Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Документы смешанной перевозки грузов






 

Перевозки грузов могут осуществляться в прямом смешанном сообщении посредством взаимодействия различных видов транспорта – железнодорожного, водного (морского, речного), воздушного, автомобильного. Наиболее широко распространены перевозки грузов железнодорожно-водным сообщением. В их осуществлении железная дорога и водные пути сообщения выступают как единая транспортная сеть, связывающая районы, тяготеющие к станциям, портам и пристаням, включенным в прямое смешанное сообщение.

Перевозки грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении осуществляются на основании единого транспортного документа – накладной, в которой кроме обычных данных указывается:

- скорость, с которой должен следовать груз отдельно по каждому виду транспорта;

- пункты перевалки груза с одного вида транспорта на другой.

Накладные на грузы, отправляемые с пристаней и портов, составляются на каждую отдельную партия, исходя из грузоподъемности четырехосных вагонов с учетом действующих технических норм загрузки. Массовые навалочные грузы, следующие в адрес одного грузополучателя и через один пункт перевалки, можно отправлять из портов или пристани, по одной судовой накладной.

Дорожную ведомость составляют с одной копией при однократной передаче груза с одного транспорта на другой, в двумя копиями – при двукратной передаче. Оригинал дорожной ведомости следует с грузом до пункта назначения, а копии остаются в пунктах перевалки у сдающей стороны.

Грузы и перевозочные документы в пунктах перевалки передаются с одного вида транспорта на другой по передаточным ведомостям, которая составляет сдающая сторона в четырех экземплярах (два для водного, два для железнодорожного транспорта). Передаточная ведомость представляет собой правовой документ, отражающий движение груза в процессе его перевалки. На всех экземплярах передаточной ведомости сдающая и принимающая стороны обязаны расписаться и поставить календарные штемпеля.

В случае обнаружения при передаче недостачи или повреждения груза сдающая сторона с участием принимающей стороны составляют коммерческий акт, дата составления и номер которого указываются в передаточной ведомости.

Развитие международных смешанных перевозок способствовало появлению среди участников перевозочного процесса оператора смешанных перевозок, который стал по сути ключевой фигу­рой. У него весьма широкий круг полномочий. Пользуясь приемами транспортной логистики, оператор реализует системный подход к организации и осуществлению доставки груза в пункт назначения. Он берет на себя:

1) проработку оптимального маршрута следования груза,

2) выбор видов транспорта, конкретных перевозчиков, способов транспортировки,

3) оформление всех необходимых документов,

4) осуществление погрузки-выгрузки груза, перевалочных работ,
5) хранение груза.

Более того, оператор может сам выполнить часть перевозки или всю перевозку.

Организуя смешанную перевозку, оператор выдает единый транспортный документ на весь путь следования груза и берет на себя ответственность перед грузовладельцем в связи с перевоз­кой.

Оператор заключает договор смешанной пере­возки с грузовладельцем. Этот договор охватывает весь процесс перевозки – от приема груза оператором для отправки до его выдачи получателю. По нему транспортные операции может выполнять как сам оператор, так и привлекаемый им перевозчик. Таким образом, по договору смешанной перевозки грузовладелец состоит в правоотношениях с оператором, а не с конкретным перевозчиком.

Оформление документов смешанной перевозки регламен­тируется «Унифицированными правилами в отношении документации на смешанные перевозки», разработанными в 1975 г. Международной торго­вой палатой.

Документ смешанной перевозки выполняет следующие функции:

- подтверждает наличие договора;

- является распиской в получении груза;

- выполняет функции товарораспорядительного документа.

Развитие международных смешанных перевозок повлекло за собой разработку и совершенст­вование транспортных документов, связанных с этим видом перевозок. Предпочтение было отдано коносаменту и его модификациям, поскольку на практике базовым среди видов транс­порта, используемых в смешанных перевозках, стал морской транспорт. За основу был взят прямой (сквозной) коносамент, который после внесенных изменений приобрел форму прямого смешанного коносамента. В него дополнительно были включены положения о порядке передачи груза в портах перевалки и условия ответственности перевозчиков других видов транспорта.

Международные транспортные организации активно включились в разработку проформ прямых смешанных коносаментов. Лидерами в разработке транспортных документов смешанных перевозок стали Балтийская и Международная морская конференция (БИМКО) и Международная федерация экспедиторских ассоциаций (ФИАТА).

БИМКО в разработке проформ прямого смешанного коносамента опиралась на положения Проекта Соглашения о международных смешанных перевозках грузов.

ФИАТА совместно с Международной торговой палатой (МТП) создали проформу сквозного коносамента и разработали условия оборотного коносамента в смешанных перевозках.

Параллельно шла работа по созданию новых проформ для смешанных перевозок. БИМКО при участии ИНСА (Международной ассоциации судовладельцев) и МТП разработала и ввела в практику новую проформу для смешанных перево­зок, которая стала называться документом смешанной перевозки – «Комбидок». Позднее ЮНКТАД разработал другой вариант документа смешанной перевозки – «Мульти­док».

Типовое содержание документа смешанной перевозки включает следующие данные:

  • сведения о грузе (наименование, марки, число мест, масса брутто, описание внешнего вида);
  • наименование оператора, местонахождение его основного коммерческого предприятия;
  • наименование грузоотправителя;
  • наименование грузополучателя (для необоротного документа);
  • дату и место принятия оператором груза;
  • дату и место доставки груза;
  • указание на то, является ли документ оборотным или необоротным;
  • дату и место выдачи документа;
  • маршрут перевозки, используемые виды транспорта;
  • места перегрузки груза;
  • указание на то, какой нормативный акт распространяет действие на перевозку;
  • подпись оператора.

В документ смешанной перевозки по соглашению сторон могут быть включены иные данные.

В последнее время наибольшее распространение получил коносамент комбинированной (мультимодальной) перевозки (FBL), инициатором разработки которого стала ФИАТА. Последняя его проформа была опубликована ФИАТА в 1994 году под наименованием “коносамент перевозки груза в смешанном сообщении”.

Активное применение этого документа объясняется тем, что он в наибольшей степени отве­чает основным положениям Конвенции о международных смешанныхперевозках грузов1980 года, Правилам ЮНКТАД/МТП и Стандартным условиям оборотного коносамента перевозки груза в смешанном сообщении.

Помимо типовых данных оригинал коносамента дополнительно включает такие реквизиты, как его номер, код страны, эмблемы МТП и ФИАТА, логотип оператора с указанием сведений о нем.

Оригинал коносамента перевозки груза в смешанном сообщении, как правило, выписывается в трех экземплярах. Распределяются они между грузоотправителем, грузополучателем и операто­ром.

Таким образом, хотя в мировой практике транспортной деятельности нет единого документа смешанной перевозки, международные транспортные организации прилагают немало усилий к унификации и совершенствованию существующих проформ и созданию новых. В недалекой перспективе можно ожидать разработки оптимального образца такого документа.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.