Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Способы снижения волнения и тревоги






Если рассматривать страх с точки зрения избыточной активности вегетативной нерв­ной системы, то его можно уменьшить, используя способы, которые ведут к успо­коению (например, расслабление).

В противовес этому, с точки зрения информационной тео­рии, можно оптимизировать количество информации относи­тельно средств удовлетворения потребностей. Активационная теория эмоций показывает другие направления мобилизации активности, что, по терминологии И.П.Павлова, означает «образовать новую доминанту». От этого лишь один шаг к вы­теснению страха другой эмоцией или другой психической дея­тельностью [О.Кондаш, 1981].

При снижении и устранении страха применяют и методы бихевиоральной психотерапии, т.е. устранение волнения и страха с помощью реакций, которые с ним несовместимы.

В контексте этой проблематики интересно будет рассмотреть и средства, которыми пользуются студенты и ученики в состоя­нии волнения. К таким средствам влияния на свое собственное волнение можно отнести:

1. Направление внимания в другом направлении.

2. Сосредоточение на данной проблеме.

3. Умаление значения ситуации.

4. Самовнушение относительно своих способностей.

5. Лучшая подготовка к экзамену.

6. Расслабление.

7. Глубокое дыхание.

8. Успокоение.

Кроме того, следует отметить и такое средство, как попытки «обстреляться», так как известно, что по мере освоения деятельности тревожность снижается. В этом случае индивид сам ищет ситуации, которые вызыва­ют волнение. Однако только осведомленность о ситуации и приспособление к ней недостаточны и не могут гарантировать устранение негативных влияний волнения при повторном пере­живании такой ситуации. Если бы самого приспособления было достаточно, то волнения с возрастом (со временем) снижались бы, а это случается далеко не всегда (например, хотя более опытные музыканты и отличаются от своих младших коллег «обстрелянностью», отличия между уровнем волнения первых и вторых незначительны).

Среди средств влияния на свое волнение, которые приводи­ли студенты, можно отметить вытеснение волнения другим со­держанием (думать о чем-то другом, сосредоточиться на чем-то другом).

Хотя некоторые психологи утверждают, что расслабление недостаточно эффективно влияет на снижение страха, сущест­вуют исследования, которые свидетельствуют о том, что рас­слабление в известной степени помогает от него избавиться.

Позитивную роль могут играть также психологические кон­сультации, прежде всего когда волнение связано с недостаточ­ным овладением навыками (например, школьными навыками, если это касается школьников) [О.Кондаш, 1981].

Приведенные выше средства могут, естественно, играть только вспомогательную роль при снижении волнения. Хотя эти средства и недостаточны для устранения нежелательного уров­ня волнения, они могут сделать это неприятное психическое состояние «более сносным» или во всяком случае временно помочь.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.