Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние тревожности на деятельность.






Актуализация тревожности в условиях профессиональной деятельности может быть обусловлена как объективными, так и субъективными факторами.

По мнению ряда исследователей, характер деятельности, особенности ее протекания - дефицит времени; увеличение темпа деятельности; динамичность развертывания событий; необходимость быстрого принятия решения и его реализации, особенно в случаях повышенной ответственности за последствия принятого решения; совмещение двух деятельностей; ухудшение условий работы; помехи; неопределенные ситуации; рассогласование между индивидуальными особенностями, ритмом и характером деятельности - запускают различные механизмы, участвующие в реализации тревожности [Горбов Ф.Д., 1964.1971; Лазарус Р., 1970; Леонова А.Б., 1984, 1987; Наенко Н.И., 1976; Роговин М.С., 1962, и др.].

Другие исследователи подчеркивают роль факторов новизны, необычности и внезапности, влияние которых определяется не силой, а отношением к прошлому опыту субъекта, в возниковении состояний тревоги [П. Фресс, 1975, и др.].

Как отмечается в литературе, психологическая характеристика уровня тревожности зависит не от внешних воздействий, а от личностного смысла деятельности и оценки ситуации. Не само наличие опасности вызывает угрозу, а отсутствие арсенала средств для защиты от неё.

Значение неблагоприятного прошлого опыта, формирующего тенденциозное «отрицательное эмоциональное предвосхищение» или «негативное опережающее отражение», в развитии феномена генерализации психогенных факторов отмечается Анохиным П.К., 1990; Мясищевым В.Н., 1960.

Значительное место в актуализации тревожных тенденций отводится особенностям мотива-ции субъекта: чрезмерно выраженной потребности в достижениях, несоответствие выполняемой деятельности уровню притязаний, изменению мотивации - конфликтному выбору при наличии несовместимых побуждений, пристутствию других лиц, соревнованию [Дашкевич О.В., Фехретдинов К.С., 1977; Лазарус Р., 1970; Лурия А.Р., 1970; Фресс П., 1975, и др.]

Исследователи обращают внимание и на роль личностных ресурсов субъекта: физиологических характеристик здоровья, выносливости, тренированности, степень развития навыков и умений действовать в данных условиях [Березин Ф.Б., 1988; Гельгорн Э., Луфборроу Дж., 1966; Небылицын В.Д., 1966; Немчин Т.А., 1983; Хебб Д.О., 1949].

Особое значение имеют также личностные свойства субъекта, такие как стыдливость, застенчивость, эмоциональная лабильность, тревожность и т.п.

Влияние тревоги на деятельность зависит от её выраженности. Как показывают исследования Хебба Д.О., Березина Ф.Б., тревога может играть охранительную и мотивационную роль.

Поскольку составной частью тревожности является напря­женность, можно предположить существование ее определенно­го мотивационного влияния. Состояние напряжения в сочетании с целью деятельности иногда ощущается как волнение в пози­тивном значении этого слова. Следовательно, напряженность повышает готовность к деятельности.

Однако, кроме напряженности, волнение характеризуется определенным эмоциональным зарядом типа возбуждения. Эмоции играют важную роль в начале деятельности, при выбо­ре ее альтернатив. Согласно активизационной теории эмоций, волнение может активизировать энергию уже благодаря тому, что содержит эмоциональный компонент.

Для низкого уровня тревоги характерны высокая активность, оптимистическая оценка ситуации и перспективы, стремление к взаимодействию с окружающими, потребность определять своё поведение в соответствии с принятыми нормами, способность не привлекать внимание к своим трудностям и более высокая заинтересованность в положительной внешней оценке. С другой стороны, ощутимо и дезорганизующее влияние эмоций. Повышение уровня тревоги увеличивает вероятность адаптационных нарушений, ведёт к блокированию деятельности.

Согласно теории Хебба, выполнение деятельности в условиях отсутствия напряжения в связи с низкими требованиями приводит к скуке. Увеличение напряжения необходимо как стимулирование и энергезатор. Но если требования превышают индивидуальные возможности человека, то это приво-дит к высокому уровню беспокойства, снижению концентрации внимания, неспособности принимать решения, ухудшению качества деятельности. Продолжающийся рост напряжения в связи с усилением требований без увеличения личностных ресурсов может привести к истощению, сгоранию.

Силу мотивации успешного выполнения (Myв) можно выра­зить как функцию суммы компонентов мотивационных тенден­ций, а именно тенденции достичь успеха (Ту), тенденции избе­жать неудачи (Тин) и внешних мотивационных тенденций (Твн), например, завоевание социального одобрения. Это можно за­писать в виде формулы:

Мув = Ту - Тин + Твн.

Волнение связано, во-первых, с ожиданием позитивных ре­зультатов, а во-вторых, с опасением относительно возможности неудачи. Очевидно, что у тревожных людей возрастает элемент Тин, или мотив избежания неудачи, который оказывает тормозное влия­ние на их деятельность. Вместо этого мотив успешного выпол­нения содействует повышению уровня притязания и тем самым мобилизует субъекта.

 

Рис. 23.2. Влияние предъявляемых требований на выполнение профессиональной роли (теория

Хебба Д. О.).

Источник: Шабанова Т.Л. Тревожность и способы ее регуляции в профессиональной

деятельности учителя, С. 51.

 

Следовательно, важную роль в возникновении тревожности играет преимущество мотива избежания неудачи над мотивом достижения успеха. Определенная мотивационная тенденция (преимущество мотива достижения успеха или мотива избежа­ния неудачи) формируется еще в детстве. Она развивается по­степенно и зависит, с одной стороны, от поощрений, одобрений и наград, а с другой - от наказаний.

Страх (опасение) или волнение могут побуждать именно к таким действиям, которые будут содействовать избежанию не­удачи, препятствовать возникновению страха. Страх или волне­ние побуждают к активности, которая предотвращает возникно­вение неудачи в деятельности. Волнение может мобилизовать энергию в направлении более тщательной подготовки к экзаме­ну или выступлению перед широкой аудиторией. Небольшое волнение может иметь позитивное мотивационное влияние. Вместо этого избыточная степень волнения может настолько увеличить напряжение и возбужденность, что это негативно от­разится на процессе и результате деятельности. Волнение мотивирует деятельность (например, учебу), мобилизует энергию, пока его величина не превышает определенной меры. Когда же волнение или страх слишком выражены, то наблюдается их не­гативное, деструктивное влияние на деятельность.

Поскольку волнение активизирует сердечную деятельность, дыхание, повышает давление крови, то оно является состояни­ем повышенной активности, которое непосредственно связано с готовностью к той или иной деятельности. А избыточная актив­ность — это повышенная возбужденность, которая (согласно закону индукции) может вызывать тормозные состояния и при­вести к противоположному эффекту. Следовательно, очень мно­гое зависит от уровня активности (или от уровня волнения).

Таким образом, волнение во время деятельности может иметь позитивный мотивационный эффект только тогда, когда его уровень умеренный. Умеренный уровень волнения влияет на любую деятельность, как правило, положительно (побуждаю­щий, мотивационный эффект при этом растет). А высокая сте­пень волнения может слишком активизировать и мотивировать личность и тем самым нарушить деятельность.

Существуют некоторые виды профессиональной деятельности, в которых перечисленные выше факторы встречаются в полном объеме и определяют специфику деятельности. К числу таких профессий принадлежат те, которые характеризуются большой «нагрузкой общения». Это в полной мере относится к профессии руководителя.

Тревожность порождает мотив эгоцентрического самоутверждения, который находит выражение в различных профессиональных стереотипах сознания и поведения. Н.М. Берток (1987) в своем исследовании учителей выделяет четыре вида профессиональных стереотипов (50 % обследуемых ею лиц составляют преподаватели вузов и учителя):

- стереотип эгоцентрического мессионерства;

- стереотип эгоцентрического подавления;

- стереотип неделового соревнования с равными себе по статусу;

- стереотип неделового завоевания поддержки, одобрения, сочувствия.

Способы реализации мотива самоутверждения варьируются в зависимости от статусных отношений. Во взаимоотношениях с учениками это позиция мессионерства, опеки, покровительства более сильного и знающего над «слабыми» и «неразумными» или реализуемого через жесткий контроль и регламентацию деятельности учеников подавления любой инициативы и самостоятельности, резко негативные оценки действий, умелое культивирование в учениках чувства собственной неполноценности и др. Во взаимоотношениях с коллегами эгоцентрическая мотивация реализуется за счет негативных оценочных суждений о других, противопоставление себя коллегам по интеллектуально-нравственным критериям. В отношениях с руководством характерно избегание открытых конфликтов, дружелюбность, внесение неделовых эмоционально-личных моментов в эти отношения с целью достижения преимуществ перед другими. При этом может сохраняться скрытая негативная оценка личности руководителя в целом. По данным Н.М.Берток, описанные профессиональные стереотипы имеют аналоги и в других сферах жизнедеятельности личности и прослеживаются на различных этапах ее развития.

Профессия руководителя во многом схожа с профессией учителя, поэтому можно предположить, что описанные закономерности с большой долей вероятности будут наблюдаться и у тревожных руководителей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.