Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пророческое наследие предполагает перемены







На протяжение следующей недели семья обсужда- то, что она услышала на последней встрече. Даг и Джин были рады тому, что Шэрон и Михаэль включались в обсуждение во время совместных обедов. Хотя они до сих пор не видели актуальности ее произве­дений для своей жизни и по-прежнему не проявляли особого желания читать ее книги, тем не менее они с большим интересом следили за историей церкви.

— Ну хоть чем-то их заинтересовали, — подумала
Джин.

— Меня просто раздражает тот факт, — говорил Даг, —
что те люди, которые меньше всего занимались исследо­
ванием этого вопроса, больше всего рассуждают и говорят
об этой проблеме. А с другой стороны, те, кто располагает
обширной информацией по этому вопросу, обсуждают
эту тему лишь в узком кругу и не распространяют ее из-за
опасения быть непонятыми. Если бы только в нашей
церкви такие важные вещи могли обсуждаться свободно и
открыто! Если бы только люди смирились с тем фактом,
что мы можем смотреть по-разному на одни и те же вещи!

— Это один из важных уроков, которые я усвоила из
этих встреч, — призналась Шэрон. — Пока доктор Сми-
тарст не рассказал нам об этом, я и не догадывалась, ка­
кие прогрессивные для своего времени идеи излагала
Е. Уайт. Я всегда считала ее противницей всего нового.
Вы помните ее фотографии на книгах, где она выглядит
очень строгой, такой... железной леди. Приятно было ус­
лышать, что она отличалась здоровым чувством юмора.

— А мне больше всего понравилось, — вмешался в
разговор Михаэль, — как она обращалась с консерва­
тивно настроенными членами церкви и ставила их на


Пророческое наследие предполагает перемены

место. Я уверен, если бы она жила в наши дни, она бы проделала то же самое с некоторыми членами нашей церкви.

—Будь осторожен, — предупредила Джин. — Многие
из них — искренние верующие. У них просто не было
возможности услышать то, что узнал ты. Если бы они
узнали эти факты, возможно, и они бы изменили свое
отношение.

—Я надеюсь на это, — ответил Михаэль.

В следующий понедельник вся группа была вновь в сборе. После короткого обмена информацией о том, ка­кой насыщенной событиями была прошлая неделя, доктор Смитарст продолжил тему.

— В прошлый раз мы с вами проследили за тем, как Цер­
ковь свернула на неверный путь в. понимании богодухно-
венного характера служения Е. Уайт. Это произошло, как
мы заметили, благодаря своеобразной религиозной обста­
новке в Северной Америке, которая не оставляла выбора и
вынуждала занять либо позицию фундаменталистов, либо
либералов. Наша Церковь отошла от своего естественного
евангельского образца, оставаясь в таком положении сле­
дующие несколько лет, занимаясь разбирательством более
насущных, как ей казалось, проблем. В то же время на­
строения внутри Церкви и за ее пределами способствовали
тому, что она в конце концов стала возвращаться к более
сбалансированному взгляду в понимании инспирации, о
котором говорила Е. Уайт и который обсуждался на Биб­
лейской конференции в 1919 году.

Церковь является частью культурного общества, а культурный климат начал меняться и оказывать влия­ние на церковь и на взгляды ее лидеров. Какие основ­ные факторы можно здесь отметить? Доктор Смитарст откашлялся и начал читать: 1. Великая Депрессия и последовавшая за ней Вторая мировая война закончились. В результате общество само


 




Глава 4

по себе стало более открытым для всего нового и более прогрессивным, что касается экономического восста­новления и развития. Это повлияло на церковь в том плане, что она стала более открытой для общества»1.

2. С увеличением средств коммуникации и транспор­
та сознание Церкви адвентистов седьмого дня стано­
вится все более глобальным.

3. Аккредитация адвентистских учебных заведений
оказала огромное влияние на освобождение церкви от
фундаменталистского образа мысли. Фундаментализм
часто с подозрением относился к высшему образова­
нию. Лишь к середине 20-х годов, например, стало по­
нятным, что Колледж медицинских евангелистов сможет
выпускать дипломированных врачей, только если будет
аккредитован Американской Медицинской Ассоциаци­
ей. Вдобавок к этому колледж мог получить аккреди­
тацию только в том случае, если его студенты были
выпускниками учебных заведений, уже имеющих го­
сударственную аккредитацию. Это создало большую
проблему для церкви, поскольку надо было получать ак­
кредитацию и на другие учебные заведения. В 1930 году
вокруг этой проблемы развернулись серьезные дебаты.
Вопрос заключался в том, следует ли церкви получать
аккредитацию для института и обучать специалистов
в области медицины с общепризнанными степенями.
Только в этом случае церковь могла получить много­
профильное медицинское образовательное учреждение

1 Keld J. Reynolds, The Church under Stress, 1931-1960", Adventism in America, P. 170: «В ранние годы нашего существования церковь пережи­вала внутренние проблемы, а проблемы, с которыми столкнулась цер­ковь после 1930 года, были больше связаны с внешними факторами. Международный экономический кризис, мировая война и быстро меняю­щееся послевоенное общество довели адвентистскую церковь до край­него состояния... Хотя и не все проблемы были решены, собьпия того времени расширили концепцию адвентистской миссии в направлении работы с обществом, и в какой-то степени это сломило ее чувство сек­тантской исключительности».


Пророческое наследие предполагает перемены

с хорошей репутацией. С «правой рукой трехангельской вести», т. е. реформой здоровья, проповедуемой адвенти­стами седьмого дня, с планами церкви в отношении ме­дицинского евангелизма по всему миру, в соответствии с советами Е. Уайт об образовании, было очевидно, что те, кто ратовал за получение аккредитации, в конечном сче­те одержат победу. Если согласиться с тем, что высшее учебное заведение должно получить аккредитацию, то вполне естественным является тот факт, что студенты, которые будут в нем учиться, должны иметь аттестаты или дипломы аккредитованных школ или колледжей. Этих студентов, в свою очередь, должны обучать препо­даватели, которые имеют соответствующее образование. Таким образом и открылась дверь для получения высше­го образования. Адвентистская церковь начала выходить на более широкий уровень обучения2. Это показало, ка­кое важное значение имела данная проблема. Открытие Духовной семинарии Церкви АСД также было серьез­ным шагом вперед в понимании того, что церковь долж­на давать хорошее качественное образование своим служителям3.

4. Библейская конференция 1952 года. После оконча­ния Второй мировой войны руководители Церкви ре­шили узнать, какое влияние война и изоляция оказали

2 В 6-й главе книги Bold Venture Терри Амодт упоминает о борьбе, раз­вернувшейся в тот период вокруг получения аккредитации и о подозри­тельном отношении к тем, кто имел звания и степени, полученные не в адвентистских учебных заведениях.

Вплоть до избрания Р. Фигура президентом Генеральной конферен­ции (ГК), адвентистские преподаватели-богословы, чья ученая степень была получена не в адвентистском учебном заведении, защищались в ос­новном в области археологии (например С. Хорн) или в области семитских языков (В. Мердок). В 40-х годах Р. Коттрелл, преподаватель Библии в Па-сифик Юнион Колледж, пять раз подавал прошение на разрешение учить­ся в докторантуре, но ему отказывали, мотивируя это тем, что его магистерской степени вполне достаточно для нужд церкви. Эдвард Хеп-пенстол был одним из первых, кто получил докторскую степень в области религиозного образования в неадвентистском учебном заведении.


Глава 4

на веру людей. Эта была первая Библейская конферен­ция, которая проводилась после конференции 1919 года. Некоторые подозревали, что организация конфе­ренции была отчасти инициативой Уильяма Бренсона, президента Генеральной конференции, который хотел ис­пользовать эту библейскую конференцию для решения вопроса об Армагеддоне, ставшего причиной разделе­ния... Тот факт, что была проведена Библейская конфе­ренция, на которой участники могли открыто и без страха выражать свои идеи, свидетельствовал об огромном шаге вперед, сделанном церковью.

Вопрос об инспирации и авторитете Е. Уайт, казалось бы, не имел большой значимости на этой конференции. Эту тему освещал Д. Рибок, который отвергал теорию вербальной инспирации и непогрешимости Е. Уайт, не зная фактически о том, что эта тема активно обсужда­лась на Библейской конференции в 1919 году4. Следует заметить, что Библейская конференция 1952 года была гораздо лучше организована в том плане, что там не было места неожиданным и нежелательным вопросам, которые могли бы возникнуть.

5. Выпуск Библейского комментария Церкви АСД. В период между 1953 и 1957 гг. церковью были изданы семь томов в серии библейских комментариев, насчи­тывающих в общей сложности около 7 000 страниц. Это было самое крупное издание, когда-либо предпринятое Церковью адвентистов седьмого дня.

— Издание получило неожиданную поддержку у ши­
рокого числа адвентистов, — заметил пастор Даунтон.

— Да, Джаред, ты прав, — согласился доктор Сми-
тарст. — Это был значительный шаг вперед в осозна-

4 D. E. Rebok, The Spirit of Prophecy in the Remnant Church", Our Firm Foundation, Review and Herald Publishing Association, Washington, DC, 1953. Хотя Брэнсон и отвергал теорию вербальной инспирации и непо­грешимости Е. Уайт, но то, что он писал по этому поводу, не стало достоя­нием обычных членов церкви или пасторов.


Пророческое наследие предполагает перемены

нии того, что надо учиться и прислушиваться к различным точкам зрения. Примером такого нового мышления стало принятие различных точек зрения по вопросу об Армагеддоне.

—Итак, мы стали более открытыми, — высказал свое
мнение Даг.

—Мы должны учитывать, что культурный контекст —
это мощный фактор влияния, — заметил доктор Сми-
тарст. — Мы не можем его игнорировать и избежать его
влияния. Та открытость, которая стала проявляться в ад­
вентистской церкви, имела место также и среди других
протестантов-фундаменталистов. Помните, мы все жи­
вем в одном мире и сталкиваемся с одним и тем же культур­
ным влиянием. И среди протестантов-фундаменталистов
были те, кто понимал, что концепция, которой они при­
держиваются, очень узкая и ей не хватает определенного
баланса. Такие евангелисты, как, например, Билли Грэ-
хам, внесли серьезный вклад в формирование более сба­
лансированного, более здравого подхода. Открытие
Колледжа Фуллера и издание ныне популярного среди
христиан журнала «Христианство сегодня» было частью
этого процесса. Новое поколение евангелических христиан
стало делать ударение на распространении благой вести об
Иисусе, проявляя большую чувствительность к культуро­
логическим особенностям своего времени. Это был очень
позитивный сдвиг.

—Несмотря на это некоторые проблемы все же оста­
вались, — заметил пастор Даунтон. — Все еще существо­
вали разногласия по вопросу о непогрешимости Библии.

—Верно, Джаред, евангеликалы продолжали спорить
по этому вопросу, и это могло привести их к разделе­
нию. В то время, как некоторые придерживались фун­
даменталистской точки зрения, полагая, что в Библии
каждое слово, каждая деталь является правильной и
нужной, другие считали, что Библия является совер-


Глава 4

шенной в том смысле, что отвечает своей цели, которую в нее заложил Господь. Согласно последней точке зре­ния, Библия непогрешима в том, что касается доктрин и плана спасения в Иисусе Христе. Таким образом, они где-то отражали дебаты по этому вопросу, которые шли и в адвентистской церкви. Но давайте все же вернемся к адвентизму.

ДВА МЕТОДА В ПОНИМАНИИ___________________

— Итак, в отношении понимания роли и служения
Е. Уайт на протяжении долгого времени в адвентизме
существовали два отличающихся друг от друга метода:
один характеризовал тех, кто работал с ней рука об руку,
например, Даниэльса и Прескотта, а другой принадле­
жал тем, кто поддерживал точку зрения Уошборна и
Холмса5.

Те, кто имел более сбалансированный подход в этом во­просе, не чувствовали себя готовыми поделиться своим мнением с членами церкви. Это ставило их в невыгодное положение в противостоянии большей группе, поскольку они могли быть обвинены в сомнении в богодухновенно-сти Библии и произведений Е. Уайт. По этой причине они и не могли открыто говорить о том, что являлось, по сути, истиной в этом вопросе. Согласимся, что раньше им и не нужно было много говорить об этом, так как Церковь нор­мально существовала, не делая из этого проблему.

— Так в чем же дело? — спросила с усмешкой Шэ-
рон. — Мама всегда говорила мне: «Не буди лихо, пока
оно тихо».

5 В наши дни поддержку взглядов Уошборна и Холмса можно найти у Рассела Стэндиша (Russell Standish): «Джадсон Уошборн и Клод Холмс смело и открыто предупреждали церковь Божью в том, что она должны остерегаться скрытой опасности, заключающейся в принижении значе­ния трудов Е. Уайт, что и имело место на Библейской конференции 1919 г. Уошборн и Холмс видели, что потеря авторитета «Свидетельств для церкви» была признаком последнего отступничества.


Пророческое наследие предполагает перемены

Твоя мама права, — ответил доктор Смитарст.

—Сейчас все проясняется, — произнес Дат. — Теперь
я начинаю понимать, почему тридцать лет назад мне ни­
кто не говорил о той точке зрения по поводу инспира­
ции Е. Уайт, о которой вы рассказываете нам.

—Я думаю, по той же самой причине, по которой на
Библейской конференции 1919 года те, кто мог что-то
сказать, боялись сделать это, —добавил пастор Даунтон.

—Справедливое замечание, — согласился доктор
Смитарст.

—И мы не должны их строго судить за это, — сказал
пастор.

—Я согласен. Однако в церкви все же были люди, кото­
рые помнили о конференции 1919 года и которые хотели,
чтобы церковь следовала тем решениям, которые там
были приняты. Одним из таких людей является X. Ри­
чарде, известный радиопроповедник. Его биограф, Ро­
берт Эдварде рассказывает... Позвольте я прочитаю
отрывок из его книги. Я думаю, это будет лучше.

Доктор достал книгу из портфеля и начал листать страницы в поисках нужного места. Вскоре он нашел его и начал читать:

«Хотя труды и служение Е. Уайт значительно повлия­ли на него [Ричардса], тем не менее он вполне реально оценивал ее как человека, понимая, что и она не лишена человеческих слабостей.

Когда несколько лет назад в церкви началась вся эта истерия вокруг Е. Уайт в связи с обвинением ее в пла­гиате, Ричарде остался неколебимым. " Ничего нового они не обнаружили, — заявил он. — Все это старые об­винения. Я слышал их еще сорок лет назад. Они обсуж­дались еще на Библейской конференции в 1919 году."

Они проверяли ее высказывания в области истории и науки, некоторые из которых были якобы ошибочны­ми... Артур Даниэльс хотел придать факты огласке, но


 




Глава 4

некоторые консервативные руководители нашей церкви боялись, что это пошатнет веру членов церкви. Вопреки совету президента ГК, коим тогда был Даниэльс, они из­брали для себя — не разглашать эту проблему, умолчать о ней. Это решение, считал Ричарде, было ошибочным. Его точка зрения сводилась к тому, что адвентисты — это люди, обладающие здравым рассудком, и им можно до­верить правду. " Если бы они сделали достоянием членов церкви те вопросы, которые обсуждались на конферен­ции 1919 года, то можно было бы избежать многих про­блем, потрясших нашу церковь", — сказал Ричарде.

Последующая за Библейской конференцией 1919 года очередная сессия ГК не выбрала Даниэльса на пост прези­дента. Многие считали, что отчасти причиной этого была его позиция на Библейской конференции 1919 года6.

Когда доктор Смитарст убирал книгу, Джин спросила:

— Интересно, сколько людей думали так, как Ри­
чарде?

— Возможно, мы никогда не узнаем об этом, — отве­
тил Дат.

— Кажется, что всегда существовал какой-то прес­
синг со стороны консервативно настроенных людей,
который порождал состояние страха, запуганности, —
добавил доктор Смитарст, — и это являлось причиной
того, что те, кто обладал информацией, не торопились
ее разглашать. Казалось, нам удавалось избегать про­
блем, не прикладывая к этому усилий. Но церковь могла
довольствоваться таким положением вещей лишь до
1970 года. События того времени вновь подняли на по­
верхность вопросы, которые обсуждались на Библей­
ской конференции 1919 года.

6 Robert E. Edwards, H M S Richards, Review and Herald Publishing Association, Hagerstown, Maryland, 1998, p. 35-36.


Пророческое наследие предполагает перемены

Последовала небольшая дискуссия, во время которой в течение нескольких минут все присутствующие могли обменяться своим мнением.

Когда дискуссия стала утихать, доктор Смитарст по­смотрел в сторону Шэрон и Михаэля и спросил:

— А что наши молодые люди думают по поводу того,
что прозвучало сегодня вечером? Вы все время слушали, и
почти ничего не говорили. Я бы хотел знать ваше мнение.

Шэрон ответила первой:

—Жаль, что церковь только тогда начинает реагиро­
вать и рассказывать членам церкви всю правду, когда у
нее уже нет другого выбора. Я могу понять тех, кто стре­
мится к миру в церкви, но это не выход из положения.
Создается впечатление, что руководство нашей церк­
ви, заняв опекунскую позицию, обращается с членами
церкви, как с детьми. Оно думает, что само вправе опре­
делять, что нужно знать им, а что знать не положено.

—Я согласен с Шэрон, — сказал Михаэль. — Собира­
лись бы мы на эти встречи, если бы папа не наткнулся на
этот материал в Интернете?

—Возможно, нам следует прилагать больше усилий,
чтобы просвещать наших членов церкви, как сказал Ри­
чарде. Однако я не стал бы критиковать наших руково­
дителей, не побывав в «их шкуре», — ответил доктор
Смитарст. — Им вверена обязанность хранить церковь в
единстве, и порой сделать это очень трудно.

—Но вот в чем вопрос, — вмешался Михаэльайкл, —
если они удерживали от нас эту информацию, как мы мо­
жем быть уверены в том, что они не скрывают от нас че­
го-то еще?

—Я понимаю, что ты чувствуешь, — произнес доктор
Смитарст. — Все, что я могу тебе сказать: здесь нет злого
умысла. Я думаю, что люди с благими намерениями пы­
тались укрепить веру людей. Здесь не было и намека на
то, чтобы обмануть членов церкви. И, в конце концов,


 



Глава 4


это не проблема сегодняшнего руководства. Эта про­блема прошлого поколения. На самом деле то, о чем мы с вами говорим, не было известно вплоть до недавнего времени.

—Ну хорошо, а сейчас, когда это стало известным,
они должны же поделиться этой информацией с церко­
вью? — решительно спросила Шэрон.

—Я согласен, — кивнул доктор Смитарст.

—Если мы не расскажем это нашим членам церкви,
то это сделают через Интернет наши оппоненты и кри­
тики, — сказал пастор Даунтон.

—Верно. И если это произойдет, наши оппоненты
преподнесут этот материал в искаженном виде, — отве­
тил доктор Смитарст.

—Если мы будем преподносить нашим членам церк­
ви только хорошее, а наши оппоненты наоборот, это
смутит людей, — добавила Джин.

—Согласен. Нам необходим сбалансированный под­
ход. Благая весть в том, что мы можем выработать этот
сбалансированный подход, совершенно не теряя нашей
церковной идентичности. Мы не должны бояться... Но
на сегодня, я думаю, хватит.

—Жаль, — сказал Дат. — Наши беседы становятся все
более и более захватывающими. Хороший бы сценарий
получился для фильма.

—Думаю, что да, — согласился доктор Смитарст.


 

К историкам адвентистской церкви приходит зрелость



К историкам адвентистской церкви приходит зрелость


В следующий понедельник доктор Смитарст при­нес с собой несколько книг. Было понятно, что он собирался использовать их во время предстоящей встречи. Перед тем, как приступить, он вновь попытал­ся узнать мнение Михаэля и Шэрон. Он хотел убедить­ся, следят ли они за тем, о чем говорится на встречах, или же им неинтересны эти темы. Они вежливо отвеча­ли на заданные им вопросы, не раскрывая, однако, сво­их подлинных чувств.

Тогда он обратился ко всей группе:

— Позвольте мне напомнить, о чем мы говорили с вами в прошлый раз. «Аккредитация адвентистских университетов и колледжей привела к тому, что в на­шей среде впервые появились дипломированные ис­торики, получившие серьезное образование. В начале 70-х они приступили к своей работе. Дон Макадаме, которого я цитировал раньше, говорил о том, что пер­вое поколение адвентистов трудилось над созданием церковной организации, а задача второго поколения заключалась в том, чтобы сохранить то, что было соз­дано. А вот как он анализирует роль третьего поколе­ния адвентистов.

" Третье поколение адвентистов выросло уже не в лоне молодого и борющегося за свое существование движе­ния, но в хорошоорганизованной и крепко стоящей на ногах деноминации.

Уверенное в стабильности своей церкви, третье поко­ление начало с того, что подвергло критическому анализу начало существования адвентистского движения. А если


быть точнее, начало 70-х ознаменовалось критическим анализом пророческого дара Е. Уайт1.

Макадаме поясняет, каким образом наши историки получали образование в 1950-х и 1960-х гг., не имея представления о длинном периоде критицизма, кото­рому подвергалась Е. Уайт и ее произведения в про­шлом. Это имело место как при жизни вестницы Божьей, так и после ее смерти, а также во время из­вестной Библейской конференции 1919 года. Во-пер­вых, они поступали как истинно верующие, пытаясь привести в соответствие те исторические неточности, которые встречались в ее произведениях. Из уже сво­его собственного опыта они поняли, что Е. Уайт при написании своих книг пользовалась другими источ­никами. Эта проблема, казалось, никогда не оставит церковь в покое. Вот что пишет Макадаме: «Статья Уильяма Петерсона " Текстуальный и исторический анализ позиции Е. Уайт по вопросу о французской ре­волюции" явилась первой статьей, обратившей серьез­ное внимание на источники, которыми пользовалась Е. Уайт... Автор пришел к заключению, что это были главным образом антикатолические и антидемокра­тические источники, мощные по своей идеологиче­ской сущности, но слабые в отношении исторической точности.... Она пользовалась ими небрежно, подчас просто неправильно истолковывая их, иногда преуве­личивая то, что там было написано, а иногда упуская из виду ключевой момент, таким образом, искажая значение события...

В качестве железной аргументации против работы Петерсона выступила статья Рона Грейбила, сотрудни­ка Центра исследований трудов Е. Уайт... Грейбил раз-

1 " Shifting Views of Inspiration", Spectrum, Vol 10, No 4, P. 27. Макадаме был профессором истории в университете Андрюса и возглавлял одно время Юго-западный адвентистский колледж.


 




Глава 5


К историкам адвентистской церкви приходит зрелость


 


бивает ключевые аспекты надуманных предположений Петерсона, считая его критику совершенно неуместной, и предлагает свое объяснение ситуации. Как известно, в 1911 году готовилась к переизданию книга " Великая борьба". Изучение записей, оставленных К. Крайсле­ром, секретарем Е. Уайт, помогло выяснить, что источ­ником для написания главы о французской революции были вовсе не работы историков, какими бы плохими или хорошими он ни были, а всего лишь один автор — Урия Смит.

Именно его книга " Размышления по Книге пророка Да­ниила и Откровение" и явилась основным источником для написания этой главы. " Для многих стало открытием,писал Грейбил,что Е. Уайт... не использовала те от­рывки из Скотта, Гляйга, Теирса или Алисона (историки, чьими работами она могла воспользоваться), которые не использовал сам Урия Смит. Всякий раз, когда Урия сокра­щал материал, юна делала то же самое". Поэтому это не Е. Уайт выбирала сомнительные источники и неправильно их истолковывала или искажала значение того или иного события. Это делал Урия Смит»2.

— Хорошо, что у нас были встречи, где вы объясняли нам цель пророческого дара, — сказал Даг. — Если бы я узнал о таком еще до наших встреч, это бы меня сильно смутило.

Только тогда, когда вы понимаете, что целью проро­ческого дара является наставление и укрепление церк­ви, вы воспринимаете все в правильной перспективе. Е. Уайт часто брала какие-то идеи и применяла их к ду­ховной жизни. Больше всего она была заинтересована в качестве христианской жизни. Помните, в предисловии к «Великой борьбе» она упоминает, что заимствовала какую-то информацию у адвентистских авторов, своих

2 " Shifting Views of Inspiration", Spectrum, Vol 10, No 4, p. 29-31, выделе­но мною.


современников, чтобы проиллюстрировать те или иные идеи. Она также говорила, что основной целью написа­ния этой книги было раскрытие темы великой борьбы и желание показать, что в конце концов истина восторже-i ствует над злом. Ею также двигало желание предупре-\дить людей о происках сатаны. Она всегда была готова исправить исторические неточности, когда люди гово­рили ей об этом.

Не забудьте также, что, когда она давала пастор­ский совет, она обходилась без каких-либо источни­ков, а что касается материала, содержащего пророче­скую и историческую информацию, она пользова­лась трудами Урии Смита и Дж. Андрюса, наряду с другими протестантскими комментаторами тех дней, которые пытались истолковывать пророчества и ис­торические события3. Но вернемся к тому, на чем мы остановились.

Доктор продолжил чтение:

«Это была новая веха в изучении истории адвентизма. В прошлом исследователи жизни и служения Е. Уайт не имели исторического образования. Они были скорее апологетами, нежели историками». Одним из тех, кто получил образование в области истории, был Рональд Намберс, написавший книгу «Пророчица реформы здоровья: исследование трудов Е. Уайт» («Prophetess of Health: A Study of Ellen G. White»). Намберс попытался проанализировать служение Е. Уайт с точки зрения ис­торика, что никогда не делали прежние авторы. Он по­казал, что большинство ее работ не были оригинальными,

3 Было подсчитано, что в книге «Великая борьба» Е. Уайт цитировала 88 авторов. Зачастую она использовала цитаты этих авторов по вторич­ным источникам. Например, когда в главе о французской революции она Цитировала Скотта, Тиерса и Алисона, она пользовалась работой Урии Смита «Размышления по Книге пророка Даниила и Откровение». См. статью Роберта Олсона " Ellen White's Use of Historical Sources in the Great Controversy", Adventist Review, February 23, 1984, P. 4.


Глава 5

как думали многие адвентисты4. Автор продемонстри­ровал, каким образом Е. Уайт заимствовала идеи из дру­гих источников и как время от времени она пересматривала свою позицию. Намберс пришел к выво­ду, что настоящей заслугой Е. Уайт в этом вопросе было соединение вести о здоровье с религией5.

—А что сейчас думают о работе Намберса? — спросил
пастор Даунтон. — Я знаю, что его работа в свое время
вызвала неоднозначную реакцию в церкви.

—О ней спорят до сих пор. Но я выскажу вам свое
мнение. Я считаю, что за работой Намберса стоит заве­
домо ложная предпосылка. Автор считает, что все, что
делала Е. Уайт, следует рассматривать в естественном
ключе. Недавняя работа доктора Дона Макмахона по­
могла увидеть интересную закономерность. Когда
Е. Уайт обрабатывала свой самый первый материал о
здоровье вскоре после первого видения о реформе здо­
ровья, уровень ее медицинской точности — по совре­
менным медицинским стандартам — был наивысшим

4 Следует заметить, что в ранней истории адвентистской церкви не все лидеры церкви заявляли, что реформы здорового образа жизни, которым учила Е. Уайт, являются уникальными. В1866 г. Дж. Вагтонер писал: «Мы не претендуем на то, что являемся пионерами в области реформ здоровья. Принципы, на которых основывается учение о здоровом образе жизни, были разработаны в большей степени реформаторами, врачами и специа­листами в области психологии и гигиены и были распространены по всей стране. Мы лишь заявляем о том, что благодаря методу, избранному самим Богом, эта весть зазвучала более ясно и убедительно, произведя, таким об­разом, эффект, которого мы не смогли бы добиться, применяя другие мето­дики», - Review and Herald, August 7, 1866. И опять в 1890 году доктор Джон Харви Келлог отзывался с одобрением о работах Е. Уайт, но он не заявлял об уникальности ее трудов. В предисловии к книге «Христианское воздер­жание и библейская гигиена» в отношении Е. Уайт он писал: «Необходимо признать необычным тот факт, что человек, не обладающий научными по­знаниями и эрудицией, смог вычленить из массы запутанных и порой оши­бочных идей, выдвигаемых некоторыми авторами в области здоровья, рациональное начало и создать систему принципов гигиены настолько сба­лансированно, последовательно и непредвзято, что дискуссии, исследова­ния, открытия и опыты четверти века не смогли опротестовать эти принципы, но, наоборот, лишь способствовали их подтверждению» — с. 4.


К историкам адвентистской церкви приходит зрелость

на то время. Какая-то часть материала, которую она со­брала для Джеймса из других работ, в частности, когда она выступала в роли помощника редактора журнала «Реформатор здоровья» (Health Reformer), отражала ошибочные взгляды. Хоть работа Намберса и вызвала не­однозначную реакцию, автор помог нам разобраться во многих вопросах.

—Мне жаль, что некоторые члены церкви относятся
к нему с предубеждением, — произнес пастор Даунтон.

—Согласен. Однако такое часто случается с теми, кто
отваживается бросить вызов устоявшимся идеям.

—Я знаю, что даже его отец, который был пастором,
не поддерживал его, — сказал пастор Даунтон.

—Да, это правда. Но перед своей смертью его отец
смог познакомиться с протоколами конференции 1919
года и понял, откуда у его сына были эти идеи. Незадол­
го до смерти отец и сын примирились.

—Рада это слышать, — сказала Джин. — Как часто мы
не принимаем людей, которые бросают нам вызов, с ко­
торым мы в чем-то не согласны.

5 Гэри Лэнд отмечал это дальнейшее развитие в своей работе, когда пи­сал: «Следующим серьезным вкладом стала работа историка медицины и науки Рональда Намберса «Пророчица реформы здоровья: исследование трудов Е. Уайт». В своей книге автор рассматривает становление Е. Уайт как реформатора в области здоровья. В предисловии Намберс отмечает, что он отходит от традиционного представления о Е. Уайт, которое заклю­чалось в признании ее богодухновенности и игнорировании очевидных, как ему казалось, свидетельств, это опровергающих. Прежде всего он до­казывает, что Е. Уайт значительную часть своих идей почерпнула у таких известных в то время реформаторов, как Джеймс Джексон, и Р. Т. Тролл, хотя она и отрицала какую-либо связь с ними. Во-вторых, Намберс указы­вает на то, что Е. Уайт меняла свою позицию по таким вопросам, как: стоит ли адвентистам обращаться к врачам, носить ли «реформированную» одежду, переходить ли на двухразовое питание и др. Историческое значе­ние Е. Уайт, по мнению Намберса, в том, что она попыталась создать свое­образную религию на реформе здоровья. Еще до выхода в свет книга Намберса вызвала целую бурю возмущения в церковной среде». — Gary Land, " From Apologetics to History: The Professionalism of Adventist Historian, " Spectrum, Vol. 4, № 10, pages 93-94.


Глава 5

— Ты права, Джин, но помни о том, о чем мы говори­
ли раньше. Жизнь — штука сложная.

Доктор Смитарст попытался продолжить, но Джин настаивала:

—А прав Намберс, когда говорит, что Е. Уайт отказы­
валась признавать, что заимствовала информацию о
здоровье из других источников? Я знаю, что есть и дру­
гие случаи, когда она отказывалась от того, что пользо­
валась другими источниками.

—Трудно сказать. Лучшее, что мне удавалось когда-
либо читать по этому вопросу, это работа Роберта Олсона,
который работал в качестве секретаря в Отделе исследова­
ния трудов Е. Уайт. Сейчас он на пенсии. Он рассматрива­
ет восемь высказываний Е. Уайт, которые используются
с целью обвинения ее в отрицании использования других
источников6. Олсон утверждает, что какие-то из этих ут­
верждений были неверно истолкованы, а какие-то дейст­
вительно представляют определенную загадку, указывая
также на то, что Е. Уайт рекомендовала членам церкви
читать те книги, которые прочитала сама. Вряд ли бы она
стала давать такие советы, если бы пыталась скрыть факт
заимствования материала из этих книг.

Она же не скрывает в предисловии к «Великой борь­бе», что ей иногда приходилось пользоваться трудами некоторых историков и адвентистских авторов. Е. Уайт обладала хорошей памятью, но, возможно, иногда она и не помнила, откуда брала те или иные цитаты. Такое мо­жет случиться с каждым.

— Я это хорошо понимаю, — произнес пастор Даун-
тон. — Часто в своих проповедях я цитирую других лю­
дей, которые четко, ясно и красиво выражают ту или
иную мысль. Сегодня, если вы меня спросите, где я взял
эти цитаты, я не смогу вам сказать. Недавно я читал
«Историю церкви» Миллера. В предисловии к книге ав-

6 Robert Olson " Ellen White's Denials", Ministry, February 1991, p. 15-18.


К историкам адвентистской церкви приходит зрелость

тор говорит, что перечитал много исторических книг. Он отдает должное этому материалу, и осознает, что многие мысли, слова и даже предложения из этих книг переплетаются с его собственными. Он не может уточ­нить, какие именно, он даже не помнит, откуда они7.

—Интересное наблюдение, — согласился доктор Сми­
тарст. — Я тоже считаю, что Е. Уайт была заинтересована в
том, чтобы читатель больше думал о самой книге, а не о
процессе ее создания. Давайте не будем забывать и о том,
что Е. Уайт не получила в свое время серьезного образова­
ния и большая часть ее жизни пришлась на ХГХ век. Мы не
должны сопоставлять ее с теми образовательными стандар­
тами, которые имеем сегодня.

—А возможно ли такое, — спросила Джин, — что
Е. Уайт сознательно предпочитала молчать о том, как про­
ходит процесс ее работы? Причиной тому было то, что
среди членов церкви были люди, имевшие неверное пред­
ставление о том, как проявляет себя дар пророчества.

—Я думаю, такая возможность существовала. Доста­
точно трудно и сегодня объяснить людям, которые име­
ют неправильное представление, о том, что такое дар
пророчества. И было бы еще сложнее это сделать, если
бы этот дар был дан Богом именно вам, как в случае с
Е. Уайт. Я искренне ей сочувствую.

—Но что вы скажете людям, которые считают, что
Е. Уайт сознательно пыталась скрыть факт заимствова­
ния своих идей из других источников? — спросила Джин.

Миллер пишет: «Поскольку все, что мы знаем об истории, приходит к нам через книги, я тщательно проработал труды тех авторов, которые счи­таются наиболее уважаемыми и признанными в нашей стране. И хотя я часто давал сноски на источники, указывая том и страницу, но невозмож­но указать все ссылки. Невозможно определить, сколько мыслей, слов и предложений из других источников переплетаются с моими. Основные ссылки, конечно же, даны не столько для того, чтобы читатель мог прове­рить цитату, сколько для того, чтобы дать читателю возможность узнать о ценных источниках, которые могут быть ему полезны». - Andrew Miller, Miller's Church History, Pickering and Inglis, London, 1967, " Preface".


inn


Глава 5

Я думаю, она была истинной христианкой, и я не
могу поверить, что она сознательно ходила вокруг да
около, чтобы ввести нас в заблуждение, — добавил пас­
тор Даунтон.

—Мы должны быть снисходительны к ней и оправдать
ее за недостаточностью улик, говоря юридическим язы­
ком. Но даже если будет доказано, что она ошибалась в
каких-то случаях, это не поколеблет моей уверенности в
ее служении. Вспомните, что случилось с Давидом, когда
он находился под давлением обстоятельств.

—А с Авраамом, — добавил Дат.

—Да, им обоим пришлось говорить неправду, чтобы
скрыть какие-то факты. Я не хочу сказать, что и она по­
ступала так же. Я имею в виду, что даже если бы и были
подобные случаи, я все равно не перестал бы верить в ее
служение. Но давайте вернемся к нашей теме.

Вновь взяв свои бумаги, доктор Смитарст начал читать:

«Макадаме исследовал часть книги " Великая борьба". Вот как он описывает свой опыт: „Летом 1973 года, в процессе изучения писем и документов в центре иссле­дования трудов Е. Уайт по истории адвентистской изда­тельской деятельности я познакомился с несколькими рукописями Е. Уайт, которые, как оказалось, были час­тями первой половины книги " Великая борьба", напи­санной в 1888 г... очень длинная рукопись... оказалось, что это был черновик главы, посвященной Яну Гусу...

Я смог составить сравнительный документ, в котором в первой колонке был помещен материал о Яне Гусе, взятый из " Истории протестантизма" Джеймса Уайли, во второй колонке — материал из черновика Е. Уайт по этой же теме, а в третьей — материал, который был опубликован в " Великой борьбе"...

Е. Уайт не просто заимствовала отдельные текстовые отрывки из труда Уайли, она страница за страницей сле-


К историкам адвентистской церкви приходит зрелость

довала логике повествования его труда, выбирая нужную ей информацию... Черновик главы, посвященной Яну Гусу, настолько близок к работе Уайли, что кажется, он вообще не проходил этапа предварительной обработки и вошел в рукопись Е. Уайт вместе с историческими неточ­ностями и морализаторскими наставлениями...

Изучения этой рукописи также показало, что лите­ратурный ассистент Е. Уайт, мисс Марианн Дэвис, не только редактировала ее английский, но и удаляла зна­чительную часть оригинального материала, касающего­ся духовного аспекта тех или иных событий, дополняя рукопись выдержками из книги Уайли"»8.

Доктор Смитарст отложил бумаги и сказал:

—Лишь спустя шесть лет после того, как доктором
Йостом были обнаружены протоколы Библейской
конференции 1919 года, некоторые члены церкви и
руководители смогли с ними познакомиться. Если бы
информация, которая содержалась в этих протоколах,
была воспринята со всей серьезностью, это бы предот­
вратило многие потрясения, с которыми столкнулась
церковь, в частности, с расколами, которые имели место
в нашей церкви в связи с этим. Может быть, тогда мно­
гие бы не оставили ее.

—Поступало все больше и больше новой информа­
ции, — сказал Даг. — Это действительно был подъем. Я
теперь начинаю все это понимать, но лишь только пото­
му, что вы смогли объяснить мне, как проявляет себя
пророческий дар. Как теперь рассказать об всем этом
людям, которые всю жизнь считали иначе?

—Это действительно непросто, Даг. И церковь пони­
мала, что необходимо было что-то предпринять, потому
что новая информация все поступала и поступала. Цер­
ковью организовывались специальные встречи, на ко­
торые съезжались представители нашей глобальной

8 McAdams " Shifting Views", P. 34.


 




К историкам адвентистской церкви приходит зрелость


церкви, чтобы помочь разобраться с возникающими во­просами. В 1982 г. состоялся международный семинар по теме дара пророчества.

—Это очень похоже на то, как поступала раннехри­
стианская церковь, когда необходимо было что-то ула­
дить. Помните о Соборе, описанном в 15-й главе Книги
Деяния святых Апостолов? — заметил пастор Даунтон.

—Да, интересное сравнение.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕМИНАР ПО ПРОБЛЕМЕ
ДАРА ПРОРОЧЕСТВА__________________________

Этот семинар был организован Центром исследова­ния трудов Е. Уайт, — продолжал доктор Смитарст, — чтобы дать оценку открывающимся фактам, выплываю­щим на поверхность благодаря историческим исследова­ниям. Необходимо было также ответить и на обвинения, выдвинутые Уолтером Ри, адвентистским пастором, ко­торый обнаружил, что Е. Уайт заимствовала информа­цию из других источников. Он провел специальное исследование, его крайне встревожило то, что он об­наружил, поэтому он почувствовал побуждение пре­дупредить адвентистский мир об этом. Время нам не позволяет, к сожалению, подробнее поговорить о том, что происходило на конференции в 1982 году. Распола­гая таким объемом новой информации, которая броса­ла вызов традиционным представлениям о служении Е. Уайт, участники этого семинара попытались дать этой информации честную и непредвзятую оценку.

Аудиозаписи этих встреч можно найти сегодня в ис­следовательских центрах. Они расскажут вам о честной и открытой дискуссии, в которой участвовали члены Центра исследования трудов Е. Уайт и руководители церкви. Главной темой дискуссии на этой конференции стала проблема заимствования Е. Уайт при написании своих книг информации из других источников, а также


допущенные ею неточности в области истории, науки и богословия9. Участники конференции согласились с тем, что этот материал не опровергает богодухновенно-сти Е. Уайт, но влияет на ее авторитет. Было принято ре­шение донести эту информацию до членов церкви10. Аудиозапись позволяет услышать Артура Уайта, умо-|лявшего присутствующих не совершать ошибку, кото-^рая была допущена на конференции 1919 года, когда эту тему просто замяли. Он признался в том, что извлек оп­ределенные уроки для себя после той встречи11. К сожа­лению, как и после конференции 1919 года, материал этого семинара так и не получил широкой огласки в церкви. Документы этого семинара можно найти в цен­трах исследования трудов Е. Уайт по всему миру, но большинство членов церкви даже и не знают о том, что когда-то имела место такая конференция.

—Ну почему же так? — чуть ли с раздражением спро­
сил Дат.

—Я думаю, это повторение сценария 1919 года, когда
кто-то решил, что наши члены церкви не смогут адек­
ватно воспринять эту информацию. Как и в прошлом,
гораздо проще было довольствоваться настоящим поло­
жением вещей и не рисковать.

9 Из видеозаписей семинара 1982 года, которые можно найти в цен­трах исследования трудов Е. Уайт, расположенных по всему миру.

10 Roger W. Coon, " Continuing Education of Church Members and Providing Bases of Confidence", a 1982 International Prophetic Guidance Workshop paper. Можно найти в центрах исследования трудов Е. Уайт. Автор выну­жден отметить, что большинство адвентистов имеют слабое представле­ние о том, как проявляет себя пророческий дар, и это заставляет нас признать ошибочность наших представлений в прошлом касательно ра­боты вестницы Божьей.

11 Во время семинара 1982 года производилась запись. Было записано на пленку и выступление тогдашнего секретаря Центра исследований Е. Уайт доктора Роберта Олсона «Проблема непогрешимости богодухновенных писаний». Олсон попросил Артура Уайта поделиться своим мне­нием относительно того материала, который он только что представил, и ответ Артура Уайта включал эту реплику.


 





— Мне кажется, руководителям церкви следует
все-таки больше доверять членам церкви, — произнесла
Джин. — Мы же не малые дети. Нам следует знать о по­
добных вещах.

—Я согласен, и многие другие считают так же. Одна­
ко руководители церкви предприняли недостаточно
усилий для того, чтобы поделиться этим важным мате­
риалом со всей церковью.

—Я думаю, что большинство адвентистов хотели бы
все же знать правду, — сказал Даг.

—Согласен, — ответил доктор Смитарст, — но, зна­
ешь, есть те, кто этого не хочет, и эти-то люди зачастую
формируют церковное сознание.

—Мне кажется, мы оказываем медвежью услугу на­
шим членам церкви, позволяя нескольким консерва­
тивно настроенным личностям иметь право решающего
голоса на наших собраниях, — произнесла миссис Да-
унтон.

—Это правда, — ответил пастор Даунтон. — Тем не
менее вы знаете, сколько неприятностей они могут вы­
звать в местной общине, если члены церкви не будут
идти у них на поводу.

—О, я хорошо это знаю, — ответила ему жена.

—Позвольте мне повториться, — заметил доктор Сми­
тарст. — Это реакция большинства консервативных ад­
вентистов. К сожалению, главной причиной того,
почему этот материал не получил дальнейшего распро­
странения, являются те люди, которые, подобно Уош-
борну и Холмсу, пытаются сегодня навязывать церкви
свою позицию. Те, кто знал и исследовал эти материалы,
не чувствовали себя уверенными в том, что их нужно до­
нести до всех членов церкви, опасаясь навлечь на себя
огонь критики.

—Но это несправедливо по отношению к тем, кто же­
лает знать истину! — воскликнула Джин.


К историкам адвентистской церкви приходит зрелость

Помни, Джин, такова жизнь, — ответил доктор
Смитарст с улыбкой, напоминая ей ее же собственные
слова. — Прими ее такой, какая она есть. Добрая весть в
том, что мы можем впитывать этот материал, быть от­
крытыми и честными друг с другом, выражать свое мне­
ние и продолжать при этом верить в служение Е. Уайт.
Главное, чтобы мы приступали к делу с истинно биб­
лейским подходом.

— Рад слышать это, — произнес Даг.

— Мы не должны убегать и прятаться, — продолжал
доктор Смитарст.

— Я просто хочу, чтобы моя церковь была честной и
открытой, — прервал его Михаэль. — Ну и что, если мы
в чем-то ошибаемся или понимаем что-то не так. Неу­
жели наши отношения с Богом зависят от того, что мы
все понимаем так, как нужно?

— Конечно же, нет, Михаэль, — ответил доктор Сми­
тарст, обрадовавшись, что Михаэль хоть как-то проявил
себя. — Ты прав в том, что наши братья и сестры желают,
чтобы с ними были честными. И кроме того, наша точка
зрения основывается на Библии. Мы не строим наше ве­
роучение на том, что говорила Е. Уайт. Кстати, она сама
часто это повторяла. Ну что ж, я думаю, мы продуктивно
пообщались. Пришла пора подвести итоги.

НА КАКОЙ ПОЗИЦИИ НАХОДИТСЯ
______________________ НАША ЦЕРКОВЬ СЕГОДНЯ

Доктор Смитарст продолжил:

— Недавно один из наших руководителей, ознакомив­
шись с протоколами конференции 1919 года, заметил:
«Мы сегодня находимся там же, где и наши предшест­
венники». И это верное наблюдение. Проблемы наших
предшественников по-прежнему с нами. Хотя богодух-
новенность Е. Уайт и не вызывает вопросов, однако ха­
рактер проявления пророческого дара в жизни Е. Уайт и


■ *;,


Глава 5


К историкам адвентистской церкви приходит зрелость


 


признание ее полномочий и авторитета оспариваются до сих пор. Используем ли мы труды Е. Уайт сегодня так, как то было предусмотрено Богом? Мне кажется, что по­сле ее смерти мы завысили авторитет ее трудов до такой степени, о которой она даже и подозревать не могла, и это серьезно беспокоило тех, кто выступал на конферен­ции 1919 года.

—А вам не кажется, что в реальности мы должны
быть благодарны тем, кто критикует нас, указывая на те
или иные недостатки, тем самым заставляя нас зани­
маться серьезными исследованиями? — спросил пастор
Даунтон. — Если бы не было этой критики, мы бы, на­
верное, так и довольствовались тем, что имеем.

—Да, согласен. Как я сказал ранее, в адвентизме все­
гда существовали две школы. С одной стороны, в церкви
есть люди, подобные Даниэльсу и Прескотгу, которые на
конференции 1919 года свободно выражали свою точку
зрения. Они противостоят другой группе, к которой
принадлежат люди, такие как Уошборн и Холмс. По­
следние в конечном итоге добились смещения Даниэль-
са с поста президента и положили начало периоду, когда
многие боялись выражать свое мнение по поводу ин­
спирации, полномочий и авторитета Е. Уайт. Однако в
70-х годах прошлого века наш ученый мир воскресил
вновь эту так и не разрешенную проблему. На повестке
дня встали такие вопросы: Как адвентистам следует ис­
пользовать сегодня труды Е. Уайт? Является ли адвенти­
стская церковь на самом деле протестантской, и
принимает ли она Библию как единственное мерило для
оценки доктрин? Могут ли члены церкви иметь отлич­
ную от точки зрения Е. Уайт позицию по тем или иным
вопросам в Библии? На следующей неделе мы увидим,
как по-разному Е. Уайт могла использовать один и тот
же библейский отрывок. Те, кто не знает об этом,
склонны к ошибочному использованию ее произведе-


ний как последней инстанции в понимании библейско­го текста.

—Это очень важные вопросы, — заметила Джин.

—За последние несколько лет церковью было издано
много книг, отражающих исследования в данной облас­
ти12. Однако лишь только некоторые из них были про­
читаны членами церкви. К настоящему времени средний адвентист едва знаком с тем, о чем говорилось по этим вопросам в течение последних несколько лет. В результате большинство наших членов церкви склон­ны разделять фундаменталистский подход в понима­нии инспирации Библии и Е. Уайт. Лишь немногие серьезно занимаются изучением этой темы.

Мне нравится, как сказал об этом доктор Хегшен-стол, и я думаю, что было бы неплохо целиком зачитать его позицию, нежели чем цитировать по частям.

Доктор Смитарст извлек из своего портфеля бумаги и, прокашлявшись, начал читать:

— Человек свободен в отношении религиозных вопро­сов. Свобода — это дар Божий... Самое ужасное — это по­давлять истину. Ее невозможно будет подавить... Религия, которая боится серьезных исследований и научного под­хода, скатывается к суевериям и предрассудкам... Слепое доверие истине, которого придерживаются некоторые — это убежище для ленивого ума. Оно освобождает челове­ка от тщательного исследования слова Божьего. Когда мы не отвечаем на вьтады или боимся задавать вопросы — все это создает трудности и проблемы. Все это изымает смысл из религии, делая ее невежественной, поверхност-

12 Речь идет о таких книгах, как: Martin Webber, Some Call it Heresy, Review and Herald Publishing Association, Hagerstown, 1985; Tim Crosby, Is Your God real? Review and Herald Publishing Association, Hagerstown, 1988; George W. Reid, A Sound of Trumpets, Review and Herald Publishing Association, Hagersto­wn, 1982; George E. Rice, Luke, a Plagiarist? Pacific Press Publishing Associati­on, Mountain View, 1983; Alden Thompson, Inspiration, Review and Herald Publishing Association, Hagerstown, 1991; Herbert E. Douglass, Messenger of the Lord, Pacific Publishing Association, Nampa, 1998.


 



 



Глава 5


ной, нетерпимой... Христианин любит и истину, и сво­его ближнего. Это как муж, который уверен в своей жене и не ревнует её. Так и человек, который уверен в истине, будет вежлив и терпим по отношению к другим... Легче оскорбить человека, обвинив его в том, что он ошибает­ся, или в том, что он движим неверной мотивацией, вме­сто того, чтобы найти время и постараться понять и разобраться в том, во что он действительно верит»13.

—Он прав, — произнес Дат. — Действительно, такой
подход предполагает работу ума.

—А может быть так, — спросил пастор Даунтон, —
что проблемы, всплывшие сегодня по вопросу о приро­
де инспирации и деятельности Е. Уайт, связаны как-то с
опытом христианской церкви, который описывается в
Откр. 12? Истинная церковь спасается бегством, для
того чтобы восстать вновь к концу времени. Может
быть, это подобно тому, как истина была вновь открыта
в эпоху протестантской реформации?

—Это интересные сравнения. Но позвольте мне ска­
зать, что адвентистская церковь изначально мыслилась
как свободная, открытая, живая и динамично разви­
вающаяся деноминация. Нашей церкви следует искать
истину подобно тому, как ищут сокрытое сокровище.
Когда Е. Уайт была еще жива, она боролась за это, но
после ее смерти церковь вступила на стезю узкого мыш­
ления, присущего фундаментализму. Но историческое
наследие помогло церкви стать образованнее во всех
смыслах и вернуться к более умеренной позиции в по­
нимании богодухновенности. Борьба этих двух позиций
в церкви продолжается и сегодня, направляя церковь к
такому состоянию, в каком ее всегда хотел видеть Бог.

Но на сегодня, я думаю, достаточно. Нам всем необхо­дим отдых. Давайте помолимся перед тем, как разойтись.

13 Edward Heppenstall, " Academic Freedom and the Quest for Truth", Spectrum, Winter 1972, p. 34-38.


Елена Уайт и Библия



Елена Уайт и Библия


Я чувствую, как я вновь начинаю ценить нашу церковь, — сказал Дат своей супруге.

—И я тоже, — ответила ему Джин. — Это удивительно,
как прошлые представления и идеи могли из поколения в
поколение передаваться без всякого разбирательства, и
многие просто так, слепо продолжали следовать им. Мно­
гие из нас выросли на определенной традиции восприятия
адвентистской церкви и служения Е. Уайт, никогда даже
не пытаясь вникнуть в суть этой традиции. Мне понрави­
лось, как выразился доктор Хеппенстол по поводу того,
что истину невозможно подавить. Неудивительно, что
проблемы, связанные с Духом Пророчества, вновь вышли
на поверхность, поскольку Церковь так до конца с ними и
не разобралась.

—Да, но большинство просто никогда не слышало о
той информации, которая была представлена нам. Как
жаль, что в церкви не было сделано то, что могло бы из­
менить ситуацию к лучшему, — сказал Даг.

— Это могло бы защитить н






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.