Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка переносимости физической нагрузки по внешним признакам утомления






 

 

Объект наблюдения Степень и признаки утомления
Небольшая Средняя Большая (недопустимая)
Окраска кожи лица Небольшое покраснение Значительное покраснение Резкое покраснение или синюшность
Речь Отчетливая Затрудненная Крайне затрудненная или невозможная
Мимика Обычная Выражение лица напряженное Выражение страдания на лице
Потливость Небольшая Выраженная в верхней половине тела Резкая в верхней половине тела и ниже пояса
Дыхание Учащенное, ровное Сильно учащенное Сильно учащенное, поверхност­ное с отдельными глубокими вздохами, аритмичное
Движения Бодрая походка Неуверенный шаг, покачивание Резкое покачивание, дрожание, вынужденная поза с опорой, падение
Самочувствие Жалоб нет Жалобы на усталость, боль в мышцах, сердцебиение, одышку, шум в ушах Жалобы на головокружение, боль в правом подреберье, головная боль, тошнота, иногда икота, рвота

Например, только по цвету лица, мимике, дыханию и т.д. можно сделать вывод о степени утомления и внести необходимые коррективы в занятия. А вот эффективность метода наблюдения за выполнением юными футболистами технических приемов будет во многом определяться знанием данного вида спорта, то есть квалификацией преподавателей, их умением распознавать у занимающихся ошибки и находить эффективные пути их устранения. Метод опроса дает преподавателям, ведущим занятия в секции мини-футбола, хо­рошую возможность получить информацию непосредственно от самих учащих­ся - до, во время и после занятий: о самочувствии (боли в мышцах; в области сердца; в правом подреберье, особенно при беге; головные боли, головокруже­ние и прочее), о настроении (желание и нежелание заниматься). Измерение ЧСС является важным объективным показателем влияния занятий физичес­кими упражнениями на сердечно-сосудистую систему школьников. Следует иметь в виду, что ЧСС зависит от индивидуальных особенностей занимающих­ся и может заметно отличаться от средних данных. У тех школьников, кто систематически занимается физическими упражнениями, сердце работает более экономно. Потому ЧСС у таких учащихся в состоянии покоя значительно ниже, чем у школьников, пренебрегающих физической культурой и спортом. В табл. 12 приводятся средние данные ЧСС в покое у школьников, на которые рекомендуется ориентироваться на занятиях в секции мини-футбола.

Изменение ЧСС под воздействием систематических занятий физическими упражнениями происходит медленно. Такие изменения можно обнаружить только при длительном наблюдении. Однако отрицательные сдвиги, вызван­ные перегрузкой, переутомлением, проявляются достаточно скоро. Они обна­руживаются по изменению ЧСС и дыхания с применением разных функци­ональных проб, о которых говорилось выше.

Таблица 12

Средняя ЧСС в покое у школьников 8-17 лет

 

 

Возраст, лет Уд./мин
Мальчики, юноши Девочки, девушки
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Измерение ЧСС рекомендуется проводить у занимающихся в секции мини-футбола во время урока и после него. Это дает возможность оценить реакцию организма того или иного школьника на выполняемые физические упражне­ния. Так, при легкой физической нагрузке ЧСС у занимающихся достигает обычно 100-120 уд./мин, при средней нагрузке 130-150 уд./мин, а при большой нагрузке - свыше 150 уд./мин.

Важнейшим методом педагогического контроля является тестирование. С помощью этого метода, то есть по результатам его выполнения занимаю­щимися имеется возможность объективно определить уровень общей и спе­циальной подготовленности учащихся. Тестирование занимающихся в секции мини-футбола рекомендуется проводить в начале, середине и конце учебного года. Формы организации тестирования могут быть различными. Например, индивидуальное тестирование осуществляется с участием помощников пре­подавателя, а показанные результаты юные футболисты самостоятельно за­носят в заранее подготовленные карточки. При групповом тестировании каждая группа занимающихся, выполнив контрольное упражнение, самосто­ятельно переходит на следующую станцию и т.д. Регистрацию же результа­тов в этом случае могут вести помощники преподавателя, за которым остает­ся общий контроль за проведением занятий. При массовом тестировании все юные футболисты выполняют контрольное упражнение одновременно. В качестве такого примера можно привести участие в кроссе.

В зависимости от содержания тестов преподаватель подбирает необходи­мый инвентарь: стойки, рулетки, секундомер, набивные мячи и т.д. Этот инвентарь должен быть распределен по станциям, которые располагаются по квадрату, прямоугольнику или кругу. Число станций зависит от количества контрольных упражнений и численности юных футболистов. На каждой станции располагаются помощники преподавателя, которые предварительно проходят инструктаж. По окончании занятия или же на следующем занятии преподаватель доводит до юных футболистов результаты тестирования и дает рекомендации занимающимся.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.