Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Письмо 11,1884, опубликовано в «Избранные вести», т. 3, с. 96-90.
Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт конференции 1919 года, мы сами подготовили почву для будущих проблем. —И наше поколение, к сожалению, с ними столкну —Да, Джин, мы то самое поколение, которое с этими Собрав свои бумаги, доктор Смитарст продолжил читать: «Вопрос об инспирации Елены Уайт стал центральным вопросом, обсуждаемым на сессии Генеральной конференции в 1922 году, когда консерваторы (или, правильнее будет сказать, фундаменталисты) пытались сместить Да-ниэльса с поста президента ГК. Следует признать, однако, что к тому времени было уже достаточно причин для его смещения: —он проработал в Генеральной конференции боль —он находился в конфронтации с некоторыми пре Тут доктор Смитарст отвлекся от бумаг и заметил: — Мне рассказывали, что президент Колумбийского Он опять вернулся к своим бумагам и подытожил: — Но самое большое давление оказывалось на участ
Глава 3 борном и Холмсом. Оба эти человека были настроены воинствующе еще с Библейской конференции 1919 года и активно пытались дискредитировать руководство церкви, находящееся в Вашингтоне. Они постоянно обвиняли наше руководство в скатывании в пропасть «высшего критицизма», усвоенного либерально настроенными протестантскими церквами и видели в себе тех, кто призван Самим Богом защитить веру адентистских пионеров, очистив тем самым нашу церковь от разрушительного влияния либерализма. Как уже было упомянуто, эти люди писали письма, которые широко распространялись по общинам, с целью разоблачить и опорочить руководство церкви. Холмс был до этого уволен из церковной организации за то, что выкрал ряд писем из архивов Генеральной конференции, написанных Е. Уайт и адресованных Прескотту и Даниэльсу. Публикуя свои брошюры, он использовал выдержки из этих писем, чтобы опорочить этих людей9. В своей работе, озаглавленной «Мы обладаем непогрешимым Духом Пророчества», датированной 4 января 1920 года и написанной Уошборну, но широко распространившейся по общинам, Холмс заявлял, что, хотя Е. Уайт и не училась в самых известных учебных заведениях мира, но ее Учителем был Сам Бог. Таким образом, писал Холмс, она была точна и компетентна во всех вопросах, будь то в области астрономии, геологии, диетологии, богословия, медицины или истории. Он обвинял руководителей и богословов церкви в том, что своими выступлениями на Библейской конференции в 1919 году они пошатнули доверие членов церкви к слу- Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт жению Е. Уайт10. Конечно, это была совершенно не компетентная оценка служения Е. Уайт. Но, возможно, большая часть адвентистов придерживалась тогда взглядов Холмса и Уошборна, нежели позиции Пре-скотга и Даниэльса. И это было не в пользу последних. — Все, как обычно, — заметил пастор Даунтон. — Я — Смелое заявление, Джаред, и все это свидетельст — Согласен, — ответил пастор Даунтон. — В течение нескольких дней Уошборн написал бро — Фактически Холмс выражал свое беспокойство по
9 Gilbert Murray Valentine, " W. W. Prescott: Seventh-day Adventist Educator", PhD dissertation, Andrews University School of Graduate Studies, August 1982, P. 481. 11 Washborn, " The Startling Omega and Its True Genealogy", p. 1, 6. Глава 3 няла кое-какие идеи из движения бойскаутов12. —Ничего себе! — воскликнул Михаэль. —Я не могу в это поверить, — добавила Джин. — бойскаутов? — Да, это так. Конечно же, с тех пор многое измени Среди делегатов было распространено и письмо Холмса. В нем он перечисляет 12 пунктов, по которым, как ему казалось, Даниэльс идет против Е. Уайт, подрывая ее авторитет. Обвиняя Даниэльса, он пишет: «Я твердо убежден, что церковь находится сегодня в плачевном состоянии во многом благодаря тому курсу, которому 12 В одной из работ, адресованных Холмсу, Уошборн писал: «По плодам их узнаете их. Недавно были предприняты попытки перенять планы и методы движения бойскаутов и привнести их в работу детского отдела нашей церкви. Это было решено теми, кто поддерживают «новое богословие». Это закономерный результат их учения. Я был в Англии, когда Баден-Поуэл, один из известных английских генералов, участник войны с бурами, организовал движение бойскаутов с целью развить у молодых людей воинствующий дух. Я не принимаю этих идей и поражаюсь тому факту, что адвентисты, всегда выступавшие против войны и учившие тому, что Господь призывает нас выйти из мира, заимствуют эти идеи у мирской военной организации. Эти соревнования по плаванию, искусство вязать узлы, походы и все остальное - это просто абсурд и противоречит всем принципам настоящей христианской веры». «The Startling Omega and Its True Genealogy», April 18, 1920, p. 14-15. Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт вы следуете. Со всей серьезностью я спрашиваю: может ли человек исполнять обязанности руководителя уже столько лет, если он не следует Божьим советам и упрямо держится своих собственных путей13? — Да, нелегко пришлось Даниэльсу и Прескотту, — — Действительно, это была непростая ситуация, —Ситуация для них была безнадежной, —произнес Дат. —Как бы они ни поступили, их все равно бы ждали —Да, я тоже так думаю, — задумчиво произнес док
— Вы хотите сказать, что их выкрали? — спросила — Никто не может сегодня ответить на этот вопрос. 13 Лично я ничего не имею против профессора Прескотта. Но я уверен, и многие согласятся со мной, что его влияние - это угроза для нашей церкви, он старается сохранить разрушительные теории доктора Ваггонера, по меньшей мере, частично... ядро, корень и семена теории, которой придерживаются все наши братья в Вашингтоне, это новое адвентистское богословие, новая доктрина о «ежедневной жертве»... Это новая доктрина и новое богословие Прескотга... Эта «смертоносная ересь» исказит истину; меня ужасает мысль, что новая доктрина о «ежедневной жертве» повлияет на все наши пророческие даты и откроет путь для других теорий, которые отбросят нас совершенно от вести 1844 года. Глава 3 Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт
еле сессии Спайсером, но большую часть информации можно почерпнуть из газеты, которая подробно освещала происходящее на конференции в Сан-Франциско. В ней пишется, как эмоционально Даниэльс защищал членов своей администрации от жестоких нападок против него, держа в руках документы, которые, как он заявлял, показывают, что все обвинения против него являются надуманными. Бюллетень Сан-Франциско пишет: «Уильям Спайсер, бывший секретарь церкви, стал преемником Даниэльса в роли президента Церкви АСД, а Даниэльс был избран секретарем организации, т. е. принял пост, который Спай-сер занимал последние 20 лет. Кандидатура Спайсера является компромиссом, вызванным борьбой между двумя партиями в церкви... Много критики и жестких обвинений в «грязной политике» последовало после принятия резолюции. Многие обвиняли руководителей церкви в «нехристианской пропаганде, клевете и ложных обвинениях», сопровождавших выбор кандидатов»14. ИТОГ СЕССИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ Доктор Смитарст опять обратился к своим бумагам: — Возможно, мы так никогда и не узнаем детали того, что происходило в 1922 году на Генеральной конференции. Одно известно: Уошборн был убежден, что его письмо все же убережет церковь от «заразы высшего критицизма»15. В газетах писалось, что Даниэльс находился в крайне подавленном состоянии. Он едва сдерживал слезы, когда отказывался от своей кандидатуры на пост президента и обещал ревностно служить церкви. Спайсер, как пишут обозреватели, неохотно 14 The Bulletin (San Francisco), May 23, 1922, p. 2. Для подробной инфор 15 Letter, Washbom to F. M. Wilcox, November 27, 1931. принял на себя обязанности своего предшественника. Оба были близкими друзьями. Однако, испытывая давление во стороны делегатов, он согласился, попытавшись сохранить единство в церкви. Сомневаюсь, что это было сделано в угоду Уошборну и Холмсу, так как точка зрения Спайсера по поводу Е. Уайт не отличалась от мнения Даниэльса16. —Должно быть это было тяжело для обоих, — пред —Да, так оно и было. Однако оба они достойно спра Позже Даниэльс совершил поездку в Австралию и провел там серию встреч для пасторов. Некоторые из этих встреч были связаны с трудами Е. Уайт. У меня есть его конспекты, которые были разосланы пасторам, но он никогда больше не говорил о ее служении так, как на 16 Letter, W. A. Spicer to L. Я. Conradi, November 30, 1914. В этом письме Спайсер объясняет Конради свою позицию по поводу необходимости поместить в новое издание «Великой борьбы» информацию о том, как эта книга создавалась. Он жаловался на издателей за то, что они не внесли изменения в те отрывки, где, по его мнению, это было необходимо. Глава 3 Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт
конференции 1919 года. Очевидно, что он переживал по поводу реакции, которую вызвала его позиция на той конференции, поэтому он никогда больше об этом не говорил, по крайней мере, публично17. —Да, грустная история, — вздохнула Джин. — Дани- —Позвольте мне продолжить читать: «Случилось так... что в последующие несколько месяцев, когда борьба между либералами и фундаменталистами в протестантском мире разгорелась и в других церквах, наша церковь была вынуждена склониться на сторону фундаменталистов.18 В особенности это коснулось вопроса о богодухновенности как Библии, так и Е. Уайт. Булл и Локхарт выразили позицию, превалирующую в ту эпоху в истории адвентистской церкви, следующим образом. «Ключевым моментом в истории во время Первой мировой войны и 20-х годов прошлого столетия была борьба между модернистами и фундаменталистами. Многие крупные церкви пережили раскол, а менее значительные 17 После того, как он был снят с поста президента, Даниэльс исполнял 18 Чтобы увидеть, насколько адвентисты были озабочены тем, чтобы быть по своей численности деноминации, такие как адвентистская церковь, поддержали движение фундаменталистов. В XIX веке церкви надо было прежде всего найти пространство и обозначить границы своего богословия. В самом начале XX века многие верующие в США вынуждены были выбирать: либо встать на сторону тех, кто за эволюцию, либо тех, кто против, за библейский критицизм, либо против него, за секулярный либерализм либо против. Адвентисты не были исключением, и они твердо заняли позицию в поддержку фундаментализма... Но было бы ошибочным уравнивать это упрочнение в позициях с ростом адвентистского интеллектуализма. Скорее всего, все было наоборот. Интеллектуально наполненных богословских дебатов, которые печатались раньше на страницах Ревью, больше не было... Они принимали новые идеи, зачастую даже не обсуждая их, как это обычно делали их предшественники. Адвентисты, подобно фундаменталистам, с которыми они себя идентифицировали, без всяких обсуждений приняли тринитаризм, а также твердую позицию по поводу непогрешимости Священного Писания»19. — Итак, наша церковь все же претерпела определен — Да, некоторые из наших выдающихся историков Bull and Lockhart, Seeking a Sanctuary, p. 89-91. Глава 3 ции. Все меньше и меньше было богословских дискуссий на эту тему, и казалось, что люди принимают теории, даже не проверяя их. Посмотрите, о чем они говорят дальше: «Если сосредоточиться только лишь на тех изменениях, которые имели место в церкви после Второй мировой войны, может быть получена ложная картина истории адвентистской церкви. Создавалось впечатление, что динамика развития нашей церкви сдвинулась от исторически достоверных фактов к компромиссу с основными крупными деноминациями. Но то, что многие авторы считают историческим адвентизмом, по сути, представляет собой порождение XXстолетия. Это своеобразный синтез, который имел место в 20-е годы и который продолжал доминировать в церковном сознании вплоть до 60-х годов»20. Итак, в начале 20-х годов прошлого столетия, после смерти Е. Уайт, мы имеем адвентизм, доминирующей формой которого стал фундаментализм. Именно из него мы переняли основные положения. Фундаменталистские взгляды стали преобладающими в церкви. Если при жизни Е. Уайт эти тенденции лишь только намечались, то после ее смерти они стали приобретать все более и более четкие формы. Вот еще цитата: «В течение последующих нескольких лет прибавились и другие факторы, укрепившие консервативную реакцию: один из них это Великая депрессия. История показывает, что во времена лишений или нестабильности общество склонно идти противодействующим путем. Христианские церкви отражают культурный контекст, в котором они существуют, и это в равной степени относится и к адвентизму». Джин не выдержала. Глядя на доктора Смитарста, она сказала: «Вы хотите сказать этим, что адвентистская 20 Bull and Lockhart, Seeking a Sanctuary, p. 89-9 T, выделено мною. \ Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт ера моего отца и моей матери, вера, которая была очень консервативной во многих отношениях, в том числе в ом, как они использовали труды Е. Уайт, формировалась под влиянием адвентизма в эпоху уже после смерти Ц. Уайт, адвентизма, выбравшего такой путь, который etoy не предназначался. Это очень важно для меня. Я полагаю, что у меня очень консервативное воспитание. Мои родители пользовались цитатами из книг Е. Уайт как последней инстанцией по любому вопросу, и буквально пытались внушить их нашему детскому разуму. Оказывается, это было неправильно. — Ты права, Джин. Это именно то, о чем я говорю, — согласился доктор Смитарст. — Большинство тех, кто покинул наши церкви и кто пишет сегодня разные книги или ведет блоги в Интернете, в которых они порочат нашу церковь, те, кто делают видеофильмы, в которых в негативном свете выставляют Е. Уайт, — это люди, выросшие в том же окружении, что и ты, Джин, — добавил пастор Даунтон. — По сути, они выступают против той формы, которую адвентизм приобрел после смерти вестницы Божьей. Наряду с этим они противостоят и тому, что я бы характеризовал как неправомочное использование ее трудов. Это когда люди используют то, что писала Е. Уайт, в качестве оружия против других людей. Они избирательно цитируют ее писания, чтобы оправдать или доказать свои собственные идеи. Но помните, что есть люди, которые то же самое пытаются проделать и с Библией. — Но так же быть не должно, — ответил Даг. — Слава — А мои родители не были такими, — заметила мис Глава 3 Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт
— Вы должны быть благодарны им за это, — ответил — Спасибо за ваши комментарии, — поблагодарил их — Простите, что уводим вас в сторону, — извинилась Джин. — Все в порядке, я понимаю. Вы выражаете мнение многих. Взяв в руки бумаги, доктор продолжил читать: «Президенты, которые возглавляли Церковь после Даниэльса и Спайсера, были более консервативными в своих взглядах. Возможно, они чувствовали огромную ответственность за Церковь, чтобы сохранить ее в единстве, особенно в это время, когда вестницы Божьей уже не было с ними. В то время многие христианские деноминации были изъедены изнутри последствиями модернизма. Многие историки замечают, что после смерти основателя движения следует период укрепления или утверждения, когда основная концентрация внимания направлена не на исследование чего-то нового или отличного от того, чего они в основном придерживаются, а на утверждение и закрепление идей и учений, которые были приняты прежде. Дон Макадаме, известный адвентистский историк, описал это явление следующим образом: «Задача лидеров второго поколения — удержать движение и сохранить деноминацию, не имея авторитета и влияния отцов-основателей. Сталкиваясь с возможностью распада, лидеры второго поколения воздвигают символ деноминации на пьедестал и провозглашают великой добродетелью мудрость и авторитет ныне покоящихся отцов-основателей. Ничего так не придает лидерам второго поколения авторитета, чем говорить о мудрости основателей движения и провозглашать самих себя как обладающих уникальным правом интерпретировать их наследие»21. —Вы хотите сказать, доктор, что произошедшее с ад —Вы правы. В тех деноминациях последующее поко —То есть мы не должны удивляться, если некоторые —Да, так и есть, — ответил Даг, и нам, наверное, сле — Но давайте не будем столь жестоки по отношению «Возможно, они видели, как церковь, недавно избежавшая влияния пантеизма, теперь сталкивается с другой проблемой — проблемой «высшего критицизма». 21 Donald R. McAdams, " Shitting Views of Inspiration, Ellen G White Studies in the 1970s", Spectrum, Vol 10, No 4, P. 27.
Глава 3 Под сомнение была поставлена не только Библия, но и служение Е. Уайт. Они были свидетелями разъедающего влияния «высшего критицизма» во многих крупных деноминациях и поэтому решили не позволить этому влиянию разрушить нашу церковь. Гэри Лэнд, известный ученый, историк адвентистской церкви, преподающий на кафедре истории в университете Андрюса, описывает позицию руководителей церкви в отношении служения Е. Уайт в период до и после ее смерти22. Он говорит о том, что руководители церкви стали присваивать ее работам все больший и больший авторитет. Были определенные причины, по которым они это делали. Однако все чаще и чаще они стали использовать ее писания как последнюю инстанцию. Наметившаяся тенденция была совершенно неосознанной. —Мне кажется, что ничего страшного не происходи —Но это привело к дисбалансу, — заметил Дат. —Да, и это оказало «нездоровое» влияние на церковь, — добавил пастор Даунтон. — Вы правы, — ответил доктор Смитарст. 22 Лэнд пишет: «Лидеры церкви в течение последующих нескольких лет начали просвещать читателей через страницы журнала Ревью энд Геральд о роли Е. Уайт в нашей церкви». Сравнивание критики Джоунса в адрес Е. Уайт с «высшим критицизмом» Библии, по сути, уравнивало труды Е. Уайт с Библией. Церковные руководители всячески боролись против этого уравнивания, однако страх, что эта тенденция сохранится и в будущем, не исчезал. Многие в церкви искренне верили в то, что работы вестницы Божьей должны стоять в одном ряду с Библией. В ответе Джоунсу, опубликованном в Ревью, было написано: «Мы не ставим Свидетельства выше Библии...» Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт — Хотя эти лидеры не осознавали этого, но своими аргументами они подразумевали, что одной Библии недостаточно, чтобы привести верующего к истине. В своих попытках защитить труды Е. Уайт от критики, они стали подчеркивать значение ее работ в гораздо большей степени, чем в прошлые годы. Этот вывод можно сделать из того, что в Ревью резко увеличилось не только количество статей о Духе Пророчества, но также и количество ссылок на ее труды, которые авторы журнала использовали, чтобы подтвердить свои аргументы по тому или иному богословскому вопросу. Гэри Лэнд на страницах своей книги «Адвентизм в Америке» показывает нам, каким образом произошел этот сдвиг и как трудам Е. Уайт был придан такой авторитет в богословских вопросах23. Это идет вразрез с тем, что однажды писал Джеймс Уайт: «Есть люди, которые решили, что Ревью и другие журналы будут преподносить точку зрения миссис Уайт как 23 Там же. Лэнд продолжает: «Когда в 1915 г. Е. Уайт умерла, многие члены церкви задавались вопросом, изберет ли Бог нового пророка из Своего народа. Уилкокс предложил, что Церкви следует продолжать следовать Библии и трудам вестницы Божьей. Через 4 года после ее смерти дебаты, публично начатые А. Джоунсом в 1906 году, подошли к концу. Летом 1919 года церковь созвала руководство и учителей богословия на Библейскую конференцию... На второй день, несмотря на их очевидное согласие в том, что они отвергли теорию вербальной инспирации и непогрешимости трудов Е. Уайт, участники не предприняли каких-то конкретных шагов. Боясь, что члены церкви могут быть потрясены этим фактом, они посчитали, что осторожность в этом случае будет более уместна... И как результат выводы этой дискуссии в основном так и остались неизвестными для членов церкви. Таким образом, конференция 1919 года положила конец дискуссии, начатой Джоунсом. Но все же окончание этой дискуссии носило несколько размытый характер, на вопросы Джоунса так и не был дан точный, удовлетворительный ответ. Как бы то ни было, руководители церкви были твердо убеждены в пророческом даре Е. Уайт и придавали ее трудам большой авторитет. Хотя теоретически они рассматривали «Свидетельства для Церкви» как стоящие ниже Библии по своему авторитету, они считали их обязательными для адвентистов. И как результат, Б. Уайт приобретала все больший богословский авторитет в церкви» (выделено мною). Глава 3 своего рода критерий принятия той или иной доктрины и критерий церковного членства... Какую позицию Ре-вью занимает по отношению к трудам миссис Уайт? Все мысли, публикуемые в наших статьях, почерпнуты из Священного Писания. Ни один автор в Ревью никогда не ссылался на ее мнение как на авторитет по любым вопросам»24. Джеймс Уайт не был против публикаций высказываний своей жены в Ревью. Он печатал ее работы25. Но хотел подчеркнуть, что ее точка зрения не должна быть критерием для проверки богословских теорий. Только Библия обладает подобным авторитетом. — Но после ее смерти все изменилось, — сказал — Ты прав. Я обращусь сейчас к книге Ричарда Швар «С самых ранних дней ее служения соработники Е. Уайт относились к ней как к сосуду, через который Бог давал Своей церкви поддержку, наставление и обличения. Они не воспринимали ее труды как источник создания новых вероучений или доктрин. Таким авторитетом обладает только Библия»26. 24 Review and Herald, October 16, 1855, p. 61. 25 Джеймс все же переоценил угрозу критицизма и какое-то время не 26 Schwarz, op. cit., p. 180. Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт — Это как в 1 Кор. 14: 3, где говорится, что пророче —Ты права, Джин. Я думаю, что верующие ранней ____________________________ ПОСТЕПЕННЫЙ ПРОЦЕСС Доктор Смитарст отложил в сторону бумаги и начал протирать стекла очков. —Я хочу еще раз подчеркнуть, что здесь не было злого —Да, я понимаю, — сказал Даг. — Имел место посте —Верно. Е. Уайт не была вовлечена в борьбу против —Когда Е. Уайт умерла, право на публикацию ее тру
Глава 3 торская ассоциация нуждалась в книге о евангелизме; отдел образования нуждался в книге, которая помогла бы педагогам в преподавании психологии. Компиляции составлялись разными людьми. Например, сотрудники кафедры диетологии университета Лома-Линда сделали компиляцию материала для книги «Пища и питание»; Роберт Олсон составил книгу «События последних дней»; Д. Делафилд работал над книгой «Советы пенсионерам»; издательства вышли с инициативой создания утренних стражей по трудам Е. Уайт. — Сколько же много компиляций увидело свет! — — Да, Е. Уайт умерла, но наши руководители и мно Однако вернемся к главной теме. Диспуты, которые велись по вопросу о богодухновенности на Библейской конференции 1919 г., были почти позабыты на протяжении последующих нескольких десятилетий. Протоколы пропали. Большинство, подобно Даниэльсу, не хотели их предавать огласке, потому что там было столько спорных моментов, столько столкновений, что их публикация могла бы привести к еще большим проблемам. Возможно те, кто обладал наиболее полной информацией по этому вопросу, были напуганы и молчали. Терри Амодт описывает историю колледжа Уолла Уол-ла и сообщает о том, с каким подозрением в колледже относились в ЗО-е годы к богословам, получившим ученые степени вне стен наших учебных заведений. Она показывает, как трудно было для многих принять тот факт, что церкви необходимо выйти за пределы своего окружения, чтобы получить образование. Из того, о чем она пишет, явно просматривается, что в нашей церкви доминировал Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт фундаменталистский образ мышления. Особенно это касается вопроса об инспирации и авторитете Е. Уайт27. 1 Но были и поводы для беспокойства. В 1942 году в своем письме к Генеральной конференции М. Андреа-сон описывает свою оценку состояния служения в церкви следующим образом: «Если учесть мой многолетний опыт, как преподавателя семинарии, я авторитетно заявляю, что ситуация по вопросу о позиции Е. Уайт в нашей церкви сегодня сложна, как никогда раньше».28 Доктор Смитарст отложил бумаги и продолжил: — Ричард Хаммилл рассказал29 мне, когда несколько лет назад перед его смертью я брал у него интервью, что, находясь в колледже Уолла Уолла, он узнал от доктора Шиллинга об инспирации мысли, в то время как в церкви всех учили теории вербальной инспирации30. Он подтвердил, 27 Terrie Dopp Aamodt, Bold Venture: A History of Walla Walla College, Walla Walla College Publication, 1992. В этой книге, в 6-й главе, озаглавленной «Сохраняя веру», повествуется о том, с какими проблемами столкнулся преподавательский состав богословского факультета колледжа в 30-х годах. Подозрительное отношение, возникшие к некоторым преподавателям богословского факультета просто потому, что они имели ученые степени, полученные не в адвентистских учебных заведениях, показывает отношение к современному образованию, присущее многим фундаменталистам того времени. Харольд Басе, Фредерик Шиллинг и Уильям Ландеен были среди этих преподавателей. Нам, конечно, со стороны сложно судить о каждом конкретном случае, но интересно отметить отношение к ним одного из члена Совета колледжа, Лемюеля Эстеба, который однажды сказал Харольду Бассу: «Харольд, если бы миссис Уайт написала, что твоя шляпа черная, а не белая, она все равно осталось бы для меня белой». «Лем — ответил Басе, — Бог дал мне глаза, чтобы различать черное и белое, и то, что между ними, и пока я остаюсь нормальным человеком с «хорошим зрением, я не одену очки Е. Уайт или чьи-либо еще, чтобы видеть то, что нужно. Если я не буду пользоваться Богом данными мне возможностями восприятия этого мира, я перестану быть человеком». М. L. Andreason, Letter to J. L. McElhany and W. H. Branson, December 25, 1942, Andrews Univeristy Heritage Room, Andreason file 5. Ричард Хаммилл, бывший президент Университета Андрюса и ви- Це-президент ГК. Теория об инспирации мысли выражается в том, что Господь дает мысли и идеи автору, а он уже выражает эти идеи своим языком. Вербальная инспирация часто ассоциируется с тем, что Бог диктует каждое слово автору. Эта идея часто ассоциируется также с концепцией непогрешимо-
Глава 3 Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт
что непогрешимость Шиллингом не обсуждалась, все тогда верили в непогрешимость писаний Е. Уайт. Однако из-за возникших проблем такие преподаватели, как Шиллинг, вынуждены были «замолчать». В те ЗО-е годы было даже опасно учить теории инспирации мысли. Существовали тогда в церкви и другие проблемы, например, значение слов «ежедневная жертва», истолкование Армагеддона, идентификация «царя северного», но центральной проблемой все-таки оставалась проблема богодухновенно-сти, причем вербальной инспирации и непогрешимости придерживалось большинство членов церкви»31. Доктор закончил чтение: «После смещения Даниэль-са с поста президента Генеральной конференции церковь еще дальше отошла от его понимания теории инспирации». —А как же с тем, что сама Е. Уайт писала об инспира —То, что Е. Уайт писала об инспирации, можно най сти, где ни одно слово не может быть ошибочным и ни в коем случае не может рассматриваться как обусловленное существующей культурой. 31 Интервью автора с Ричардом Хамиллом, март 1993 г. Он рассказы 32 Избранные вести, т. 1, с. 15-21. 33 Interview with Raymond С. Cottrell, March 1993. Е. Уайт говорила на тему непогрешимости34, но эта информация как бы осталась незамеченной. И все это не имело сильного влияния до тех пор, пока не вышли в свет «Избранные вести». К тому времени лишь немногие имели представление о том, как Е. Уайт писала свои труды. Я опять цитирую: «Среди руководителей церкви, которые весьма способствовали продвижению в адвентизме теории вербальной инспирации и непогрешимости Е. Уайт, были С. Хаскелл и Дж. Лафборо. Оба были уважаемыми персонами в церкви, служение которых пришлось на период еще до начала 20-х годов. Оба были современниками Е. Уайт и их воспринимали как авторитетов в этой области. В период с 1930 по 1940-е годы в церкви было много людей, которые верили в то же, о чем говорил Да-ниэльс, но они не осмеливались возвысить свой голос. В 1935 году, например, Д. Робинсон и У. Уайт хотели выпустить брошюру, открывающую адвентистам правду по этому вопросу, но тогдашние руководители не допустило этот материал к публикации, потому что он разительно отличался от того, во что в основном верила церковь35. Такое случалось часто. Несколько человек не понаслышке знали, как работала Е. Уайт, но они не могли поделиться тем, что знали с членами церкви из-за страха стать изгоями». —Я думаю, им следовало бы это сделать, несмотря ни —Я согласна с тобой, — добавила Джин. —Нам легко сидеть здесь и рассуждать, как им следо 34 См. F. M. Wilcox, 77ie Testimony of Jesus, Review and Herald Publishing 35 Из интервью автора с Робертом Олсоном, март 1993 г. Глава 3 гда намного безопаснее, чтобы тебя считали консерватором, нежели либералом. —И все же это странно, что причина смещения Дани- —Верно, — согласился доктор Смитарст и начал сно «Библия написана не на возвышенном сверхчеловеческом языке. Иисус, дабы общаться с человеком на его уровне, облачился в человеческую плоть. Так и Библия должна быть передана человечеству на их языке. Все человеческое несовершенно. Одни и те же слова могут обозначать различные понятия, для каждой определенной идеи не найти одного определенного слова. Библия дана нам для практических целей... Библия написана людьми по вдохновению Святого Духа, но это не означает, что она отражает способ мышления и выражения мысли, присущий Богу. Стиль ее написания характерен для человека. Бог не представлен как писатель. Люди часто говорят, что те или иные выражения не могут быть Божьими, но Бог не дает возможности судить о Себе в словах, логике, риторике, изложенных в Библии. Авторы Библии были Божьими писцами, но не Его пером. Посмотрите, насколько отличаются библейские книги, написанные разными авторами. Не слова Библии, но люди, ее писавшие, были вдохновляемы Богом. Вдохновение воздействует не на слова или выражения человека, но на него самого, и разум его под влиянием Святого Духа наполняется определенными мыслями. Конкретные слова, в которые облекаются эти мысли, несут отпечаток индивидуальности. Так распространяются Божественные наставления. Божественный разум и воля объединяются с разумом и волей Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт человеческой; таким образом написанное человеком становится словом Бога»36. —Это далеко не то, что большинство людей думают —Верно, Джаред, — ответил ему доктор Смитарст. —Позволю себе повториться, этот материал не имел —Это удивительно! — воскликнул Дат. — Я несколь —Взгляды Е. Уайт по этому вопросу очень важны для Тема об инспирации Библии много лет не так часто обсуждалась в адвентистских кругах. Кроме Е. Уайт и Дж. Батлера, никто, пожалуй, не уделял этому вопросу Е.Уайт. Избранные вести, т.1, с. 20-21. Глава 3 столько внимания. Богодухновенность Библии воспринималась всегда как само собой разумеющийся факт, но учитывая желание в 1883 году провести редакцию «Свидетельств для Церкви», можно сказать, что мы никогда не исследовали детально то, во что мы верим. Возможно, тема богодухновенности Библии была отодвинута в сторону более сложными проблемами, которые пыталась решать Церковь. — Да, это действительно так, — произнес Дат. — В те — Время от времени некоторые преподаватели и ру Истинной причиной того, что эта проблема не обсуждалась на протяжении тридцати лет, Дат, является то, что мы как церковь нормально существовали все это Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт время. Так для чего же рассказывать об этом людям, подвергая себя тем самым риску быть непонятыми и отвергнутыми? Ну что ж, на сегодня, пожалуй, достаточно, давайте помолимся и разойдемся. На следующей неделе мы продолжим говорить о периоде в истории нашей церкви после того, как умерла Е. Уайт. Я надеюсь, что сегодняшняя беседа не была скучной для Шэрон и Михаэля. Никакого ответа с их стороны не последовало, и по выражению их лиц невозможно было понять, что они думают по поводу состоявшегося разговора. Джин прервала это неловкое молчание, сказав: — Я уверена, что они внимательно следили за ходом нашего разговора. И я думаю, что у них есть вопросы, которые они хотели бы вам задать, когда будет подходящее время, не так ли? Эта реплика матери вызвала еле заметную улыбку на лице Шэрон. Михаэль хранил молчание.
|