Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цель первичной и вторичной психодиагностики. структура и виды жалоб.






Знакомство с клиентом в рамках психологического консультирования начинается с первой встречи. Она достаточно коротка, т. е. укладывается в традиционные 45 мин, За время этой встречи консультант выслушивает жалобы клиента, а также составляет впечатление о нем на основе его поведения и характера общения с консультантом. Эти два источника информации и являются основными диагностическими данными в рамках первичной психодиагностики. Этих данных при их вдумчивом и внимательном анализе достаточно для того, чтобы построить гипотезы о зоне нарушения и выборе направления дальнейшей диагностической работы, а также для вынесения некоторых первоначальных диагностических суждений. Построение психологического заключения начинается с анализа жалобы, который предполагает: а) определение сюжета и структуры жалобы клиента, выявление явного и скрытого содержания жалобы в рамках этой структуры; б) выяснение подтекста жалобы (отношения клиента к лицу, о котором идет речь в жалобе, и к консультанту). Спонтанно рассказанная жалоба обладает определенной структурой, в которой можно выделить следующие единицы.

1.Локус жалобы, который, в свою очередь, делится на а) субъектный " (на кого жалуется клиент) и б) объектный (на что жалуется клиент): на очевидные нарушения поведения или здоровья, ролевое поведение, поведение с точки зрения нормы, на индивидуальные особенности характера, на психологическую ситуацию, на обьективное положение.

Самодиагноз.

1.«Злая воля. 2. «Психическая аномалия» 3.«Органический дефект. 4. «Генетическая запрограммированность. 5. «Индивидуальное своеобразие6. «Собственные неверные действия7. «Собственная личностная недостаточность» 8. «Влияние третьих лиц» — родителей, супруга, собственных родителей, бабушек, дедушек, учителей, как актуальное, так и имевшее место в прошлом. 9. «Неблагоприятная ситуация»

3. Проблема в данном контексте — это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить.

4. Запрос — это конкретизация формы ожидаемой клиентом помощи от консультации. запросы: эмоциональная поддержка, аномалия, просьба об информации, просьба о навыках. Спонтанно излагаемая жалоба имеет определенный сюжет, т. е. последовательность изложения жизненных коллизий, предшествовавших возникновению ситуации, о которой идет речь в жалобе, а также содержание и взаимосвязь этих коллизий. Сюжет — это форма жалобы, созданная самим клиентом, и для наивного слушателя сюжет исчерпывает все содержание жалобы.

Важным моментом первичной психодиагностики является анализ поведения клиента во время первой беседы.

вторичная психодиагностика: осуществляемая во время коррекционного воздействия, т. е. в процессе консультирования, психотерапии, психологической коррекции и благодаря этим процессам. Реакция клиента на психолога или на других клиентов, если речь идет о групповой работе, реакции детей на психолога и друг на друга, поведение в ходе психотерапии — все этостановится важнейшим психодиагностическим материалом, на основе которого определяется тактика консуль­тирования.

виды жалоб:

1. Жалоба абсолютно не обоснована: в реальности не существует не только тех проблему ребенка, о которых говорит родитель, но даже и проблем отношения родителя к ребенку

2. Жалоба обоснована только отношением самого родителя: того, на что жалуется родитель, в реальности нет

3. Жалоба частично или полностью обоснована

4. Жалоба клиента на некоторые особенности поведения ребенка обоснована

5. Жалоба, касающаяся поведения ребенка в семье и вне ее, обоснована, при этом отношение к ребенку со стороны родителей в пределах нормального.

 

6. внутрисеменые границы и их виды.

структуру семьи характеризуют субсистемы. это некие подгруппы внутри семьи, объединенные вокруг какой-либо внутрисемейной или вне-семейной задачи и соответствующей ей деятельности. выделяют следующие подсистемы:

Субсистема супружеской пары

Субсистема родителей

Субсистема детей (сиблингов).

Структуру семьи характеризует и понятие границ. Понятие «граница» помечает правила, которые определяют уровень и род допускаемых контактов между субсистемами, регулируют отношения между субсистемами, а вместе с тем и внутри них. Выделяют следующие виды границ: ригидные, диффуз­ные и четкие.

О ригидных границах говорят, когда правила семейной жизни чересчур изолируют членов семьи друг от друга и от общества. Проявляется это в агрессивных взаимоотношени­ях между членами семьиЧлены семьи автономны, однако семье трудно функцио­нировать, так как не происходит согласование и приспособ­ление. Дети, растущие в такой семье, приобретают навыки борьбы за себя, но не вырабатывают навыков согласования и приспособления.

Относительно диффузных границ можно выделить, по край­ней мере, два варианта:

1. Каждый член семьи постоянно заботится о каждом, постоянно пытается помогать и оказывать помощь. Дети в такой семье могут быть уверены в родителях, но не уверены в себе.

2. Возникновение семейных треугольников, т. е. таких взаимоотношений, когда один человек (например, ребенок) во­влекается в отношения двух других членов семьи (например, родителей) с целью их оптимизации. Частным случаем может служить ситуация, когда информация, адресованная одной стороне (от жены к мужу) передается третьей стороне (не мужу, а сыну). Таким образом, сын может стать для матери заменой мужа - супружеская субсистема поглощает родительскую. Другой вид треугольника - мать по мере взросления ребенка видит в нем негативные черты отца, с которым она находится в молчаливом конфликте. Она все более проецирует на ребенка отрицательные черты его отца, вступает с ним в конфликт

до определенного момента существования семьи тре­угольники выполняют в ней полезную функцию - они под­держивают баланс между близостью и отдаленностью, помо­гают отрицательным эмоциям у кого-либо из членов семьи не превышать «критической массы», способной разрушить семью. По мере того как треугольники становятся препятст­вием для развития личности кого-либо

Четкие границы между субсистемами - наиболее жела­тельный их вариант, нечто среднее между ригидными и диффузными. Они символизируют равновесие свободы и контроля, помогают членам семьи чувствовать взаимозависимость, но не мешают проявлению их индивидуальностей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.