочу, и уходить из дома, когда я захочу».

2. Родители ведут переговоры друг с другом, обсуждая предложение своего сына (или дочери) в присутствии ребенка и психолога. Готовя их к этим переговорам и после того как они уже начались, психолог создает у родителей установки на согласование и приспособление и подсказывает образцы конструктивного поведения (конструктивные роли) в процессе переговоров, если родители заходят в тупик. Таким образом, он обучает родителей ведению конструктивных переговоров, что поможет им впоследствии начать конструктивно решать «затопленные» конфликты между собой.

3. Родители информируют ребенка о своем решении. Ребенок может принять их предложение или отвергнуть, выдвинув родителям новое предложение.

И родителей, и ребенка к подобного рода работе готовят. С родителями говорят о том, что человек в юношеском возрасте наиболее склонен следовать тем правилам, которые он сам установил. Поэтому в их интересах принять такое решение, чтобы оно заинтересовало ребенка, чтобы он захотел. На первых этапах не позволяют супругам брать обсуждение на дом. Дома общение их может легко возвратиться в привычное русло. Ребенку говорят о том, что «лучше получить от родителей что-то, чем не получить ничего». Что со временем, если данный процесс принятия решений в их семье закрепится, он сможет добиться большего, чем имеет сейчас. В решении родителей должен обязательно присутствовать аспект санкций - что должно случиться, если ребенок потом нарушит те правила, с которыми сейчас согласится. Психолог всячески стимулирует принятие родителями конструктивного решения, смещает вектор разногласия с разногласий на необходимость достигнуть договорённости.

 

15. Социометрическая техника работы с семьёй.

Социометричекие техники представляют собой методы для наблюдения, измерения и изменения социального взаимодействия. Взаимоотношения ролей и функций в контексте конкретной социальной системы является здесь главным объектом исследования. Основные положительные черты этих методик: ⇁ уводят психотерапевтический процесс от интеллектуального и эмоционального обсуждения к экспериментальному взаимодействию. Это увеличивает уровень активной вовлеченности каждого члена семьи, что в свою очередь повышает уровень спонтанности клиента и уменьшает его сопротивление

⇁ помещают настоящее, прошлое и предвидимое будущее в операциональную систему " здесь и сейчас".

⇁ содержат в себе важные элементы личностной проекции и идентификации. Верования, чувства, установки поведенчески выражаются в межличностном взаимодействии и таким образом становятся доступными изучению и изменению.

⇁ фокусируют внимание на социальной системе и процессе социального взаимодействия.

1. Социограмма - метод описания предпочтений и выборов в ролевом взаимодействии.

2. Генограмма - Методика представляет собой построение и анализ некоей графической схемы, отражающей историю и особенности системы внутрисемейных отношений в семье клиента на протяжении последних трех-четырех поколений. Предложена Мюррэем Боуэном в 1978 г.

3. Экокарта используется для того, чтобы помочь клиенту начать анализировать ресурсы, которые он может найти за пределами своей семьи, для решения внутрисемейных про­блем. С помощью графических обозначений, в целом схожих с теми, которые используются при создании генограммы, клиент и психолог отображают на листе бумаги структуру и состав семьи, характер взаимоотношений между ее членами. Новым здесь является графическое отображение связей каждого члена семьи с институтами за ее пределами.

4. Семейное пространство - метод описания взаимоотношений пространства, места и эмоций в данной семейной системе. Супругам дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Просят нарисовать план квартиры или дома, где они жили до женитьбы. Методика помогает супругам начать анализировать свои ожидания относительно правил в нынешней семье, источники этих ожиданий в родительских семьях, а детям легче понимать своих родителей.

5. Семейная скульптура - метод определения места индивида во внутрисемейной системе взаимоотношений - в сложившейся на данный момент времени ситуации или же идеально. Семейная хореография Процедура гибкая и может меняться в зависимости от конкретных задач и условий. Начинают так: члены семьи должны показать сцену без слов, в которой была бы изображена актуальная ситуация в данной семье. Каждого члена семьи просят так разместиться в пространстве комнаты, чтобы это наилучшим образом показало проблему семьи. Затем им предлагают изобразить идеальную ситуацию в их взаимоотношениях, как она им видится в данный момент.

6. Игры - метафоры для проигрывания ролевого поведения в семье на основе ее какой-то совместной деятельности.

7. Ролевая карточная игра - метод определения ролевого поведения, которое ожидается от членов семьи и воспринимается другими членами этой семьи как адекватное. побуждает задуматься над характером распределения ролей в семье и специфическими формами внутрисемейного общения, которые в этих ролях отображаются. Члены семьи (начиная с главы семьи) в полном молчании просматривают карточки с указанием тех или иных внутрисемейных ролей. Глава семьи должен подумать о том, кто выполняет эту роль в семье, и передать карточку ему. Если получивший карточку согласен с тем, что он выполняет эту роль в семье, то он оставляет ее у себя. Если нет, то передает другому. Если получивший карточку считает, что кто-то еще в семье выполняет эту роль, то он должен на листке бумаги записать себе эту роль, а карточку передать ему. Если для какой-либо карточки с ролью в семье не находится исполнителя, то она откладывается в сторону.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.