Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод расстановок по хеленгеру в роботе с семьей






Семейные расстановки по Хеллингеру – это психолого-терапевтический метод, построенный на знаниях закономерностей отношений внутри рода, который позволяет выявить и решить проблемы, передающиеся через поколения. Психотерапевтическая работа с использованием метода помогает понять родовые и семейные причины повторяющихся проблем, разобраться в себе, сделать отношения с близкими более гармоничными, безболезненно преодолеть кризисные периоды.

 

Необходимым условием качественной проработки проблемы является отречение от субъективного восприятия ситуации. То есть, восприятие проблемы происходит «здесь и сейчас», без попыток опереться на личный опыт «заместителей» и ведущего.

Метод расстановки по Хеллингеру можно использовать не только для решения семейных, супружеских проблем, но также, работая с самыми различными психическими расстройствами, типа депрессии, тревожных расстройств, работая с психосоматикой (бронхиальная астма, панические атаки, заболевания щитовидной железы и другие). Болезнь ставится в расстановку как фигура. Можно делать расстановки для организации, например, решая конфликтные ситуации или какие-то сложные вопросы. При этом цель организации добавляется как фигура. Расстановка по Хеллингеру может проводиться в группе или индивидуально. Метод расстановок обладает способностью выявлять базовые основы в конкретной системе. Расстановки позволяют обойти субъективные взгляды, мнения, интерпретации, которые накладываются на реальность, искажая истину.

Системные расстановки по Хелллингеру позволяют не только понять причины на глубинном уровне, но главное, найти верные выходы из сложных жизненных ситуаций.

 

21. методика PARY и вопросник родительского отношения и их использование в практике семейного консультирования.

Методика PARI предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл.

Вся методика состоит из 115 суждений. В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1 — оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений: хозяйственно-бытовые, организация быта семьи.- межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для развития личности, собственной и партнера; - отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педагогические»

Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений.

Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.

методика также помогает оценить детского – родительский контакт, особенностей неудавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.

вопросник родительского отношения.

Опросник родительского отношения (ОРО) направлен на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, разработан В.В. Столиным и А.Я. Варга.

Авторы данной методики понимают отношение родителей к своему ребёнку как систему различных эмоций и чувств, паттернов поведения с ребёнком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.

Опросник состоит из 61 вопроса, которые составляют следующие пять шкал:

Принятие – отвержение ребенка. Эта шкала выражает собой общее эмоционально положительное (принятие) или эмоционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку.

Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах.

Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, чтобы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это – своеобразная контактность ребенка и взрослого человека.

Авторитарная гиперсоциализация. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним.

Маленький неудачник. Эта, последняя шкала показывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам.

методика позволяет выявить установки и отношения к деятям, включающие следующие компоненты рацональный, эмолциональный и повденческий компоненты

4. Субсистема родителей и субсистема детей (сиблингов)

В своей структурной модели консультирования семьи Минухин выделяет понятие структуры семьи как сеть требований и функций (соответствующ. видам внутрисемейной деятельности), формирующая способы взаимодействия в семье, а также основанные на них постоянные, поддающиеся предсказанию типы (способы) поведения. Фактически, когда говорят о структуре семьи, имеют в виду те правила, которые существуют в семье, по которым семья функционирует. Минухин так же выделяет субсистемы семьи (халоны): халон супружеской пары, халон родителей и халон сиблингов.

Субсистема родителей начинает складываться в семье с момента осознанного решения о появлении в ней ребенка. Понятия супругов об отцовстве и материнстве могут быть различными, в интересах ребенка требуется их согласовать., чтобы этот процесс прошел успешно, требуется позитивный опыт согласования и приспособления, приобретенный в субсистеме супружеской пары. согласовать цели воспитательного процесса и способы (средства) воспитания, установить в семье четкую систему правил, ориентируясь на которые, ребенок мог бы развивать непротиворечивую, полезную для его личностного развития модель поведения.

В семье должна быть создана на основе авторитета родителей семейная иерархия, в которой дети не являются равными с родителями. В рамках этой иерархии через субсистему родителей дети приобретают умение чувствовать авторитет и учатся сотрудничать в ситуации неравных авторитетов.

Важно, чтобы субсистема родителей постоянно изменялась в соответствии с потребностями постоянного взросления ребенка. Например, дошкольника родительская субсистема должна опекать, а у подростка воспитывать самостоятельность и ответственность. Кроме того, правила в семье должны изменяться таким образом, чтобы учитывать потребности всех растущих в семье детей. Если у родителей не выработалась способность к согласованию и приспособлению, то структура семьи меняется с трудом, напряжение между родителями и детьми периодически нарастает, проявляясь в конфликтах различной степени деструктивности.

Субсистема детей (сиблингов). Ее назначение - предоставить ребенку возможность самостоятельно изучать отношения сверстников, на опыте непосредственного участия воспитывать способность к согласованию и приспособлению, учиться самостоятельно делать выборы в различных ситуациях, ставить перед собой цели и развиваться самостоятельно. Это социальная лаборатория, где можно экспериментально общаться без ответственности перед взрослыми и их компетенции, стесняющей самостоятельность.

9. Коммуникационная модель психологического консультирования

Основные представители: Бейтсон, Вацлавик, Сатир, Бэндлер, Гриндер.

Акцент делается на исследовании параметров эффективной и неэффективной, деструктивной коммуникации внутри семьи и личностных основ нарушений коммуникации. Исследуются вербальная (слова) и невербальная (мимика, поведение) коммуникации, возможности расхождения между ними, причины и механизмы неправильной расшифровки чужого сообщения.

В. Сатир наиболее значимая в этом подходе. Ее концепция гуманистически-направленная, она была приверженицей совместной психотерапии. По ее мнению, семья держиться на эмоциональных связях, и здоровая семья – это семья, где люди могут открыто выражать свои чувства. Средства открытого выражения чувств – конструктивные способы общения.

Она сформулировала правила эффективной коммуникации:

1. говорить о своих чувствах, потребностях и мыслях от первого лица без посредников и метафор;

2. передача чувств и переживаний должна быть с ориентацией на понимание другого человека;

3. послания должны быть конгруэнтны. Слова должны подкрепляться действиями.

4. разделение фактов субъективных переживаний и эмпатия к чувствам другого человека.

Выделила 4 параметра семейного функционирования:

-самооценка, -модели коммуникаций, -семейные правила, -социальные связи с внешним миром.

Отсюда здоровая семья характеризуется высокой самооценкой, конгруэнтными коммуникациями, гибкими правилами, открытыми границами.

В рамках данной теории существует 3 основных направления работы (стратегии):

1. работа с искажениями чужих сообщений.

Феномен сложного равенства - Приобретая навык в «чтении» чужих мыслей, такие люди порой создают длинные цепочки, приравнивая те или иные поведенческие реакции другого к тому значению, которое они придали этим реакциям ранее в ситуации стресса.

Работа по деноменализации - проверке своего понимания чужих посланий, сигналов, расшифровке их другому.

2. Работа с вычеркиваниями и обобщениями. Люди склонны вычеркивать определенную информацию для формирования устойчивой картины мира. Для систематизации и организации своего непосредственного опыта люди пытаются создавать внутреннюю картину мира, логичную, непротиворечивую. При этом часть информации может вычеркиваться, теряться, люди могут чересчур обобщать реальную картину мира. В конечном итоге получается искаженный образ действительности, мешающий порой эффективно действовать в мире. Психолог помогает клиенту сделать его картину мира более объективной с помощью, например, вопросов, начинающихся словами: «Что», «Как», «Кто».

3. работа с неконгруэнтными посланиями. Неконгруэнтное общение - когда послания, которые человек посылает с помощью своего тела, тона голоса или слов, не

совпадают.

Частным случаем неконгруэнтности сообщения является двойная связь. Значимый другой (например, родитель) передает человеку одновременно два сообщения, одно из которых отрицает другое. Например: мальчику говорят, что он должен быть смелым, мужественным, добиваться успеха во всем, и в то же время его ругают и наказывают за проявление этих качеств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.