Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модель работы с семьей, основанная на опыте.






Карл Витакер

Цель работы с клиентом-Работа психолога с клиентом должна помочь клиенту пережить «здесь и сейчас» новый опыт, помогающий членам семьи стать более гармоничными, интегрированными, творческими личностями, что должно изменить их отношения в семье. Важно, чтобы члены семьи захотели пережить этот опыт еще.

Согласно К. Витакеру дисфункциональная семья отрицает те импульсы, которые спонтанно возникают у ее членов, старается эмоции и их выражение втиснуть в уже установленные ранее рамки, т. е. общение в ней ригидное, а не спонтанное. Это, с точки зрения К. Витакера, происходит потому, что семья верит в миф, что открытый конфликт может разрушить семью. Это приводит к тому, что семья застревает в какой-то точке своего становления и не может дальше совершенствоваться.

Витакер провоцирует семьи на конфликт, считая, что они обладают громадными потенциальными ресурсами для самосохранения. Он подводит супругов к тому, что они должны принять различия друг друга и их согласовать.

Методы работы:

1. Витакер любит собирать вместе расширенные семьи (по 15-20 человек и более). Люди обычно разъезжаются потому, что боятся открытых конфликтных отношений. Однако эти же отношения служат мощным источником личностного роста. Уже одно то, что расширенная семья собралась вместе, увеличивает вероятность возникновения конфликтов в ней. А значит, повышается вероятность того, что члены семьи получат ценный опыт открытого взаимодействия, впоследствии захотят пережить его еще раз.

2. Витакер внутренне солидаризируется то с одним членом семьи, то с другим. По ходу этой солидаризации он пытается определить, какие претензии мог бы выдвигать этот член семьи по отношению к остальным. И далее он как бы в шутку начинает высказывать версии этих претензий, упреков, поочередно меняя позиции, провоцируя членов семьи на открытый конфликт, обсуждение наболевших, но «затопленных» вопросов.

3. Большое значение Витакер придает восстановлению в семье ведущей роли супруга, отца. Для этого он требует, чтобы отец, супруг был в консультации, обращается именно к нему с вопросами, игнорируя подчас активность матери, супруги. Подчас Витакер пытается вести себя не совсем адекватно, чтобы побудить главу семьи к принятию ответственности за происходящее, используя механизм комплиментарности ролей.

4. Витакер демонстрирует конструктивное поведение, рассказывая подчас интимнейшие подробности своих переживаний, биографии, чтобы побудить к этому остальных членов семьи, вывести, таким образом, семью на опыт открытого общения.

5. Симптомы несогласия, затруднений расцениваются как предпосылки к совершенствованию. Данный прием получил название «Позитивная коннотация» -переопределение симптома, с которым пришла семья, таким образом, чтобы само его осознание производило терапевтический эффект.

6. Для того чтобы побудить членов семьи к открытому общению, Витакер порой пытается моделировать фантастические альтернативы для достижения реального ощущения стресса и вовлекает в это творчество всю семью.

7. Подчас Витакер парадоксально увеличивает значение симптомов, усиливает чаяния консультируемых, и в то же время предлагает им самим найти творческое, оригинальное решение, отважиться и рискнуть. Это побуждает клиентов пережить в консультации опыт собственного творчества.

Интерпретации Витакером семейных ситуаций и конкретные задачи, которые он ставит перед собой в процессе работы по отношению к семье, вполне согласуются с теоретическими основами структурной модели консультирования семьи.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.