Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как было утрачено истинное представление о том, какой на самом деле была Е. Уайт







Джини Даг обрадовались, когда Михаэль и Шэрон сообщили им о своем желании прийти на следующую встречу. Родители думали, что им придется усердно потрудиться, убеждая детей остаться дома, осо­бенно когда узнали, что друзья Михаэля и Шэрон при­гласили их на какую-то вечеринку.

После вступительной молитвы о Божьем водительст­ве доктор Смитарст произнес:

—То, что я собираюсь рассказать вам сегодня, явля­
ется информацией, которую знают далеко не все члены
церкви. С ней знакомы лишь несколько историков ад­
вентизма и некоторые пожилые члены церкви. Для того,
чтобы ответить на вопрос, почему вы раньше не слыша­
ли о материале, которым я поделился с вами, я думаю,
необходимо познакомиться с той дискуссией, которая
имела место в нашей церкви в 20-х годах, вскоре после
смерти Е. Уайт. Я понимаю, что эта информация может
обескуражить некоторых из нас, особенно наших моло­
дых людей — Михаэля и Шэрон.

—Не беспокойтесь, — ответил Михаэль. — Мне нра­
вится следить за баталиями.

Он не ответил на неодобрительный взгляд матери.

— Ну что ж, я понимаю, слушать о баталиях, проис­
ходящих между лидерами церкви, не совсем приятно,
поэтому позвольте мне заверить вас в том, что подоб­
ные вещи не ограничиваются одним лишь адвентиз­
мом. В раннехристианской церкви между ее руководите­
лями тоже имели место проблемы. Давайте прочитаем
Деян.15: 1.

Доктор взял Библию, но перед тем, как прочитать, заметил:


Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт

«Когда раннехристианская церковь решила прини­мать обращенных из язычников, между руководителя­ми церкви возникли разногласия по поводу того, какие требования предъявлять к этим новообращенным языч­никам. Об этом написано в начале 15-й главы. Я прочи­таю стих 1 и 2: «Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не мо­жете спастись. Когда же произошло разногласие и нема­лое состязание у Павла и Варнавы с ними...»

Отложив Библию, доктор Смитарст добавил:

—Я полагаю, не обошлось без потрясания кулаками и
раскрасневшихся от гнева лиц. Однако как тактично
Библия описывает эту ситуацию....

—Вы хотите сказать, доктор, там была реальная пота­
совка, — прервал его Михаэль.

—Да, в каком-то смысле так оно и было, — ответил
доктор Смитарст. — Но посмотри, как эта тема вновь
возникает в Гал. 2: 11. Павел пишет:

«Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично про­тивостал ему, потому что он подвергался нареканию».

Он ел с язычниками за одним столом, пока христиане из иудеев не пришли, после этого он стал прятаться и та­иться, опасаясь своих собратьев-иудеев. Это очень огор­чило Павла, я бы даже сказал, Михаэль, что Павел впервые вызвал Петра «на ковер». Это, образно говоря, была схватка лидеров в тяжелом весе, и, должно быть, ме­стной общине неприятно было за всем этим наблюдать.

Лидеры, как правило, пользуются особым уважением и почетом, и обычно принято считать, что на высоких уровнях не возникают разногласия. Но это не так. Исто­рия показывает, что в ведущих деноминациях всегда возникали сложности во взаимоотношениях между их руководителями. Пока мы остаемся людьми, живущими в греховной плоти, мы вправе ожидать от лидеров раз­ногласий — и даже реальных столкновений. Люди не со-


 





Глава 3


Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт


 


вершенны, они всего лишь люди. Однако, это не опровергает того факта, что Бог работает с человеком, несмотря ни на что. Позволю себе повториться, все де­номинации во все времена переживали кризисы, разно­гласия и конфликты. Такова жизнь. Тем не менее это не умаляет важности того, о чем сказал Павел в 1 Кор. 3: 11:

«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос».

Давайте не забудем, что наша надежда на вечную жизнь покоится не на церковной организации и не на лидерах, а лишь на Иисусе Христе. На Нем одном. Если мы поймем это, мы легче сможем перенести то разоча­рование, с которым мы неизбежно столкнемся в челове­ческих организациях.

— Это правда, — сказал пастор Даунтон. — Я адвен­тист, потому что верю, что Бог дал нам особую весть, чтобы мы могли поделиться этой вестью с миром. Я верю, что эта весть исходит из Библии, и я не хочу, что­бы разочарования, связанные с церковными лидерами и организацией, поколебали мою уверенность в Боге.

Доктор Смитарст кивнул в знак согласия и взял в руки работу, озаглавленную «В тени Елены Уайт».1

ПРОБЛЕМА, СВЯЗАННАЯ С ИНСПИРАЦИЕЙ (БОГОДУХНОВЕННОСТЬЮ)

Большую часть своей истории, — начал он читать, — адвентистская Церковь находилась под влиянием суб­культуры американского протестантизма. Для церкви, вышедшей из лона консервативных протестантских де­номинаций, возглавляемой лидерами, не имеющими достаточного образования, было в каком-то смысле ес­тественным пойти путем либо антиинтеллектуализма, либо фундаментализма. В большинстве своем по вопро-

Грэм Брэдфорд. «В тени Елены Уайт».


су инспирации члены церкви придерживались точки зрения, очень схожей с фундаменталистской. Они счи­тали, что инспирация — это буквальная диктовка, и как следствие, непогрешимость написанного2.

Отложив бумаги, доктор Смитарст улыбнулся и про­изнес:

— Для того, чтобы вы имели более полное представ­
ление о том, как тогда думала наша Церковь по данному
вопросу и что приходилось переживать Елене Уайт, по­
звольте мне пересказать вам содержание одного письма,
которое она получила 5 июля 1890 года от В. Гайлса:

«Я вложил чек на 25 долларов. Это ваш гонорар за на­писание небольшой брошюры, включающей ответы и объяснения по тем 10 пунктам, которые написаны на вложенном листе. Если Ревью или " Знамения времени' не опубликуют ее, пожалуйста, перешлите вашу рукопись мне, и я сразу же ее напечатаю. Мне необходима ваша ра­бота как можно скорее, так как многие пребывают в со­мнениях или запутались, и я бы хотел им помочь. Если вы располагаете информацией о ловушках, которые сата­на расставил для грешников, стремящихся к спасению, вы можете добавить ее в свою работу. Я предполагаю, что эта брошюра будет где-то на 40—60 страниц»3.

Все дружно рассмеялись.

— Представьте себе, вы можете платить пророку и за­
казывать Богу ответы, — смеясь, заметила Джин.

Фундаменталисты обычно настаивают на отсутствии человеческого фактора при написании Библии. Их точка зрения противоположна позиции либералов, которые рассматривают Библию просто как литературный памят­ник. Церковь АСД придерживается срединной позиции между этими двумя крайними взглядами, утверждая, однако, что Библия есть безошибочное от­кровение Божьей воли, верный источник, в котором мы можем черпать зна­ния о Христе и на основании Библии мы можем строить свои доктрины. 3 Letter, W. W. Giles to Ellen White, 5/7/1890, цит. по: " Ellen G. White and the Essense of Adventism", Bert Haloviak, Central California Campmetting, August, 1987, p. 1.


 




Глава 3

— Примерно так представляли себе адвентисты дар пророчества, и, возможно, в наше время найдутся люди, думающие подобным образом, — ответил пастор Даунтон.

Доктор Смитарст продолжил читать:

«Если бы не влияние Е. Уайт по этому вопросу, воз­можно, адвентисты были бы строгими фундаментали­стами. Однако распространение ее писем, в частности, ее позиции по вопросу инспирации, оказывало все же свое влияние на церковь. В то время как протестантский мир спорил по вопросу о богодухновенности, адвенти­стская церковь пыталась разрешить этот же вопрос, только применительно к личности Елены Уайт.

Можно составить длинный список имен тех, кто имел свое представление о богодухновенности, но пытался все же понять ее концепцию по вопросу об инспирации4. Некоторые из них придерживались довольно крайних взглядов на то, каким образом Е. Уайт следует представ­лять свое служение. Когда им открылась информация о том, что в ее трудах встречаются какие-то неточности, они перестали доверять ее служению и по причине этого и ряда других обстоятельств покинули церковь. Другие, такие как, например, Прескотт, Даниэльс и Уильям Уайт, помогающие Е. Уайт в написании рукописей, име­ли более реалистичный взгляд по вопросу богодухновен­ности.5 Однако они никогда не старались просветить по

4 Такие люди, как Д. Канрайт, А. Джоунс, А. Белленджер и Джон Келлог,
казалось, твердо стояли на своих позициях в отношении пророческого дара
Е. Уайт, считая, что в ее трудах не может быть каких-то ошибок или неточно­
стей. Спустя определенное время, когда им стала доступна вся информация
по написанному Е. Уайт, они предпочли для себя скорее отвергнуть ее слу­
жение, чем изменить свои неверные представления на этот счет. За более
подробной информацией вы можете обратиться к статье: «Ellen White and
Doctrinal Conflict Context of the 1919 Bible Conference», Spectrum: a Journal of
the Assosiation ofAdventist Forums, Vol 12, No 4, June 1982, p. 19-34.

5 См. письмо Кларэнса Крайслера Прескотту от 27 декабря 1907 года.
В этом письме секретарь Е. Уайт просит Даниэльса и Прескотта помочь
им разобраться в некоторых библейских данных. Он проявляет уважение
к их знанию Библии и просит их приехать на несколько недель.


Как было утрачено истинное представление о Е. Уайт

этому вопросу остальных членов церкви. Несомненно, в нашей церкви по данному вопросу наблюдались поляр­ные мнения. Какова же на самом деле природа инспира­ции? Каковы ее функции и полномочия? Именно эти вопросы и были всегда причиной для разногласий в на­шей церкви, начиная еще со времен ее основания»6.

— Так разве на сессии Генеральной конференции
церковь не заняла позицию против вербальной инспи­
рации? — спросил пастор Даунтон. — Ведь Бог действи­
тельно не диктовал Елене Уайт каждое слово?

— Да, все верно, — ответил доктор Смитарст. — У меня
есть заключение этой сессии. Подождите-ка, оно было
где-то тут — а, вот оно. Я сейчас его прочитаю, но прежде
позвольте мне рассказать предысторию этого решения.
Возникла нужда в том, чтобы переиздать " Свидетельства
для Церкви", поскольку прежний тираж уже разошелся.
Было решено улучшить некоторые формулировки от­
дельных свидетельств, так как иногда Е. Уайт приходи­
лось писать в условиях дефицита времени, во время
поездок. Итак, вот часть того, что они тогда постановили:

«Учитывая то, что свет, дарованный Богом Своим слу­гам, просвещает человеческий разум, а значит, мысли, а не слова (за редким исключением), мы постановили...»

b Речь идет в том числе и о таких проблемах, как значение «ежеднев­ной жертвы», «закон в Послании к Галатам» и весть 1888 года о правед­ности по вере. Проблемы, с которыми церковь столкнулась в конце XX века, связаны с пониманием человеческой природы Христа и безгреш­ной жизни. Они напрямую связаны с осмыслением вопроса о роли трудов Е. Уайт и их соотношения со Священным Писанием. Вопрос заключался в следующем: следует ли нам принимать истолкование Библии Е. Уайт как истину в последней инстанции, или же наши взгляды могут отличать­ся от ее точки зрения. Те, кто считали позицию Е. Уайт непогрешимой, в каждом конкретном случае ссылались на нее. Таким образом, вместо того, чтобы доказывать что-либо на основании Библии, эти люди посто­янно ссылались на Е. Уайт. И часто случалось так, что, если кто-то пытал­ся доказать что-либо только на основании Библии, он или она автоматически оказывались под подозрением, что они не принимают Е.Уайт.


Глава 3

Они довольно ясно выразили свою позицию, —
прервал его пастор Даунтон.

— Да, действительно. Эта резолюция была опублико­
вана в Ревью1, но натолкнулась на оппозицию тех, кто
находился в Батл-Крике. Эти люди не собирались под­
пускать к Свидетельствам никого. Урия Смит, посколь­
ку его попросили отредактировать текст Свидетельств,
столкнулся с серьезной проблемой. Пересмотр рукопи­
сей с целью исправить все, что необходимо, возмутил
многих адвентистов. Когда Е. Уайт услышала об этой шу­
михе вокруг ее трудов, она написала Смиту письмо, про­
ся его продолжать эту работу несмотря ни на что.8
Совершенно очевидно, что она никогда не принимала
теорию вербальной инспирации, то же самое можно ска­
зать и о руководителях церкви. Однако многие адвенти­
сты придерживались именно этой теории, потому что в
те дни это была теория большинства.

 

— Жаль, что они не предприняли больше усилий,
чтобы просветить церковь в этом вопросе, — высказал
свое сожаление Дат.

— Легче сказать, чем сделать это, — ответил доктор
Смитарст. — Ты знаешь тип мышления некоторых лю­
дей. Стоит им сказать, что они не правы, и эти люди сде­
лают вашу жизнь невыносимой.

— Да, так оно и есть, — согласился Дат.
Доктор Смитарст продолжил:

— Кроме того, создается впечатление, что церковь
устраивало существующее положение вещей и руково­
дители просто не чувствовала нужды в пересмотре того,
чему члены церкви были научены ранее. И пока не воз­
никало видимых проблем, церковь довольствовалась
своим статусом-кво. Однако, как записано в протоколах

Review and Herald, November 27, 1883.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.