Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Договора перевозки






Тема 4. Договора перевозки и первичная документация

 

План лекции: 1. Договора перевозки

2. Терминология документирования перевозок

3. Первичные документы для железнодорожного транспорта

4. Первичные документы при отправке груза автомобильным

транспортом

5. Первичные документы при отправке груза морским транспортом

6. Первичные документы при межпортовой перевозке, при отправке

грузов прямым водным, речным транспортом

7. Первичные документы при перевозке грузов воздушным путем

8. Документы смешанной перевозки грузов

 

Договора перевозки

 

Практическое управление перевозками осуществляется с помощью правильно организованного документирования и документооборота. Правовой формой более широкого развития хозяйственных связей, значительного улучшения удовлетворения потребностей всего хозяйственного механизма и населения во всех видах перевозок и регулирования, возникающих на основе отношений, является договор перевозки.

Система транспортных договоров по перевозке товарных грузов включает основные и смежные виды договоров.

К основным договорам относятся:

- договор перевозки груза;

- договор фрахтования.

К смежным договорам следует отнести:

- договор транспортной экспедиции;

- договор на транспортно-экспедиционное обслуживание;

- договор об организации перевозок;

- договор погрузки, выгрузки, хранения;

- договор на централизованный завоз (вывоз) и др.

Рассмотрим наиболее часто используемые на транспорте договора.

 

1.1. Договор перевозки груза

Договор перевозки груза - это соглашение, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения, выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Как следует из определения договора перевозки груза, он является двусторонним, реальным, возмездным.

Сторонами в договоре перевозки грузов выступают перевозчик и отправитель. Отправителем могут быть как организации, так и граждане.

Перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, выполняющие перевозку груза на основании договора.

Если отправителем груза могут быть любые субъекты гражданского права, то перевозчиком предполагается коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые наделены правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании разрешения (лицензии). Разрешение (лицензия) способствует регулированию осуществления перевозок и является основанием для защиты интересов лиц, пользующихся транспортными услугами. В настоящее время лицензируемым видом деятельности в Республике Беларусь являются международные автомобильные перевозки грузов.

Предметом договора перевозки является оказание транспортных услуг по перемещению груза в пункт назначения и договор должен быть заключен, как правило, в письменной форме. При этом на перевозчика возлагается хранение, выдача груза получателю, а нередко погрузка и выгрузка.

Особым участником правоотношений из договора перевозки является грузополучатель. Он не является стороной договора перевозки, однако у него возникают права и обязанности, связанные с договором. Например, грузополучатель обязан принять груз от перевозчика, он вправе предъявить претензию перевозчику в случае задержки в доставке груза, и т.д. Перевозчик, доставивший груз, передает его грузополучателю. В качестве грузополучателя может быть и отправитель груза.

Сроки доставки грузов определяются транспортными уставами (кодексами) или изданными в установленном порядке правилами.

Перевозки, а значит и договоры перевозки можно классифицировать по различным основаниям. Практическое применение имеют следующие основания:

- В зависимости от вида привлекаемого транспорта различают договора на железнодорожные, автомобильные, воздушные, морские перевозки.

- В зависимости от предмета перевозки подразделяются на перевозки грузов, пассажиров и багажа.

- В зависимости от территории, по которой выполняется перевозка, различают национальные (внутриреспубликанские) и международные перевозки.

В зависимости от вида перевозки к отношениям сторон будут применяться различные правовые нормы.

Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются:

- условия о предмете договора

- условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида

- условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Из определения договора перевозки вытекает, что существенными условиями для данного договора являются:

- наименование и характеристики груза,

- место назначения

- размер платы за перевозку.

Законодательством другие существенные условия договора перевозки не установлены. Что касается условий, которые сами стороны определяют как существенные, то зачастую в договоре стороны предусматривают перечень условий, которые должны быть указаны заказчиком перевозки в заявке на перевозку.

Например,

1) маршрут и условия перевозки (в т.ч. особые);

2) требуемый тип подвижного состава;

3) подробный адрес места погрузки/ разгрузки/ таможни назначения;

4) дата и время подачи подвижного состава под погрузку;

5) вид тары и упаковки, необходимые приспособления для крепления груза.

 

Такие условия будут являться существенными условиями каждого конкретного договора перевозки. Практическое значение этой нормы в том, что в случае, если заказчик направит перевозчику заявку, в которой не указаны все требуемые условия, перевозчик вправе не приступать к выполнению перевозки.

Невыполнение обязанностей по договору перевозки влечет за собой имущественную ответственность. Перевозчик несет ответственность за виновное причинение ущерба грузу. Размер ответственности перевозчика за утрату или повреждение перевозимого груза ограничен действительной стоимостью утраты, недостачи, повреждения груза или багажа. Исключением из общего правила является то, что упущенная выгода в таких случаях не взыскивается, т.е. установлена ограниченная ответственность. К числу особенностей относится также то, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном законодательством.

При этом действует презумпция вины перевозчика, в частности, перевозчик должен доказать, что утрата, порча или повреждение груза произошли не по его вине, а по вине отправителя или получателя. Если вина грузовладельца полностью не освобождает перевозчика от ответственности, то она может дать основание для уменьшения размера ответственности перевозчика.

 

1.2. Договор фрахтования

Договор фрахтования — это соглашение, по которому фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров или багажа (ст. 741 ГК).

Договор фрахтования является взаимным, возмездным и консенсуальным. Сторонами договора фрахтования выступают фрахтовщик и фрахтователь

Договор фрахтования заключается на предоставление всего транспортного средства или его части на один или несколько рейсов. Он широко применяется при осуществлении морских и воздушных перевозок.

В настоящее время морской транспорт является неотъемлемой частью мировой транспортной системы. В транспортной логистике морские грузовые суда подразделяются на:

- линейные суда – суда, которые курсируют по определенному маршруту между несколькими портами по расписанию;

- трамповые суда (англ. tramp - бродяга) составляют половину единиц морского флота, занимаются свободной перевозкой случайных, попутных грузов. Они не привязаны к определенным географическим точкам и не обременены долгосрочными контрактами на перевозку.

В договоре фрахтования выделены:

- рейсовый чартер (договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений).

Судно фрахтуется на определенный рейс, а также может быть зафрахтовано на кругорейс, т.е. в порт назначения и обратно. Такой фрахт наиболее выгоден судовладельцу, поскольку от обеспечивает загрузку судна в обратном направлении и исключает порожний рейс (переход в балласте). Рейсовый чартер дает фрахтователю право на перевозку своего груза на конкретном судне и в этом случае право на владение судном и его управление не передаются фрахтователю.

- тайм-чартер (договор фрахтования судна с экипажем на время за плату на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров или для иных целей).

В этом случае судовладелец обязуется за обусловленную плату предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозки грузов, пассажиров и иных целей морского плавания. Судно передается в тайм-чартер в мореходном состоянии, снаряженным, укомплектованным экипажем. Право владения судном и его управление фрахтователю не передаются.

- димайз-чартер или бербоут-чартер (договор фрахтования судна на время без экипажа).

Отличается от тайм-чартера тем, что фрахтователь нанимает экипаж и принимает на себя все расходы по содержанию судна, в том числе и расходы по оплате экипажа. В этом случае капитан и экипаж состоят на службе у фрахтователя, который таким образом становится временным владельцем судна.

Чартер – наиболее распространенная в практике международного торгового судоходства форма договора морской перевозки грузов. С целью ускорения, удешевления и максимального обеспечения сохранности груза всеми перевозчиками применяются стандартные проформы чартеров, разрабатываемые государственными и международными объединениями судовладельцев и фрахтователей. Проформ чартеров очень много. Разрабатываются они и применяются для различных родов грузов и отдельных направление перевозок. Каждая проформа специфична. Вместе с тем во всех чартерах содержится ряд общих для всех проформ основных положений (реквизиты чартера).

Чартер обязательно должен содержать:

- наименование сторон;

- размер фрахта;

- обозначение судна и груза;

- место погрузки;

- место назначения или направления судна.

В чартер могут быть включены по соглашения сторон и иные условия и оговорки. Как договор фрахтования чартер подписывается фрахтовщиком и фрахтователем.

Условия чартера являются, как правило, обязательными только во взаимоотношениях между сторонами, которые его подписывают, то есть между фрахтовщиком и фрахтователем, и не возлагают обязательства на грузополучателя, не являющегося фрахтователем судна. Однако условия чартера могут являются обязательными и для грузополучателя - при наличии ссылки на эти условия в коносаменте (транспортной накладной).

Между министерствами внешней торговли и транспортными министерствами стран СНГ и Прибалтики заключены соглашения о порядке применения некоторых чартеров во взаимоотношениях между внешнеторговыми объединениями и морскими пароходствами. При выполнении внешнеторговых перевозок в соответствии с этими соглашениями чартеры могут и не выписываться, поскольку в самих соглашениях предусматривается использование конкретной проформы чартера на согласованных внешнеторговыми и транспортными ведомствами условиях. Однако существование чартера как договора не может быть поставлено под сомнение ввиду отсутствия чартера как документа.

К дополнительным видам договоров при морских перевозках грузов следует отнести букинг-ноты и берс-ноты.

Букинг-нота представляет собой вид договора, применяемого при необходимости бронирования места на линейном судне для перевозки большого количества груза. Реквизиты букинг-ноты:

- наименование сторон,

- наименование и количество груза,

- наименование и дата прихода судна,

- ставка фрахта,

- проформа коносамента,

- основные условия перевозки (в виде выдержек из проформы коносамента).

Букинг-нота обычно оформляется на специальном формуляре, и различные линии применяют свои формы этого документа. Букинг-ноты могут также оформляться и на конкретные партии грузов, предъявляемые к перевозке на конкретные суда. Разновидностью букинг-ноты является контракт на перевозку грузов, представляющий соглашение, заключенное на более продолжительный период и обязывающее фрахтователя предъявить к перевозке определенное количество груза в установленный период.

Берс-нота (причальная записка), применяется при отправках на трамповых судах частичных грузовых партий (в дополнение к основной, но не полной партии груза, транспортируемой по чартеру), а также при отправках на линейных судах партий массовых грузов.

 

1.3. Договор транспортной экспедиции

По договору транспортной экспедиции одна сторона - экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны - клиента (грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Как правило, договор транспортной экспедиции заключается для обеспечения смешанной перевозки, т.е. когда перевозка осуществляется более чем одним видом транспорта.

Смешанная перевозка по единому транспортному документу является прямой смешанной перевозкой. Взаимоотношения перевозчиков различных видов транспорта, а также порядок организации прямой смешанной перевозки определяются транспортными уставами, кодексами и другими актами законодательства.

Договор с грузоотправителем заключает первоначальный перевозчик. Другие транспортные организации, участвующие в перевозке, принимают на себя совместное обязательство доставить груз в пункт назначения. Соки доставки груза определяются по совокупности сроков доставки всеми видами транспорта, участвующими в перевозке, и исчисляются на основании действующих на этих видах транспорта правил исчисления сроков доставки грузов.

Между организациями различных видов транспорта, участвующими в перевозке, заключаются узловые соглашения, в которых определяются условия работы пунктов перевалки груза с одного вида транспорта на другой.

Ответственность участников прямой смешанной перевозки за надлежащее исполнение договора определяется правилом, согласно которому ответственность за груз и его сохранность до момента фактической передачи лежит на сдающей стороне, а после фактической передачи – на стороне, принявшей груз.

Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей. Обязанности экспедитора могут исполняться перевозчиком. Виды услуг, выполняемые по договору транспортной экспедиции, могут быть разнообразны:

- организация перевозки определенным маршрутом;

- заключение от имени клиента или своего имени договора перевозки груза;

- обеспечение отправки или получения груза;

- получение при необходимости требующихся для экспорта и импорта документов;

- выполнение таможенных формальностей;

- проверка количества и состояния груза;

- погрузка, выгрузка грузов;

- уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых по условиям поставки на клиента;

- хранение грузов;

- получение груза в пункте назначения и др.

В соответствии с гл. 25 ГК РБ экспедитор несет ответственность по договору транспортной экспедиции за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Если экспедитор докажет, что нарушение обязательств вызвано ненадлежащим выполнением договора перевозки, то ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Клиент обязан предоставить экспедитору документы и необходимую информацию о свойствах груза, об условиях перевозки и т.д. В случае непредоставления клиентом требуемой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению договорных обязательств до предоставления такой информации. Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с нарушением обязательств по предоставлению необходимой информации.

 

1.4. Договор на транспортно-экспедиционное обслуживание.

В соответствии с Правилами транспортно-экспедиционной деятельности в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 г. № 1766 с учетом изменений и дополнений, внесенных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2010 г. № 1910, от 04.03.2011 г. № 273, транспортно-экспедиционная деятельность представляет хозяйственную деятельность по организации перевозок грузов, включая их отправку и получение, а также другие операции, связанные с перевозками.

Транспортно-экспедиционная деятельность осуществляется на основании заключенного между заказчиком и экспедитором договора об организации и условиях перевозки грузов и выполнении других услуг, связанных с этим процессом.

Экспедитор является субъектом хозяйствования, организующий за вознаграждение за счет заказчика от своего имени экспедицию грузов, а также других услуг, предусмотренных договором на транспортно-экспедиционное обслуживание.

Заказчик – это физическое или юридическое лицо, заключившее с экспедитором договор на транспортно-экспедиционное обслуживание или выдавшее экспедитору поручение (доверенность на экспедирование).

Договор заключается в письменной форме. В рамках заключенного договора заказчик выдает экспедитору поручение в письменной форме на экспедирование конкретного груза и выполнение отдельных транспортно-экспедиционных операций.

Экспедитор заключает договоры и принимает поручения на выполнение отдельных транспортно-экспедиционных операций при организации перевозок груза:

- в прямом и смешанном внутриреспубликанском и межгосударственном (в пределах СНГ) сообщении;

- в прямом и смешанном международном сообщении.

Экспедитор имеет определенные права и обязанности, которые позволяют ему оказывать услуги, связанные с перемещением грузов через таможенную границу Республики Беларусь, в соответствии с действующим законодательством осуществлять следующие операции, связанные с транспортно-экспедиционным обслуживанием:

- упаковку, маркировку, пакетирование, сортировку и хранение грузов;

- взвешивание;

- выполнение погрузочно-разгрузочных работ;

- закрепление, укрытие, увязку грузов;

- выбор оптимальных схем перевозки грузов;

- прием грузов со склада (терминала) заказчика от перевозчика, доставку и сдачу их на терминал или перевозчику для доставки по назначению;

- оформление перевозочных документов;

- осуществление расчетов с перевозчиками за выполненных перевозки;

- страхование грузов;

- выполнение таможенных процедур при межгосударственных или международных перевозках;

- ведение учета и отчетности при перевозках грузов;

- расчет рациональной загрузки транспортных средств, схем размещения и крепления грузов;

- диспозицию продвижения грузов (уведомление об отправлении, местонахождении, прибытии грузов);

- информирование о видах услуг, тарифах, режимах работы и другой оперативной информации.

 

1.5. Договор об организации перевозок

Договор об организации перевозок заключается, если перевозчик и грузовладелец должны систематически осуществлять перевозку грузов и их взаимоотношения носят длительный характер. В таком случае возникает необходимость заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. Примером может служить договор между промышленным предприятием и Белорусской железной дорогой.

По договору организации перевозок грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки.

Договор об организации автомобильной перевозки грузов не исключает необходимости заключения договора автомобильной перевозки груза или договора фрахтования.

Практика заключения договоров по доставке грузов на всех видах транспорта свидетельствует о том, что обязательными условиями транспортного договора являются:

- название и адреса сторон (в полном виде);

- дата и место подписания;

- пункт отправления и место доставки груза;

- характеристика (наименование) груза;

- сроки доставки груза;

- стоимость перевозки (провозная плата).

Отсутствие этих условий влечет за собой признание договора незаключенным.

Следует отметить различные подходы к определению прав и обязанностей сторон по перевозкам различными видами транспорта.

Особенностью договоров железнодорожной перевозки является то, что при их заключении ограничивается принцип свободы договора за счет существования договоров присоединения. Это также актуально и для авиаперевозок.

Кроме того, права и обязанности сторон договора перевозки по железной дороге довольно полно изложены в национальном и международном транспортном законодательстве. Например, в РБ права и обязанности перевозчика, грузоотправителя, получателя, а также все этапы перевозки, порядок предъявления претензий подробно изложены в Уставе железнодорожного транспорта. СМГС также подробно регулирует права и обязанности участников договора международной железнодорожной перевозки. Эти нормы являются императивными и не могут изменяться сторонами в договоре.

Что касается автоперевозок, особенно международных, то здесь преобладают общие нормы. Многие вопросы, возникающие в процессе исполнения договора, законодательством не урегулированы. Поэтому сторонам договора автомобильной перевозки следует позаботиться о подробном изложении прав и обязанностей в договоре.

Договор о морской перевозке грузов, заключаемый в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, включает также условия договора об организации морских перевозок (договора о сотрудничестве). Если условия договора о морской перевозке, заключенного на определенную партию груза, противоречат условиям договора об организации морских перевозок грузов, применяются условия договора об организации морских перевозок грузов.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.