Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Там же, с. 449,450.








Все молчали.

— Тогда позвольте мне зачитать вам его еще раз.
Доктор Смитарст пролистал бумаги, сложенные в пап­
ке, нашел то, что искал, и начал читать:

— «Сестра Уайт часто приводила цитаты из истории.
Описание исторических сцен, представленных ей в виде­
ниях, приводимые ею высказывания историков служили
одной цели — научить пути спасения. Она не ставила пе­
ред собой задачу подтвердить точность тех или иных
исторических фактов или внести какую-то правку в исто­
рические книги. Главным для нее было представить про­
стым людям драматичный характер великой борьбы между
добром и злом, чтобы вызвать в них ненависть ко греху и
воспитать верность Царю царей...

Отсюда ясно видно, что труды Е. Уайт не могут быть использованы с целью доказать историческую точность тех или иных авторов или исправить их ошибки. Их ос­новное предназначение — сделать ясными для людей живые истины Божьего Слова, показать практическое значение знамений времени и исполнение пророчеств. История используется лишь для того, чтобы проиллю­стрировать духовные уроки, содержащиеся в книге»8.

Отложив бумаги в сторону, доктор Смитарст посмот­рел на людей, сидящих перед ним, и произнес:

8 Письмо Уильяма Уайта Ф.М. Уилкоксу, 27 апреля 1915. DF107d. Точ­ка зрения У. Уайт поддерживается сегодня ведущими исследователями в адвентистской церкви. Прочтите следующие высказывания: «Роль Е. Уайт как толкователя Библии заключалась прежде всего в том, что она была евангелистом - не экзегетом, и, по сути, даже не богословом, но проповедником и евангелистом... Отсюда следует, что ее служение мож­но охарактеризовать как пророческое, наставляющее и назидающее, а не как экзегетическое...Она, подобно истинному пророку, искренне же­лала, чтобы ее послания служили какой-то определенной ситуации здесь и сейчас и не были просто орудием духовного стимулирования ее читате­лей или слушателей. Она жила во время евангельского возрождения, и ее главной целью было привлечь внимание людей, привести их к покая­нию, а не просто передать информацию».Raoul Dederen, Ministry, special insert on inspiration entitled " Ellen White's Doctrine of Scripture", July 1977, P. 24H, выделено мною.


Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт

—Другими словами, Е. Уайт, подобно любому другому евангелисту или пастору, ставила перед собой основную цель — привести людей ко Христу. Материал, который она заимствовала, в ее дни считался исторически точ­ным, а культурные особенности тогдашней жизни, пред­ставленные в ее книгах, служили лишь иллюстрацией к важнейшим духовным истинам. Это было хорошо из­вестно тем, кто тесно работал с ней, но, к сожалению, это понимали не все.

Однажды Прескотт написал письмо Уильяму Уайту, укоряя его, что он не прикладывает достаточных усилий, чтобы исправить неверное представление в умах людей о том, каким образом пишутся книги Елены Уайт9. Кажет­ся, что Уильям Уайт пытался — и не без трудностей — объяснить людям весь этот процесс. Кстати, еще задолго до этого, в 1883 году, они пытались переиздать «Свиде­тельства для Церкви», проделав более тщательную редак­торскую работу, однако многим членам церкви это не понравилось, что свидетельствует нам о том, что данная тема всегда вызывала разногласия и трудности в объясне­нии. Помните, что многие верующие недостаточно ос­ведомлены в вопросах инспирации. Те же, кто сведущ в этом вопросе, считает, что нет особой необходимости делиться этим знанием с другими. Как только ты нач­нешь это делать, ты столкнешься с риском быть осуж­денным. Намного легче занять миролюбивую позицию и оставить все как есть.

9 Прескотт писал: «То, как используются рукописи твоей матери, и то ложное впечатление, которое создается у людей от них, все еще имеет место быть среди людей, которые причиняют мне много неприятностей. Я допускаю, что были некоторые неточности, непреднамеренно допу­щенные при составлении некоторых ее книг, и не было приложено доста­точно усилий, чтобы развеять сомнения и заблуждения людей по поводу ее трудов. Но бесполезно что-то доказывать. Я говорил тебе это на про­тяжении нескольких лет, но никаких изменений это не принесло. Я ду­маю, что рано или поздно (скорее всего, раньше) мы столкнемся с кризисом». - Letter, W.W. Prescott to W.C. White, April 6, 1915.


 




Глава 1


Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт


 


— Я помню, как читал о том, — добавил пастор Даун-
тон, — что мнения по этому вопросу в нашей церкви
разделились приблизительно во время Библейской кон­
ференции 1919 года. Это была статья, написанная Бертом
Халовьяк, представителем архивного отдела Генеральной
конференции, и Гэри Лэндом, одним из профессоров ка­
федры истории Университета Андрюса. Я не помню точ­
но название статьи, но там говорилось о трех разных
точках зрения, которых придерживались ведущие идео­
логи церкви в начале XX века. Некоторые из них, как,
например, Келлог, А.Т. Джоунс и Бэлленджер, придер­
живались буквального подхода в истолковании всего,
что говорила Е. Уайт, и не могли допустить даже мысли,
чтобы она могла в чем-то ошибиться. Они были убежде­
ны, что ее труды способны разрешить любые богослов­
ские трудности. Другие, как, например, Хаскелл, Батлер
и Уошборн, считали, что, если отступить от позиции,
которой придерживалась сама Е. Уайт, можно прийти к
тому, что люди перестанут доверять ей вообще.

И, насколько я помню, была еще и третья группа, в которую входили Даниэльс, Прескотт и Ульям Уайт. Эти руководители считали, что Е. Уайт могла в чем-то ошибаться, однако это вовсе не опровергает богодухно-венный характер ее служения.

— Все верно, Джаред, — согласился доктор Смитарст. —
Эта статья была опубликована в Спектруме10. Помнишь,
там говорилось о том, как первая группа (где были Келлог,
Джоунс и Бэлленджер) столкнулась с серьезными трудно­
стями, когда ей были представлены материалы, в которых
Еленой Уайт были допущены неточности. Позже эти люди
стали учить тому, что какие-то вести Е. Уайт являются
богодухновенными, а какие-то нет. В конце концов они и
вовсе отказались видеть в ней пророчицу Божью.

1 ° Bert Haloviak and Gary Land, " Ellen White and Doctrinal Conflict: Context of the 1919 Bible Conference", Spectrum, Vol. 12, No.4, pages 19-34.


Другие две группы остались в церкви, и последствия их образа мысли все еще видны в нашей церкви сегодня. Эту статью стоит прочитать как предупреждение тем, кто занимает крайнюю позицию по данному вопросу. Может наступить время, когда такие люди не смогут за­крыть глаза и убежать от очевидных доказательств. Если придерживаться неадекватного взгляда по этому вопро­су, можно, в конце концов, не только утратить веру в служение, выполняемое Е. Уайт, но и потерять доверие к адвентистской церкви в целом.

—Это, случайно, не то, что произошло с адвентизмом
в 80-х годах? — поинтересовалась Джин.

—Да, ты права, — заметил доктор Смитарст. — Многие
из тех, кто покинули тогда адвентистскую церковь, имели
очень ограниченное представление о том, что значит ин­
спирация и как она работает. Это предупреждение и для
нас. Некоторые из нас все еще продолжают отстаивать не­
верные представления о том, как происходит пророческое
служение. Рьяно и искренно защищая свою позицию, эти
люди могут потерпеть крах в своей вере, если вдруг обна­
ружатся подлинные факты, к восприятию которых они
окажутся не готовыми. Но давайте вернемся к тому, что же
произошло после конференции 1919 года.

Хотя оппонентам, выражавшим свою точку зрения на встречах, не удалось бросить вызов тем, кто отстаивал «прогрессивный» взгляд, они сделали это позже. Уош­борн написал работу, адресованную Холмсу, которую он озаглавил: «Заключительное отступничество и его истинная генеалогия» п. В этой работе он определяет те идеи, которые были высказаны на конференции, как «новое богословие» и заверяет, что, по крайней мере, он и его соратники намереваются «стоять на прежнем основании». Он рассматривает точку зрения своих

11 J.S. Washbum, tract, " The Startling Omega and its True Genealogy", April 18, 1920.


 




оппонентов, как часть «смертоносной ереси» по вопросу о «ежедневной жертве» из Даниила 8: 13. Последнюю он расценивал как важную часть новой теологии, бросившей серьезный вызов пионерам адвентистского движения и позиции самой Е. Уайт, выраженной в «Ранних произве­дениях»12. Уошборн продолжал делать свои заявления, ут­верждая, что подобные изменение в позиции церкви по вопросу пророческой интерпретации несут в себе опас­ность открыть ворота, через которые польются потоки все­возможных идей и мнений, подрывающих авторитет Духа пророчества. И это, по его мнению, и будет та «Омега от­ступничества», о которой предупреждала Е. Уайт.

В «Открытом письме пастору А. Г. Даниэльсу» Уошборн вновь заявил, что его идеи, высказанные на Библейской конференции, были частью «Омега отступничества», о ко­тором предупреждала Е. Уайт. Послушайте, что он пишет...

Присутствующие подождали, пока доктор Смитарст нашел нужный документ.

— Уошборн пишет в своем письме: «Одно из самых грозных предупреждений, данных когда-либо Богом для Его народа через Духа Пророчества, находится в Свиде­тельствах для Церкви, т. 4, с. 211, «сатана прежде всего нацеливается на центр нашего вероисповедания». Фи­нальное отступничество должно получить свое развитие в Вашингтоне, где находится наш головной офис. Нача-

12 В «Ранних произведениях» на с. 74 Е. Уайт, кажется, поддерживает концепцию пионеров адвентизма, согласно которой слово «ежедневная» было символом для язычников. Когда некоторые члены церкви, напри­мер, Даниэльс, начали предлагать другую интерпретацию этого слова, заключающуюся в том, что под «ежедневной жертвой» понимается пап­ская месса как своего рода подделка смерти Христа на кресте, их за­клеймили как учителей нового богословия. Интересно отметить, что в Избранных вестях, в т. 1, с. 164, Е. Уайт пишет о том, что не имеет специ­ального откровения по этому вопросу и не хотела бы, чтобы лидеры церкви использовали ее труды, чтобы разрешить каким-то образом этот вопрос. Сегодня точка зрения Даниэльса и Прескотта в понимании зна­чения слова «ежедневная» стала доминирующим мнением по этому во­просу в адвентистской церкви.


ло (Альфа) отступничества имело место в Батл-Крике, где наш офис располагался раньше»13.

—Должно быть, рассылка подобного рода писем дос­
тавляла Даниэльсу немало беспокойств, — заметил Даг. —
Никто не хотел бы, чтобы его считали отступником.

—Особенно если ты руководитель церкви, — добави­
ла Джин.

—Вы правы, — согласился доктор Смитарст. — На са­
мом же деле все обстояло еще хуже.

Доктор достал еще какие-то бумаги и стал читать:

— Уошборн назвал Библейскую конференцию 1919
года «пиром сомнений» и заявил, что работы Е. Уайт были
подвергнуты методологии «высшего критицизма»14.

Важно отметить, что он постоянно использует это выражение «высший критицизм», когда говорит о так называемом «новом богословии». Поступая так, он иг­рал на опасениях многих искренне преданных адвенти­стов, слышавших о вторжениях «либеральных идей» в протестантские церкви, которые пытались даже вписать учение Дарвина в свои Символы веры. Эта была хитрая уловка со стороны Уошборна и Холмса, которые играли на настроениях верующих людей в контексте сложив­шейся религиозно-политической ситуации.

— И что же это была за ситуация? — поинтересова­
лась Джин.

— Интересный вопрос, и я попробую него ответить.

— Простите, что прервала вас, — извинилась Джин.

— Ничего страшного, я намереваюсь посвятить этому
вопросу чуть больше времени, потому что мы не сможем
понять нашу церковь сегодня, пока не вернемся в про­
шлое и не проанализируем те факторы, которые оказы­
вали влияние на нашу церковь в начале XX столетия.

13 J.S. Washburn, " An open Letter to Elder A.G.Daniells and an Appeal to the General Conference", May 1, 1922, p.26-27. Там же, с. 29.



Глава 1


Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт


 


Даг бросил выразительный взгляд на Джин, означав­ший: «Будь терпеливой и не перебивай».

Джин ответила Дату не менее выразительным взглядом, в котором можно было прочесть следующее: «Не трогай меня. Я буду задавать вопросы, когда и как захочу».

Вновь собрав свои бумаги, доктор Смитарст подвел итоги:

— Холмс написал трактат, адресованный Уошборну,
и опубликовал его. Вот что он пишет там:

«Среди членов нашей церкви распространяется очень опасная доктрина. Я чувствую, что нам придется нелег­ко перед этой опасностью. Суть ее в том, что сестра Уайт не является авторитетным автором, что касается вопро­сов истории. Некоторые, как ты знаешь, идут даже даль­ше, утверждая, что она не обладает авторитетом даже в вопросах, касающихся реформы здоровья: такую пози­цию они заняли прошлым летом, и придерживаются ее как неписаного закона. На Библейской конференции ле­том 1919 года я неоднократно слышал заявления от мно­гих преподавателей истории и библейских дисциплин о том, что сестра Уайт не является авторитетом в области исторических сведений. Если бы это мнение оставалось лишь частным мнением этих людей, это было бы еще не так страшно, но представь, что случится, если эти люди будут отстаивать свою позицию, пользуясь своим препо­давательским авторитетом. Эти заблуждения будут пред­ставлены неокрепшим умам молодых людей, что подорвет их доверие Духу Пророчества и его вестям»15.

—Как далеко он от истины, — произнесла миссис Да-
унтон.

—О, да, но его точка зрения представляла мнение
большинства членов церкви в то время. И являлась
доминирующей позицией нашей церкви до недавних

15 Claude E. Holmes, " Have We an Infallible Spirit of Prophecy? " Tract written to J. S. Washbum, April 1, 1920, p.1.


событий, вынудивших и нас проделать определенную домашнюю работу, — улыбнулся доктор Смитарст. — Но давайте продолжим.

И он снова начал читать: «Неприятности ждут тех, кто так свободно говорил о своих убеждениях на Библей­ской конференции 1919 года».

И тут решил вмешаться Даг. Джин мимикой напом­нила ему о том, как Даг отреагировал на ее вопрос. Даг однако был настроен решительно.

— Но Даниэльс же был президентом Генеральной
конференции. Неужели он не мог поставить на место
тех, кто бросал ему вызов?

Доктор Смитарст, отложив в сторону бумаги, ответил:

— Ты можешь так думать, Даг. Однако те, кто противо­
стояли ему, имели своеобразную поддержку в тогдашнем
социальном, экономическом, политическом и религиоз­
ном климате. Вдобавок мнение об инспирации у тех, кто
являлись оппонентами Даниэльса, в то время совпадало
с мнением большей части членов адвентистской церк­
ви, и они также могли обратить это в свою пользу. Не­
легко объяснить людям то, каким же образом Бог
передает церкви Свою весть. Ты видишь, как мы мед­
ленно, шаг за шагом, вечер за вечером продвигаемся в
этом вопросе. Ты и Джин открыты для принятия новых
идей, но не все адвентисты такие.

—Я знаю, — заметила Джин, — в нашей общине есть
люди, которые закрыты настолько, что неспособны вообще
воспринимать какие-либо новые идеи и открытия. Когда та­
кие люди присутствуют в нашем классе субботней школы,
все сразу замолкают и не могут чувствовать себя свободно,
чтобы выразить то, что они на самом деле думают.

—Я видел подобные ситуации, о которых говорит Джин,
в церквах, где на протяжении нескольких лет я совершал и
продолжаю совершать сегодня пасторское служение, —
сказал пастор Даунтон. — Жаль, что среди наших верую-


 




Глава 1


Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт


 


щих имеют место подобные страхи, которые препятствуют свободным и открытым дискуссиям. Я прочитал много ма­териала на эту тему, вышедшего из-под пера Е. Уайт. Она всегда была за открытое и свободное выражение мнений и идей16. Это один из признаков здоровой церкви.

—Я согласен, — сказал доктор Смитарст. — Я убежден,
что большинство адвентистов хотят знать правду. Есть
много искренних и верных адвентистов, которые прошли
через огромные испытания, чтобы следовать за Христом и
присоединиться к нашей церкви, потому что они верят,
что именно наша церковь учит истине. Однако же, всегда
найдутся те, кто будут отвергать любые новые идеи. Эти
люди, несмотря на то, что их немного, могут причинять
немало неприятностей для тех, чье мнение отличается от
их мнения. И никто не хочет, чтобы о нем подумали как о
сомневающемся или очень либерально настроенном. Осо­
бенно это относится к руководителям церкви. И часто
случается, что именно те, кто больше знает, обычно
молчат, а те, кто знает мало, поднимают много шума.

—А не могли бы вы рассказать нам поподробнее о той
религиозной ситуации, которая имела место в тогдашней
Америке? — попросил пастор Даунтон. — Я слышал об
этом краем уха, но мне хотелось бы узнать об этом поболь­
ше, тем более что, как вы сказали, эта ситуация складыва­
лась в пользу Уошборна и Холмса, а не Даниэльса.

Доктор Смитарст улыбнулся:

— Да, я упомянул о том, что религиозная ситуация в Се­
верной Америке была на руку тем, кто являлся оппонентом
Даниэльса. Помните, что в то время значительная часть ад­
вентистов проживала в Северной Америке. Вот почему мои
исследования касаются главным образом этой части мира.

Доктор Смитарст вновь взял свои бумаги и продол­жил чтение.

16 Чтобы узнать, насколько Е. Уайт была открыта для нового, читатель может обратиться к книге «Советы авторам и редакторам», с. 43-51


СОЦИАЛЬНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

И РЕЛИГИОЗНАЯ ОБСТАНОВКА В СЕВЕРНОЙ

АМЕРИКЕ В 20-Х ГОДАХ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ

«20-е годы были временем культурной нестабильности в Северной Америке. Со времен отцов-пилигримов пере­селенцы верили, что предназначены Богом построить на североамериканском континенте «Новый Израиль». Со­единенные Штаты Америки стали воистину христиан­ской нацией и, возможно, последней надеждой этого мира. В раннем американском обществе преобладали бе­лые протестанты англо-саксонского происхождения (со­кращенно WASPS — White Anglo-Saxon Protestant Society). Адвентисты разделяли это наследие и разделяли эту об­щую американскую мечту17. Однако к 20-м годам XX сто­летия расклад общественных сил изменился настолько, что стал представлять угрозу для исполнения этой мечты.

Доктор Смитарст остановился на мгновение, чтобы прокомментировать:

— Конечно проблемы, разделяющие общество, на­зревали исподволь, но именно в 20-годы они достигли кульминации18.

17 Bull and Lockhart, Seeking a Sanctuary, develop this theme extensively throughout their book.

Развитие «современного» или «либерального» христианства нача­лось в конце 1870-х. Где-то в период между 1910 и 1915 гг. были изданы «Основы» (The Fudamentals, от которого движение фундаменталистов и позаимствовало свое название). Волна иммиграции из Южной и Восточ­ной Европы началась с 1890-х гг. и продолжалась до 1914 г, когда она была остановлена Первой мировой войной. В начале 1921 года США вве­ли ограничения для иммигрантов, что было вызвано так называемой «но­вой иммиграцией» (после 1914 года волна иммиграции была не такой существенной). Отмечалась значительная урбанизация и индустриализа­ция. Результаты переписи 1920 года сообщали, что впервые за всю исто­рию численность городского населения превысила число проживающих в сельской местности. Следует заметить, что городским поселением счи-тался тогда населенный пункт с населением в 2 500 человек и больше.


 




Глава 1

Самой большой проблемой, — продолжил док­
тор, — с которой столкнулась христианская церковь в то
время, стало учение Дарвина... Эта теория привлекла те
церкви, которые решили инкорпорировать в свои веро­
учения так называемый «новый дарвинизм». В основ­
ном это были ведущие протестантские деноминации,
которые стали называть «либеральными» или «модер­
нистскими». Их идеологи считали, что христианская вера
и понимание Библии должны идти в ногу с современными
научными открытиями. В конечном счете это привело к
тому, что либералы поставили под вопрос многие сверхъ­
естественные события, описываемые в Библии, особенно
процесс творения этого мира Богом. Заговорили о так на­
зываемой демифологизации Библии.

—А что имеется в виду под демифологизацией Биб­
лии? — прервала доктора Джин.

Пастор Даунтон объяснил:

— Демифологизация Библии означает интерпретацию
сверхъестественных событий в Священном Писании в ка­
тегориях современного восприятия мира. Другими слова­
ми, всему сверхъестественному в Библии дается вполне
естественное объяснение в свете достижений современ­
ной науки и философии.

Видя недоумение в глазах слушающих, пастор Даун-тон продолжил:

—Это означает, что из Библии стало удаляться все то,
что невозможно объяснить физическими законами. Та­
ким образом, либералы возомнили, что могут лучше биб­
лейских авторов объяснить нам, что же на самом деле там
происходило.

—Они, должно быть, очень уверены в своих способ­
ностях, — произнесла Джин.

—Да, так оно и есть, — ответил пастор Даунтон. —
Однако это привело к значительной утрате христиан­
ской веры. Поставив разум выше Библии, человек ока-


Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт

зьгоается на очень опасном пути. По вере был нанесен серьезный удар, и в конечном счете это привело к тому, что основные протестантские церкви опустели.

Доктор Смитарст подытожил прочитанное, добавив к сказанному пастором следующее:

— В качестве примера того, к чему может привести уче­
ние Дарвина, можно привести последствия революции в
России в 1917 году. Основной концепцией, принятой
большевиками на вооружение, стал атеизм и эволюция.
Новая власть в России считала, что верующие слишком
заботятся о будущей райской жизни и не особенно-то
стремятся сделать жизнь лучше на этой земле. Она была
уверена, что вера — это серьезное препятствие на пути
экономического развития страны. Большевики считали,
что православная церковь в России вместе с царским ре­
жимом эксплуатирует народ, и потому решили уничто­
жить церковь. Все это привело к массовым репрессиям и
гонениям на христиан. Многие консервативные протес­
танты считают, что подобные идеи должны быть безого­
ворочно отвергнуты, иначе они уничтожат христианское
наследие нации и проложат путь для коммунизма, кото­
рый завоюет Северную Америку.

Следует сказать и о том, что каждый год в США при­езжало около миллиона иммигрантов. Большая часть из них были католиками и евреями. Это встревожило мно­гих представителей WASPS, которые усмотрели во всех этих процессах утрату Соединенными Штатами своей протестантской идентичности.

—Множество людей все прибывало и прибывало. Я
понимаю, почему они чувствовали эту угрозу, — заме­
тил пастор Даунтон.

—Но я не вижу здесь никакой связи с адвентизмом, —
произнесла Джин.

—Скоро увидишь, — ответил доктор Смитарст и про­
должил читать. — «В это же время быстрорастущая урба-


 




Глава 1

Потому что у нас было очень много общего с ними, —
ответил пастор Даунтон.

—Я согласен, мы не могли примкнуть к либералам
и отвергнуть факт сотворения мира Богом и чудеса,
совершаемые Иисусом Христом. Если бы мы, напри­
мер, отвергли факт сотворения мира, как это сделали
они, мы бы утратили истину о Субботе и просто пере­
стали бы быть адвентистами седьмого дня.

—Логично, — согласился пастор Даунтон.

—Вопрос сотворения мира в противовес эволюцион­
ному его происхождению был значительным фактором,
объединяющим адвентизм и фундаментализм, особен­
но когда в церкви появился свой ученый-креационист
Джордж Маккреди Прайс. На него, кстати, ссылались и
многие фундаменталисты, когда от них требовалось
представить научные доказательства их креационист­
ских идей20.

— Из того, что вы нам рассказали, — подытожил
Даг, — получается, что позиция Уошборна и Холмса вы­
ставляла Даниэльса и Прескотга либералами. И как та­
ковые они могли представлять опасность не только для
адвентистского учения, но также и для всего консерва­
тивного протестантизма в Северной Америке.

20 В своей книге Adventism in America (Eerdmans, Grand Rapis, 1986), с 167-169 Гэри Лэнд суммирует причины, по которым адвентисты скло­нялись больше к фундаменталистам, нежели чем к модернистам: «Адвентисты не оставили модернизму шансов, когда назвали его либе­ральным христианством... Не приняв " высший критицизм", адвентисты твердо встали на позицию богодухновенности и непогрешимости Биб­лии. Как выразился один из издателей Ревью: «Если мы перестанем ве­рить именно таким образом, это будет поводом для критиков, которые начнут спекулировать на заявлении, что Его Слово было богодухновен-но, но в то же время оно не является непогрешимым. Получается так, что Бог как будто бы является вдохновителем вести, содержащей ошибоч­ную информацию, какие-то неточности и погрешности. Ведь по логике вещей только непогрешимая весть может считаться верной и истинной». Адвентистская церковь была едина во мнении с фундаментализмом и по такому небогословскому вопросу, как запрет на продажу спиртных на­питков.


Дебаты об авторитете и полномочиях Е. Уайт

__ Это как раз то, о чем я говорю, Даг, — ответил док-хор Смитарст. — Момент истины настал на сессии Гене­ральной конференции в 1922 году. К тому времени консервативная позиция уравняла адвентизм с фунда­ментализмом. Но я думаю, на сегодня пиши для раз­мышления уже предостаточно. Я думаю, на этом мы пока остановимся. Мы продолжим наше исследование в следующий понедельник вечером.

—Жаль, — ответила Джин. — Это так интересно. Соз­
дается впечатление, что проблемы, с которыми сталки­
вается наша церковь, не отличаются от тех, с которыми
сталкиваются и другие деноминации.

—Ты абсолютно права, Джин, — согласился пастор
Даунтон. — По многим вопросам мы сталкиваемся с тем
же, с чем приходится сталкиваться и им. Мы живем в
том же самом мире, испытываем то же давление со сто­
роны мира, которое испытывают и другие религии. Од­
нако это не должно отразиться на нашей уникальности.

—Нам необходимо разобраться с тем, что произошло
на сессии Генеральной конференции, и с последствия­
ми случившегося. Это очень важно, и мы займемся этим
на следующей неделе, — сказал доктор Смитарст.

—А вы не возражаете, если мы пригласим наших де­
тей Михаэля и Шэрон присоединиться к нам на следую­
щей неделе? — спросил Даг. — Я думаю, и им следует
иметь истинное представление о своей церкви. Я бы хо­
тел вызвать в них интерес к трудам Е. Уайт. Они думают,
что она писала для своих современников, и сегодня ее
труды совершенно не актуальны. Очень сложно вызвать
интерес у современного поколения к ее работам и убе-
Дить, что это очень серьезно. Вы не будете против, если
они будут присутствовать на нашей встрече?

— Нет, конечно, это было бы замечательно, — отве­
тил доктор Смитарст. — Но вам нужно заранее ввести их


 




Глава 1


в курс дела и рассказать о том, о чем мы уже говорили, чтобы они могли влиться в нашу дискуссию.

—Я уже сделал это. Я поделился с ними наблюдения­
ми, которые почерпнул из наших с вами предыдущих
встреч, и, кажется, они согласились со мной. Я расскажу
им и о сегодняшнем разговоре, чтобы они ориентирова­
лись в том, где мы сейчас находимся, и чтобы могли
полноценно участвовать в дискуссии.

—Прекрасно. Это было бы замечательно, чтобы в на­
шей группе присутствовали молодые люди, которые
тоже могли бы выражать свое мнение по тому или иному
вопросу. Молодежь иногда видит то, что мы, «старики»,
не замечаем. Моим собственным детям приходится
прилагать немало сил, чтобы держать меня в курсе про­
исходящих в мире событий, дабы, как они говорят, я не
утратил связи с реальностью. Хотел бы я надеяться на
успех этих попыток, во всяком случае, меня радует то,
что они так стараются.


Какой же на самом деле была Елена Уайт


Какой же на самом деле была Елена Уайт


В следующий понедельник вечером к дискуссии 'присоединились Михаэль и Шэрон. Пришла и миссис Даунтон, так что в гостиной собралась довольно большая компания.

—Мне очень понравилась наша беседа на прошлой
неделе, — сказала миссис Даунтон. — И я с нетерпением
ждала этой недели. Хотя Джаред и держал меня в курсе
вашей дискуссии, но присутствовать при обсуждении
лично все-таки лучше.

—Ну что ж, замечательно, — ответил доктор Смитарст.
— Мы с радостью приглашаем вас присоединиться к на­
шему обсуждению как, впрочем, и каждого присутствую­
щего здесь, в том числе и Михаэля с Шэрон. Я хочу, чтобы
каждый чувствовал себя свободным и на любом этапе на­
шей дискуссии высказывал то, что он думает и чувствует
по тому или иному поводу. Особенно я жду этого от
Михаэля и Шэрон, потому что на основании моего препо­
давательского опыта могу сказать: мы все чему-то учимся
друг от друга. Некоторые мои студенты на занятиях выска­
зывают такие мысли и идеи, о которых я никогда не думал,
и этим они обогащают мой личный опыт.

Так как Михаэль и Шэрон с нами впервые, я хотел бы немного отклониться от темы, прежде чем продолжить нашу дискуссию. Хотел бы спросить вас, молодые люди, какой образ возникает у вас, когда вы слышите имя «Елена Уайт». Давайте проведем тест на слова-ассоциа­ции. Итак, когда вы слышите имя Елены Уайт, что при­ходит вам на ум? Только, пожалуйста, будьте с нами откровенны.

Михаэль и Шэрон улыбнулись и посмотрели друг на друга. Возникла пауза.


 

—Ну хорошо, — начала Шэрон, — я представляю
себе пожилую леди со строгим лицом, которая говорила
о каких-то высоких стандартах, совершенно утратив­
ших сегодня свое значение. Несколько лет назад я пыта­
лась читать ее книгу «Вести для молодежи», но, честно
признаюсь, мне было неинтересно. Я прочитала немно­
го лишь только для того, чтобы сделать маме приятное.
Но меня это чтение не вдохновило.

—Меня удивляет то, что ты говоришь Шэрон, — про­
изнесла Джин. — А я, наоборот, когда была в твоем воз­
расте, любила читать эту книгу. Она, кстати, очень
помогла мне в моем христианском становлении.

—Я разделяю твое чувство, — согласилась миссис Да­
унтон. «Вести для молодежи» была и моей любимой кни­
гой. Однако я знаю молодых людей, которые чувствуют
то же самое, о чем говорила сейчас Шэрон. Возможно,
это просто другое поколение. Они ведь так отличаются
сегодня от нас.

Большая часть присутствующих закачали головой в знак согласия.

— А я вообще никогда не читал Елену Уайт, — честно
признался Михаэль. — Как-то я внес ее имя в поиско­
вую систему в Интернете и нашел о ней массу информа­
ции. Поисковая система Google за пару секунд выдала
мне миллион ссылок. Я не вдавался в серьезное изуче­
ние всей этой информации, но я прочитал некоторые
заголовки, и у меня сложилось впечатление, что она
была в какой-то степени лицемерной, т. е. сама она в
своей жизни не следовала тем правилам, которые реко­
мендовала другим. Некоторые даже обвиняют ее в лже­
пророчестве и в том, что она якобы противоречила
Библии и даже своим собственным работам. Это все,
4X0 я знаю о ней, хотя мама и папа говорили мне, что те
публикации, которые размещены в Интернете, нужно
Рассматривать в свете того, о чем вы с ними говорили.


 




Глава 2

Видя, что присутствующие были немного ошеломле­ны его ответом, Михаэль добавил:

— Вы же сказали мне, чтобы я был честен и открове­
нен с вами.

Доктор Смитарст поспешил ответить:

— Конечно же, продолжай, Михаэль; то, что ты гово­
ришь, очень важно.

— Я соглашусь с Шэрон, — продолжил Михаэль. —
Елена Уайт действительно принадлежит к другому по­
колению. То, что она говорила сто лет назад, не имеет
отношения к нашему времени. И я не понимаю, почему
такой ажиотаж вокруг ее имени? Почему одни люди за,
другие против нее? Честно говоря, меня это совершенно
не волнует.

В глубине души Дат и Джин были не в восторге от от­кровенности своего сына, но внешне сохраняли спо­койствие и не подавали виду.

— Ну хорошо, мы действительно сами просили тебя
быть откровенным, и ты постарался исполнить нашу
просьбу как можно лучше, — пошутила Джин. Все за­
смеялись.

— То, что вы оба рассказали, не вызывает у меня ника­
кого удивления, — заметил доктор Смитарст. — На са­
мом деле, вы выразили мнение многих, может быть, даже
большинства молодых людей. Поэтому очень хорошо,
что вы сегодня с нами на этой встрече. И по этой-то при­
чине я бы и хотел сделать небольшое отступление, преж­
де чем вернуться к теме нашего прошлого разговора.

Жаль, что многие книги представляют Е. Уайт отстав­шей от жизни милой старушкой. В них помещены фото­графии, которые были сделаны незадолго до ее смерти, когда ей было уже далеко за 80. Большинство из нас тоже будут неважно выглядеть в таком возрасте. В ту эпоху, во время съемки вам нужно было оставаться со­вершенно неподвижным. Ни в коем случае не улыбать-


Какой же на самом деле была Елена Уайт

ся. Лишь только смотреть, не двигаясь, на камеру. Вот почему люди на фотографиях той эпохи выглядят таки­ми строгими.

Но не забывайте, что и она когда-то была молодой де­вушкой, как и вы. Когда Господь призвал ее, ей было всего 17 лет. Она была почти одного возраста с тобой, Шэрон. Девушка была очень робкой и застенчивой и однажды даже заявила, что ей легче умереть, чем полу­чить еще одну весть от Бога. Но несмотря даже на свою болезнь, она продолжала делать то, к чему призвал ее Господь. Конечно, не всю жизнь Елена Уайт была та­кой. Она духовно повзрослела, стала более зрелой и сильной женщиной.

—И она должна была быть твердой духом, чтобы от­
вечать своим критикам, — добавил пастор Даунтон. —
Мне кажется, что большая часть критических нападок в
ее адрес была связана с тем, что она всегда побуждала
лидеров церкви быть бесстрашными воинами Бога и с
дерзновением совершать то, к чему призвал их Господь.
Ей казалось, что они слишком осторожны и консерва­
тивны. Например, однажды, когда руководители церк­
ви выступили против покупки земли для колледжа, она
пошла, заняла деньги и сама внесла задаток. Очень час­
то руководители церкви, если можно так сказать, игра­
ли с ней в «догонялки».

—Ты прав, Джаред, — произнес доктор Смитарст. —
Кстати, позвольте мне напомнить вам, что Елена Уайт
обладала хорошим чувством юмора. Она была великим
проповедником, а всех хороших проповедников, как из­
вестно, отличает определенное чувство юмора. Однаж­
ды одна сестра связала для нее жакет. Но когда Е. Уайт
попыталась его надеть, оказалось, что он слишком мал
Для нее. Она поблагодарила сестру за ее доброту, доба­
вив при этом с улыбкой: «Размеры Е. Уайт гораздо зна­
чительнее, чем кажется многим».


 




Глава 2


Какой же на самом деле была Елена Уайт


 


Все засмеялись.

Доктор Смитарст продолжил:

— Однажды, когда она проповедовала, стоя за кафед­
рой, ее сын Уильям стал засыпать. Она заметила это, но
продолжала проповедовать как ни в чем не бывало. А
потом вдруг рассказала аудитории, что когда Уилли был
маленьким, они с мужем приносили его в церковь в
люльке, и он спал все то время, когда они проповедова­
ли. И, — добавила она, — он так никогда и не избавился
от этой привычки.

И вновь взрыв смеха.

— А вот еще одна история. Однажды она работала у
себя в саду в местечке Саннисайд, недалеко от Авондэй-
ла. Прибыл репортер из Сиднея, чтобы увидеться с ней.
Он нашел ее за работой в саду, и не понял сразу, с кем он
разговаривает. Он попросил ее найти известную адвен­
тистскую пророчицу, Елену Г. Уайт. «Вы с ней разгова­
риваете», — ответила она. Репортер с удивлением по­
смотрела на нее. А она была одета в старое платье для
работы в саду. Заметив его удивление, она ответила: «На
кого вы ходили смотреть в пустыню: на человека ли,
одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно на­
ходятся при дворах царских».

Это вновь вызвало улыбки на лицах присутствующих.

—Знаете, все жители Куранбонга в Австралии, где
жила какое-то время Е. Уайт, знали ее как добрую и ра­
дующуюся жизни христианку, — добавила Джин.

—В то же самое время, она прекрасно сознавала не­
совершенства своего характера, — заметил пастор Даун-
тон. — Не всегда все у них было гладко с мужем. Оба
были сильными личностями. Слабые личности, навер­
ное, неспособны дать начало великому движению. Час­
то Е. Уайт давала какие-то совету своему мужу, но не
всегда он по достоинству оценивал их.


__ Мужья часто так поступают, — проронила Джин, вЫразительно посмотрев на Дага. На его лице застыл не­мой вопрос: «Что означал твой взгляд?»

— Я знаю это, — сказал доктор Смитарст. — Однако
если ваша жена пророчица и время от времени говорит:
«Джеймс, Господь повелел мне сказать...», ситуация на­
много сложнее. Джеймс не всегда ценил это. Однажды
он написал ей: «Я буду делать то, что делал, пока Господь
Сам не откроет мне, что я не прав. Твоя голова не подхо­
дит к моим плечам. Пусть она служит своей обладатель­
нице, а я буду стараться прославлять Господа, живя
своим умом. Я буду рад слышать твои откровения, но,
пожалуйста, не трать свое драгоценное время и силы,
наставляя меня в обыденных вещах»1.

Интересной была реакция на его письмо. Сначала она была полна возмущения, но постепенно ее негодо­вание стихает. Вот что она пишет:

«Я глубоко опечалена тем, что все, что я тебе говорила или писала, огорчает тебя... Мне жаль. Я бы хотела иметь смиренное сердце, кроткий и спокойный дух... Я бы хотела, чтобы мое " я" было сокрыто во Христе, чтобы оно было распято с Ним. Я не претендую на безгреш­ность, на совершенный христианский характер. Я не свободна от совершения ошибок и падений в моей жиз­ни. Если бы я более ревностно следовала за Спасителем, я не испытывала бы столько скорби по поводу того, что так мало похожу на моего дорогого Господа»2.

—Как мило, — произнес пастор Даунтон. — Она,
Должно быть, действительно была истинной христиан­
кой, если написала такое письмо.

—Согласен, — сказал доктор Смитарст. — Но давайте
приемся к тому, о чем я говорил перед этим. Она вовсе
не была чопорной, непримиримой и несгибаемой леди,

2 Цит. по: Letter from Ellen White to Luanda Hall, May 16, 1876. Letter 27, 1876, Ellen White to James White, May 16, 1876.


 




Глава 2


Какой же на самом деле была Елена Уайт


 


как некоторые представляют ее себе. Она из числа тех, кто отличается прогрессивным взглядом на жизнь и служение. Когда некоторые из руководителей церкви на­чали противостоять той вести, о которой говорили два молодых служителя, приехавшие с запада на Генераль­ную конференцию 1888 года, она встала на их сторону, защищала их позицию. А когда она увидела истинный дух тех, кто отстаивал «старый» взгляд на природу зако­на в Послании к Галатам, то сказала тогда этим людям: «Я серьезно начинаю задумываться о том, что, возмож­но, мы ошибались в отношении того, что сказано в По­слании к Галатам о законе. Я не думаю, что истина нуждается в таком духе для ее защиты»3.

Спустя несколько лет, размышляя над тем, что про­изошло тогда на сессии в 1888 году, она сказала некото­рым служителям:

«Я переживаю за вас и за вашу интерпретацию Свя­щенного Писания, которая была выражена в таком не­христианском духе, который вы тогда проявили... Я молюсь, чтобы мне быть как можно дальше от вашего понимания и истолкования Библии. Лучшего доказа­тельства своей неправоты вы дать просто не могли. А сейчас, братья, мне нечего сказать по поводу закона в Послании к Галатам. Этот вопрос кажется таким ни­чтожным по сравнению с тем духом, который вы прив­несли в вашу веру»4.

— Вот это да! Насколько она категорична в своем вы­
сказывании! — произнес Даг.

— Не хотел бы я, чтобы кто-то мне сказал что-то по­
добное, — добавил пастор Даунтон.

3 Цит. по: Bert Halvoiak, General Conference archivist, in a sermon " Ellen
White and the Pharisees", unpublished notes, p. 20. Более подробную ин­
формацию о том, что думала Е. Уайт в то время по этому поводу, чита­
тель может почерпнуть из книги «Избранные вести», т. 3, с. 163-177.

4 Из речи Ellen White at a Ministerial Institute, March 13, 1890. Цит. по:
Haloviak sermon, " Ellen White and the Pharisees", p. 20.


 

—Как я уже заметил, — продолжил доктор Смитарст,
__ Е. Уайт была далеко не робкого десятка. Она была
сильной и решительной женщиной.

—Мне кажется, она вынуждена была быть такой, —
заметила Джин. — Если бы она не вела себя подобным
образом, ее бы просто игнорировали и не считались бы с
ее мнением.

—Пожалуй, ты права, Джин, — ответил доктор Сми­
тарст. — Пророки должны быть людьми, твердо убеж­
денными. Это служение не для слабонервных. При обсу­
ждении богословских вопросов ей нередко приходилось
исполнять обязанности своеобразного рефери.

У меня есть выдержка из книги Джорджа Найта, од­ного из уважаемых историков адвентистской церкви. Вот как она видела свою роль на этом историческом со­брании в 1888 году, когда обсуждались важные бого­словские вопросы.

Вынув книгу из портфеля, он начал читать: «Весть 1888 года, как ее воспринимала Елена Уайт, была вовсе не доктринальной. Ее меньше всего беспо­коил вопрос о природе закона в Послании к Галатам, или вопрос о заветах, или даже вопрос о Троице. Она со­вершенно ничего не говорит о Божественной и челове­ческой природе Христа или возможности безгрешной жизни, как ключевого элемента этой вести. Не терза­лась она и вопросами о праведности по вере. Самым главным для нее была личность Иисуса Христа, и ее вол­новало прежде всего то, каким образом черты Его любя­щего характера могут проявиться в нашей повседневной жизни и что люди приходят к Нему за прощением»5.

— Мне нравится эта мысль, — заметила Джин. — До­
вольно часто, когда люди собираются вместе для обсу­
ждения доктрин, они доходят до того, что начинают

George Knight, From 1888 to Apostacy, Review and Herald Publishing association, Washington, DC, 1987, P.69.



Глава 2

говорить на повышенных тонах, а иногда и оскорблять друг друга.

—Я думаю, что это признак христианской зрелости —
видеть, что некоторые не соглашаются с тобой в ка­
ких-то богословских вопросах, и все равно принимать
их как искренно верующих людей, как своих братьев и
сестер, — заметил пастор Даунтон.

—Я полностью с вами согласен, — сказал доктор Сми-
тарст, — именно это и подчеркивал Джордж Найт. Одна­
ко, когда я недавно разговаривал с ним, он сказал мне,
что собирается переделать первое предложение. Когда
книга будет переиздаваться, в новом варианте оно не бу­
дет звучат так, как будто у Е. Уайт вообще не было док-
тринального интереса к этой вести. Он полагает, что она
все-таки переживала по поводу доктрины, хотя больше
всего ее волновала проблема отношений между братья­
ми6. Но позвольте мне продолжить чтение дальше:

«Роль Е. Уайт заключалась не в том, чтобы быть бого­словским цензором, хотя многие адвентисты, живущих в XX веке, склонны верить, что это так и есть... Больше всего Елена Уайт была заинтересована в применении хри­стианских принципов в практической жизни»1.

Профессор Найт постоянно повторяет ту мысль, что Елену Уайт не столько интересовали идеи, вокруг кото­рых велись столь жаркие дебаты, сколько практическое их приложение в жизни. Были на том съезде такие, кто твердо стоял на заученных ранее истинах и не хотел ни­чего менять в своих взглядах, полагая, что если мы изме­ним хотя бы что-то в нашей доктринальной позиции, это ослабит все наше вероучение.

Елене Уайт нередко приходилось иметь дело с устояв­шимися взглядами. Однажды она заметила в связи с этим: «Все постулаты веры, все доктрины и вероучения,

6 Автор нашел отклик Дж. Найта еще до издания данной книги.

7 там же, с.146, 147, выделено мною.


Какой же на самом деле была Елена Уайт

кахими бы священными и непреложными они ни счита­лись, должны быть отвергнуты, если они противоречат ясным утверждениям Слова Божьего.... Мы не должны думать, что если наши отцы поступали таким образом и умерли в счастливом осознании того, что они поступали правильно, то и мы должны теперь идти по их стопам, пе­ренимая все то, что делали они. Сегодня нам дан боль­ший свет, нежели им в те дни... Мы должны принять и использовать тот свет, которым освещается наш путь, с той же верностью, с какой наши отцы приняли и исполь­зовали свет, освещавший путь их поколения»8.

— Это интересно, — заметила Джин. — Я бы никогда не подумала, что Е. Уайт может высказываться так пря­молинейно.

ЕЛЕНА УАЙТ ВСЕГДА БЫЛА ОТКРЫТА

ДЛЯ НОВЫХ ИДЕЙ

—Что ж, сегодня мы постараемся открыть для себя на­стоящую Елену Уайт. Свою открытость для новых идей она продемонстрировала, когда сказала следующее:

«Те вести, которые Бог дает Своим служителям сего­дня, возможно, не были бы «истиной для настоящего времени» 20 лет назад, но сегодня это Божья весть, акту­альная именно для нашего времени»9.

Фактически на протяжении всей своей жизни Е. Уайт постоянно боролась против тех, кто противостоял но-Вьа* идеям и замедлял богословский рост церкви. Вы знаете, в церкви всегда были такие люди, есть они, кста­ти^ и сейчас, которые думают, что у самых истоков сво­его становления церковь получила весть в готовом виде, и ЭТо* вести уже не суждено было претерпеть какие-то

Менения. Я хотел бы прочитать вам несколько цитат из

9 Review and Herald, March 25, 1902.

J**nucrjpt 8a, 1888, in Ellen White 1888 Materials, Ellen G.White Estate, п, DC, 1987, Vol.1, P.133.


 




Глава 2

книги «Советы авторам и редакторам». Большинство этих цитат датируются 1888 годом или временем сразу после этого значительного события в истории адвенти­стского богословия. Некоторые настаивают на том, что мы не должны менять ничего в уже установленной бого­словской позиции. Они заявляют, что, поступая таким образом, мы ослабляем нашу веру. Послушайте, что от­вечала этим людям Е. Уайт. Я выборочно прочитаю вам некоторые ее высказывания:

«Мы не должны допускать мысли о том, что распола­гаем всей истиной, что нам понятны основания нашей веры и на этом знании мы можем успокоиться. Истина не стоит на месте, и мы должны ходить в ее возрастаю­щем свете».

«Тот факт, что наш народ считал некоторые доктри­ны истинными в течение многих лет, не может служить доказательством безошибочности наших взглядов. С те­чением времени заблуждение не превратится в истину, а истина всегда остается неизменной. Истинное учение ничего не потеряет от тщательного исследования».

«Взлелеянные в течение долгого времени мнения не надо рассматривать как безошибочные. Нежелание иудеев отказаться от своих закоснелых традиций стало причиной их падения».

«Мы должны многому научиться и от многого отка­заться. Непогрешимы лишь Бог и небеса. Кто думает, что им никогда не придется оставить взлелеянные ими идеи, что у них никогда не будет повода изменить свое мнение, тех постигнет разочарование».

«Всякий раз, когда дети Божьи будут возрастать в бла­годати, они постоянно будут получать более ясное по­нимание Его слова. Они распознают новый свет и красоту в его священных истинах. Так происходило в истории Церкви во все века, и так будет продолжаться до самого конца. Но когда настоящая духовная жизнь


Какой же на самом деле была Елена Уайт

приходит в упадок, всегда наблюдается тенденция оста-лавливаться на пути познания истины. Люди довольству- КУ1СЯ уже полученным из Слова Божьего светом, и препятствуют всякому дальнейшему исследованию Пи­саний. Они становятся консервативными и стремятся избегать дискуссий»10.

—Заметьте, последняя цитата предупреждает против
тех, кто препятствует всякому новому пониманию Пи­
сания. Она говорит, что такие люди становятся консер­
вативными и не желают вступать в дискуссии.

—А почему люди так поступают? — спросил Даг. —
Мне кажется, это такое преимущество — постоянно от­
крывать для себя Слово Божье.

—Я согласен с тобой. Мне тоже нравится этот посто­
янный процесс роста и развития. Но есть такие люди,
которые, очевидно, считают, что их спасение зависит от
того, что они всегда и во всем поступают правильно.
Если ты покусишься на их убеждение, они будут сра­
жаться за него до последнего. Некоторые будут отно­
ситься к тебе, как к врагу, желая только одного — этого
врага уничтожить. Мне кажется, что когда муж и жена
действительно любят друг друга, они пребывают в этой
любви и принимают друг друга такими, какие они есть.
Они доверяют друг другу, они уверены в своих отноше­
ниях, и они не начинают ревновать друг друга, если
кто-то их них общается с другим мужчиной или женщи­
ной. Также и те, кто покоятся в любви Христа и знают,
что находятся в спасительных отношениях с Ним, не
огорчаются, если кто-то неожиданно приходит с новы-
*** идеями. Это не выбивает их из колеи, потому что они
Доверяют Христу.

~- Вы хотите сказать, что среди адвентистов много со­мневающихся людей? — спросил Даг.

. Уайт. «Советы авторам и редакторам», с. 33-39.



Глава 2

Да, это так, к сожалению. Некоторым из них необ­
ходимо иметь более ясное представление о Божьей любви
и принятии их Богом. Зачастую, когда человек пребыва­
ет в сомнениях, он ищет малейший повод для того, что­
бы дискредитировать и разрушить влияние того, с кем
он не согласен.

—Но это же не по-христиански! — воскликнула мис­
сис Даунтон.

—Вы правы. Но позвольте повториться, я боюсь, что
эти люди просто не понимают, что значит Божья благо­
дать. Некоторые темы, о которых время от времени
спорят в церкви, не касаются вопросов спасения. Пока
обсуждаемые вопросы не коснутся личных отношений
со Христом, нам следует предоставить человеку свободу
иметь свое собственное мнение. Кажется, что каждое
поколение людей борется за какие-то принципы, кото­
рые считают очень важными. Но последующее поколе­
ние посмеивается над своими предшественниками,
удивляясь, как подобного рода вещи могли вызывать
споры. Но мы должны быть способны принять тот
факт, что кто-то может мыслить иначе и в то же время
оставаться искренним. Вы согласны?

Большинство из присутствующих утвердительно кивнули.

— Жалко, конечно, — добавил пастор Даунтон, — но
некоторые люди шаблонно принимают тот факт, что
если у кого-то есть мнение, отличное от его собствен­
ного, значит, этот человек не искренен, или он пытается
ввести кого-то в обман, или он ведет закулисную борь­
бу. Нам следует с добротой и терпимостью относиться к
тем людям, чье мнение отличается от нашего. Это очень
важно для свидетельства, которое наша церковь должна
нести миру. Последней молитвой Христа за Его учени­
ков была молитва о единстве между ними. Пастор взял
Библию, открыл Ин. 17: 23 и прочитал: «Я в них, и Ты во


Какой же на самом деле была Елена Уайт

Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня». Потом пастор Даунтон спросил:

— Как мир сможет узнать, что Христос приходил,
чтобы спасти каждого из нас? Что может привлечь этот
мир к христианской вести?

Последовала пауза. Наконец Джин, которая следила за повествованием в своей Библии






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.