Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Факторы формирования тревожности в процессе развития личности.






Существует большое количество психологических моделей тревожности. Наиболее известные: психоаналитическая модель [Abraham К, 1927; Jacobson J., 1971; Мэй Р. Тиллих П., 1994; Фрейд 3., 1990; Хорни К., 1993, и др.]; межличностная модель [Боулби Дж.„ 1977; Салливан Г, Майер А. и др.]; когнитивная модель [Бек А., 1996; ЛазарусР.С., 1970; Эллис А., 1977, и др.]; биологическая модель [Акинщикова Г.И., 1977; Вовин Р.Я., 1982; Вулдридж Д., Гельгорн Э., Луфборроу Дж., 1966; Шеан Д., Шеан К., 1982; Шехтер С., 1962, и др.].

Биологическая модель тревожности объясняет её происхождение биологическими факторами, в частности, расстройствами различных систем организма.

Основная гипотеза межличностной модели тревожности заключается в патогенном влиянии неблагоприятных социальных условий на её формирование. Основной тезис представителей данного направления - подверженность тревожности связана со слабыми, малочисленными и недостаточно интимными эмоциональными связями с окружающими.

Исследования Б.Г. Ананьева и ею сотрудников (1980) показали, что существует определенная объективная последовательность в процессе характерообразования. «Раньше всего возникают отно-шения личности к другим людям; закрепляясь в практике общественного поведения, они превраща-ются в наиболее общие и первичные черты характера, названные коммуникативными (способы общения и общительности, привязанности и вкусы). Эти черты характера, в свою очередь, становятся внутренним основанием для образования других характерологических свойств (интеллектуальных, волевых, эмоционально-мотивационных), возникающих в процессе развития тех или иных видов деятельности, разнообразных отношений к жизненным обстоятель­ствам и событиям» [Ананьев Б.Г., 1980].

Согласно названным теоретическим концепциям, тревожность как устойчивая характеристика личности является результатом интериоризированных* (усвоенных) неблагоприятных социальных отношений, среди них особо выделяется отношение матери к младенцу на самых ранних этапах развития [Салливан Г., 1953; Сирс Р., 1957; Уолкер Р., 1962, и др.], отношение к ребенку сверстников и учителей в первые годы обучения в школе [Сарасон С., Филлипс Б., 1978; Фландерс Н., 1970, и др.]. Эти условия являются не только перво­причиной возникновения тревожности, но и обстоятельствами ее су­ществования на протяжении всей дальнейшей жизни человека. В некоторых работах тревожность прямо выводится из такого неблагоприятного опыта и рассматривается как основная движущая сила развития, определяющая формирование наиболее существенных личностных образований [Браун П., Доллард Дж. и Миллер Н., 1963; Салливан Г., 1953; Хорни К., 1993, и др.]. В других - сама тревожность рассматривается как порождаемая образовавшимися вследствие неблагоприятного раннего опыта фундаментальными личностными особенностями - неуверенностью в себе [Кларк Р., Сарасон И., и др.] и так называемой «ориентацией в поведении на внешний, а не на внутренний контроль» [Уотсон Дж. и др.], [Р. Бернс, 1986].

Впервые анализ субъективных причин возникновения тревожности был сделан в психоана-лизе. В частности, 3. Фрейд считал, что субъективный фактор тревожности, связанный с восприятием угрозы, опасности, лежит в наших собственных вытесненных инстинктивных влечениях. Эта точка зрения касалась сначала исключи­тельно сексуального влечения. Согласно Фрейду, если разрядка сексуальной энергии наталкивается на преграды, то эта энергия будет порождать в теле физическое напряжение, которое трансформируется в тревогу.

Согласно его другой точке зрения, невротическая тревога возникает вследствие страха перед теми влечениями, которые человек боится обнаружить и удовлетворить. Эта интерпретация касается не только сексуального, но и агрессивного влечения. Здесь Фрейда интересует страх перед теми влечениями, удовле­творение которых связано с внешней угрозой.

Любое влечение (особенно сильное) может вызывать тревогу при условии, что его реализация (удовлетворение) будет озна­чать нарушение других жизненных интересов или потребностей. Но Фрейд останавливается именно на сексуальном и агрессив­ном влечениях (на их вытеснении и запрещении) как детерми­нантах (причинах) тревоги.

По мне­нию неофрейдистов, причина тревоги находится не в сексуаль­ных влечениях как таковых, а в агрессивных импульсах, кото­рые связаны с ними (например, в стремлении причинить боль или унизить партнера).

Фрейд утверждал, что в детстве мы чаще проявляем тревогу. Это вполне понятно, поскольку ребенок является беспомощным относительно неблагоприятных влияний и внешнего окружения. Он писал, что формирование тревожности (как черты личности) начинается в раннем детстве, т.е. что основы тревожно­сти закладываются именно тогда. Он также указывал, что тре­вога во взрослых неврозах все еще связана с теми условиями, которые сначала ее вызвали. Это значит, например, что взрослого человека будет так же мучить страх перед собакой, хотя и в видоизмененной форме, который он ощущал в детстве. В определенной мере это так и есть, поскольку тревога взрослого человека будет содержать, среди других элементов, и структуры, которые обусловлены его дет­скими конфликтами. Но тревога как целое не является инфантильной реакцией. Преувеличивать влияние конфликтов, которые происходили в детстве, на детерминацию тревоги взрослого человека не стоит (хотя и пренебрегать ими также не следу­ет).

На основе эмпирического анализа собственной психотерапевтической практики К.Хорни описала структуру, содержание и способы реализации потребностей тревожной личности, подчеркивая их " аномальный" характер. В частности, потребность в любви и одобрении приобретает у такого человека гипертрофированный характер желания быть любимым всеми и каждым; потребность в поддержке трансформируется в повышенную зависимость; потребность властвования, доминирования, лидерства сочетается с неуверенностью, страхом ответственности. Содержательная противоречивость структуры потребностей тревожной личности заключается в том, что удовлетворение любой из них всегда влечет за собой фрустрацию других. Кроме того, " аномальные" потребностихарактеризуются низкой степенью осознанности и подконтрольности, а также принципиальной ненасыщаемостью.

В отечественной психологии подход к изучению личности с позиций ее смысловой сферы, «совокупности основных отношений к миру, людям и себе» [Зайгарник Б.В, Братусь Б.С., 1980], был заложен еще в 30-е гг. работами Б.В. Зайгарник и Г.В. Биренбаум (1935), выполненными под руководством и в тесном сотрудничестве с Л.С. Выготским. Согласно этому подходу личность понимается как «связная, динамическая система смысловых образований, опосредствующих ее главных мотивов и способов их реализации... Следовательно, при оценке личности, полагании ее нормальной или аномальной, следует иметь в виду, как общие устремления и способы их достижения соотносятся с социальными и нравственными плоскостями общечеловеческого бытия» [Зейгарник Б.В., Братусь Б.С., 1980].

Система смысловых образований личности находит отражение в ее «жизненном стереоти-пе», который определяется как «специфический, устойчиво воспроизводящийся на достаточно больших жизненных отрезках рисунок, который приобретает любая значимая деятельность в системе жизнедеятельности благодаря характерной системе соподчинения мотивов» [Н.М. Берток, 1987].

Тревожность является, как правило, неосознаваемым или частично осознаваемым смысловым образованием, основу жизненного стереотипа которой составляет эгоцентрическое самоутвержде-ние и «потребительская» ориентация.

Неофрейдистские психоаналитические теории объясняют данную направленность личности феноменом раздвоенности самосознания, представленности в нем как бы двух Я: внешнего - защитно идеализированного, грандиозного и глубинного - реального, неразвитого, неэффективного, несамостоятельного [Bowlby J., 1975; Wmnicott D.W., 1965, и др.]. Двойственность Я накладывает отпечаток на все аспекты психического функционирования.

Мотивация профессиональной активности тревожной личности лежит обычно не в сфере дела, а в стремлении к быстрому успеху, удовлетворению честолюбивых амбиций и всеобщего восхищения. [Modell A.A., 1975].

В сфере общения «грандиозное Я» побуждает к чрезмерной идеализации и последующему обесцениванию дружеских отношений. Слабое «реальное Я» стремится с целью компенсации собст-венной слабости к сближению с сильными или значительными людьми, к которым в то же время испытывается острая зависть. Тогда качества привлекательных людей могут обесцениваться и диск-редитироваться. Фрустрация потребностей «грандиозного Я» сопровождается устойчивым стилем эмоционального реагирования: враждебностью, завистью, пустотой и скукой. Следует также отме-тить патологическую непереносимость критики: с одной стороны она угрожает сохранению образа «грандиозного Я», а с другой - еще более фрустрирует слабое и беззащитное «реальное Я» [Dragon M., Svaric, 1986; Modell A.A., 1975; Mollon P.. Parry G., 1984].

Тревожную личность характеризует низкая способность к обучению и усвоению нового даже при достаточно высоком уровне интеллекта [Bach. S., 1977]. Это обусловлено специфической мотивацией - страхом причинения вреда своему Я, возникающей, когда человек обнаруживает, что он чего-то не знает. Такова же природа чрезмерно субъективно-пристрастного, эгоцентрического восприятия и мышления, аутоцентрического* (центрированного на себе) использования языка и речи, склонности к монологическому, исключающему критичность мышлению и общению.

Создатели когнитивной модели тревожности центральную роль отводят процессам переработки информации: то, как люди думают, определяет, что они чувствуют и как действуют. С этой точки зрения, тревожность есть результат «неадаптивных» когнитивных процессов.

Когнитивная модель тревожности предполагает наличие трёх основных параметров: когнитив-ных элементов, когнитивных процессов и когнитивного содержания. Существуют когнитивные эле-менты двух уровней:

а) «автоматические» образы и мысли, связанные с переработкой текущей информации и являющиеся реакцией на происходящее в настоящий момент (например: «Я опаздываю на пять минут. Начальник обязательно наорет на меня. Катастрофа!!!»);

б) базисные посылки, представляющие систему глубинных представлений индивида о себе и об окружающем мире, в которой фиксирован его прошлый опыт («Мир – враждебен и я не в силах ему противостоять. Он меня обязательно раздавит!»).

Связующими звеньями между базисными посылками и автоматическими мыслями являются когнитивные процессы. Их функция - обеспечивать соответствие вновь поступающей информации старым стабильным представлениям. Поэтому когнитивные процессы при тревожности изобилуют искажениями. А.Бек (1996) составил типологию мыслительных ошибок тревожной личности:

1) произвольное умозаключение (извлечение выводов в отсутствие подтверждающих данных или в явном противоречии с фактами), например, мой начальник всегда орет на меня при малейшей ошибке с моей стороны»;

2) селективное абстрагирование (акцентирование одних элементов ситуации, наиболее созвучных взглядам индивида на мир, при игнорировании других её аспектов). Например: вчера мне неправильно дали сдачу в магазине. Я никогда не сомневался в том, что все люди вокруг - жулики;

3) поляризованное (или «черно-белое») мышление (рассуждения в полюсах, без градуальности). Например: мой сосед не дал мне свою дрель, потому что он плохой человек;

4) персонификация (склонность относить к себе личностно нейтральные события при отсутствии или недостатке подтверждающих фактов). Например: Вчера начальник со мной сухо поздоровался. Я думаю, это из-за того, что я сделал ошибку в квартальном отчете;

5) максимизация – минимизация (преуменьшение или преувеличение важности событий). Например: Если я в этом году не поступлю в вуз, то мою жизнь можно считать неудавшейся.

Когнитивные элементы (автоматические мысли, дисфункциональные базисные посылки и схемы) и когнитивные операции объединены когнитивным содержанием со специфической тематикой.

Первые попытки изучения содержания когнитивной сферы, как уже было отмечено, предпринял А.Бек. Содержание когнитивных процессов у тревожных личностей связано с темой предвосхищаемой опасности, собственной крайней уязвимости и неспособности справиться с угрозой. Им были выделены основные черты тревожной личности:

1. Перфекционизм - чрезмерно высокие требования к собственной личности и результатам своей деятельности — включает следующие аспекты:

- завышенный, по сравнению с возможностями, уровень притязаний;

- оценка любой, даже нейтральной, ситуации с точки зрения уровня своих достижений;

- поляризованная оценка собственных достижений («Если не справился блестяще, значит, не справился вовсе»);

- жизнь «в режиме сравнения» себя с другими людьми, при ориентации на полюс самых «успешных и совершенных»;

- чрезмерные требования к другим и завышенные ожидания от окружающих.

К проявлениям и последствиям перфекционизма относятся:

- «тирания долженствования» - жизнь с многочисленными «Я должен» (Хорни, 1993) и чувство вины как следствие стремления быть совершенным и невозможности реализовать его;

- постоянное недовольство собой и достигнутым;

- «паралич» деятельности в ситуациях, где нет уверенности в высоком качестве выполнения;

- конкурентные отношения с окружающими вследствие постоянного сравнения себя с ними.

2. Психологическая зависимость:

- зависимость самооценки от внешних факторов - мнений, критики, одобрений со стороны других людей, достижений или неудач в достижении цели;

- эмоциональная зависимость от значимого другого с ощущением собственной неспособности справляться с задачами жизни.

3. Негативное (катастрофическое) мышление:

- концентрация на потенциальной опасности окружающего мира;

- концентрация на собственной беспомощности и неспособности воздействовать на внешнюю ситуацию;

- представление о людях как неспособных оказать поддержку (враждебных или равнодушных);

- особый стиль каузальной атрибуции - успех приписывается внешним факторам, неуспех - внутренним;

- фиксация на теме утраты.

4. Вытесненная враждебность в форме недоверия к людям, потребности в доминировании и конкурентности.

5. «Культ силы» или благополучного «фасада», связанный с желанием выглядеть благополучным, сильным и справляющимся с жизнью, и ни в чём не зависеть от других.

6. Нормативность - стремление жёстко следовать общепринятым нормам, стандартам, приличиям в связи со страхом осуждения, насмешки, разоблачения.

Существует причинная связь тревожности с внутренней психологической структурой ли-чности. Отечественные и зарубежные исследователи описывают особенности самосознания, самоо-ценки, потребности в достижениях, субъективного контроля у лиц с высоким уровнем тревожности.

Мак-Клелланд Д.К. (1953) утверждает, что существует связь между способностью приспособления к действительности и гармоничным образом собственной личности. Когда этот образ не является гармоничным и внутренне противоречив, когда человек неправильно себя воспринимает, все это уменьшает так называемую «силу Я» и увеличивает подверженность действию определенных эмоциональных раздражителей [Я. Рейковский, 1979].

В работе Липситт Л.(1958) было установлено, что по уровню тревожности дети с низкой самооценкой значительно превосходят детей с более позитивной Я-концепцией. К аналогичным выводам пришли в своих исследованиях Шалон К.(1968), Митчелл Дж.(1959).

Г.Салливан (1953) подчеркивал, что тревожность связана с неодобрением со стороны значимых других независимо от того, реальное это неодобрение или лишь воображаемое. Таким образом, источником возникновения тревожности считается восприятие угрозы человеческому Я как целостной системе. Такое понимание сходно с точкой зрения К.Роджерса (1994), отмечающего, что психологическая напряженность возникает тогда, когда индивид сталкивается с переживаниями, которые не могут быть легко ассимилированы существующей на данный момент структурой его Я.

Используя различение между «самооценкой» и «субъективно воспринимаемой оценкой других», предложенное Миллером Д. (1963), Р.Бернс сформулировал ряд гипотез, объясняющих происхождение тревожности:

1. «Тревожность будет высокой в той мере, в какой значимые другие склонны, по мнению индивида, судить о нем отрицательно, относиться к нему критически и с неодобрением.

2. Низкая самооценка, видимо, связана с высокой тревожностью. Тре­вожность возрастает тог-да, когда индивид ощущает собственную неадекватность или неэффективность в повседневной жизни.

3. Тревожность будет высокой тогда, когда субъективно воспринимаемая оценка других не согласуется с самооценкой и носит по сравнению с ней более негативный характер. Здесь тревожность, по всей видимости, порождается угрозой самооценке» [Бернс Р., 1986, С. 243].

Низкая самооценка, по мнению Р.Бернса, «обусловлена сомнениями в собственной способности эффективно взаимодействовать с другими людьми. Расхождение между субъективно воспринимаемой оценкой других и самооценкой вызывают у человека ощущение тревоги и неуверенности вследствие потенциальной противоречивости самооценки или предполагаемой потери уважения со стороны значимых других» [Бернс Р., 1986, С. 244].

Бернс высказывает предположение, что высокая тревожность обусловлена острой эмоциона-льной реакцией на неудачи у людей с низкой самооценкой. Опыт неудач еще больше подкрепляет негативное отношение к собственной личности и усиливает тревожность. Вторая особенность связи низкой самооценки и высокой тревожности проявляется в сильной зависимости индивида от мнения других людей, т.к. со стороны последних, как правило, ожидается вероятная неблагоприятная оценка.

В отечественной литературе имеется ряд исследований, описывающих связь тревожности с конфликтностью самооценки. Под конфликтностью самооценки понимается несоответствие завышенных притязаний и различной степени силы и осознанности неуверенности в себе [Божович Л.И., 1968; Прихожан A.M., 1984, и др.].

Исследователи данного явления отмечают, что высокая тревожность вследствие конфликтности самоооценки обусловлена искаженным восприятием и пониманием объективных условий действительности [Аткинсон А., 1960; Бороздина Л.В. и Залученова Е.А., 1993; Кисловская В.Р., 1972; Прихожан A.M., 1984; Рейковский Я., 1979; и др.]

Прихожан А.М.(1984), изучая связь школьной тревожности с конфликтной самооценкой ученика, приходит к следующим выводам. Тревожность связана с накоплением отрицательного опыта у испытуемых с конфликтной самооценкой. Повышенная значимость успеха ведет к тому, что любое, даже незначительное, отклонение от «желаемого стандарта» может рассматриваться как неудача. Стремление добиться успеха любой ценой снижает его объективную ценность для испытуемого. Неоправданно большое количество ситуаций воспринимаются как оценочные. Накоплению неблагополучного опыта может способствовать и характер постановки целей. Выбираются либо слишком трудные задачи, что ведет к неуспеху, или из-за боязни обнаружения личной мнимой несостоятельности - слишком легкие, что ведет к переживанию неудовлетворенности собой. Таким образом, конфликтность самооценки заставляет постоянно добиваться успеха, одновременно мешает правильно отнестись к нему, оценить его, порождая постоянное чувство неудовлетворенности. Это свидетельствует о гипертрофированной потребности в достижении, о том, что она становится практически не насыщаемой и начинает доминировать в мотивационной иерархии. С точки зрения Прихожан, школьная тревожность может рассматриваться как переживание, отражающее неудовлетворенность потребности в достижении, причём в случае неадекватной тревожности (вопреки реальному благополучию ученика) - гипертрофированной потребности.

Аткинсон Дж. (1960, 1965) отождествляет тенденцию одновременного проявления сильной потребности в достижениях и сильного мотива избегать неуспехов с повышенным уровнем тревожности.Индивиды с высоким уровнем тревожности обнаруживают, по его мнению, защитный уровень притязаний, либо очень низкий, либо очень высокий.

Эксперименты, проведенные Я.Рейковским, М.Котаньским, Т.Эйхельбергом, А.Элиашем, Б. Слубицкой, В.Бидерманом показали, что расхождение в предварительных оценках своих возможностей и фактически достигнутых результатах обусловлено тревожной установкой испытуемых. Причины подобного явления названы Я. Рейковским (1979):

1. При столкновении с неизвестной ситуацией тревожность побуждает человека к чрезмерной осторожности.

2. Прошлый опыт неуспеха оказывает влияние на выработку тактики занижения ожиданий.

3. При очень сильной заинтересованности в достижении высоких ре­зультатов (сильная мотивация) испытуемый, не желая обнаружить этого, занимает позицию, скрывающую его истинные желания, и занижает декларируемый уровень притязаний.

4. Тревожность ухудшает способность к точному предвосхищению (точной оценке своих возможностей).

Испытуемые с неадекватным уровнем притязаний в зависимости от искажения оценки в ту или иную стороны были названы Рейковским «перестраховщиками» или «рискующими». И та, и другая позиция может быть, по мнению автора, предопределена высокой тревожностью.

Позиция «перестраховщика» (уровень притязаний ниже уровня достижений) основана на тревоге и связана с беспокойством о сохранении собственной позиции, желанием избежать риска. «Перестраховщики» обеспечивают себе некоторую зону безопасности; не подвергая себя такому количеству неуспехов, как те, кто такой зоны себе не оставляет.

Позиция «рискующего» (склонность к переоценке своих возможностей) тоже может быть обусловлена, по мнению Рейковского, личностной тревожностью. Тревожность может мобилизовать на достижение наиболее вы­соких результатов и затруднять реальную оценку данных.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.