Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Элементы окружающего мира






Физическая реальность на любом уровне (от атомов до галактик) имеет определенную структуру. Даже внутри того промежуточного диа­пазона, в котором лежат размеры земных предметов, нетрудно обнару­жить, что окружающий мир по-разному структурирован в зависимости от масштаба, выбранного для рассмотрения. Так, при километровом масш­табе земная поверхность имеет вид гор и холмов, тогда как при метро-


508 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания

вом масштабе на земной поверхности выделяются деревья, валуны, обры­вы, ущелья и т.д. На уровне миллиметрового масштаба земная поверх­ность структурирована еще более детально. На этом уровне ее структуру образуют галька, кристаллы, частицы почвы, листья, стебли травы, клетки растений и т.п. Применительно к перечисленным выше объектам пси­хологи используют (не вполне правомерно) термины «форма» и «очерта­ния», полагая, что мир, в котором мы живем, слагается из таких форм и очертаний, хотя на самом деле это всего лишь структурные элементы земного окружения.

В связи с понятием структурных элементов окружающего мира мне представляется необходимым обратить внимание читателя на то, что бо­лее мелкие элементы содержатся в более крупных. Этот факт имеет прин­ципиальное значение для излагаемой здесь теории, и поэтому я ввожу для него специальный термин: встроенностъ. Например, ущелья встроены в горы, деревья встроены в ущелья, листья встроены в деревья, клетки встро­ены в листья. При любом масштабе можно обнаружить, что одни формы содержат в себе другие. Любой элемент встроен в более крупный. Пред­меты являются составными частями других предметов. Можно было бы сказать, что они образуют иерархию, однако тогда мы получили бы иерар­хию без четких границ, полную переходов и пересечений. Таким образом, земной окружающий мир нельзя разложить раз и навсегда на какие-то особые, подлинно первичные элементы. Если мир рассматривать как сре­ду обитания, то в нем не найти атомарных элементов. Вместо них вы найдете элементы, соподчиненные друг другу. Выбор элементов для опи­сания среды зависит от избранного уровня.

Для психолога не годятся те масштабы величин, которыми опе­рируют в современной физике при описании мира (атомарный и косми­ческий). В психологии мы имеем дело с предметами экологического уровня, т.е. со средой обитания животных и человека, потому что в про­цессе своей жизнедеятельности мы сталкиваемся с предметами, на кото­рые можно смотреть, которые можно осязать, обонять или пробовать на вкус, а также с событиями, которые можно слышать. Органы чувств жи­вотных, т.е. воспринимающие системы1 не способны обнаружить атомы или галактики, но в пределах доступного им эти воспринимающие сис­темы способны обнаружить определенный круг предметов и событий. Мы можем увидеть и гору, которая далеко от нас, и песчинку, если та нахо­дится достаточно близко. Этот факт, удивительный уже сам по себе, за­служивает, на мой взгляд, специального исследования. Далее <...> мы попробуем объяснить его.

При этом мы не будем пытаться объяснить, как нам (или по край­ней мере некоторым из нас) удается визуализировать атом или галак-

1 См.: Gibson J J. The senses considered as perceptual systems. Boston: Houghton Mifflin, 1966.


Гибсон Дж. [Экологическая теория восприятия]



тику, несмотря на то, что мы не можем их увидеть. Эта способность отно­сится не столько к проблематике восприятия, сколько к проблематике мышления. Более подробно об этом будет сказано ниже. Вначале нам следует обсудить имеющуюся у нас способность воспринимать окружаю­щий мир, т.е. способность воспринимать те же самые объекты и явления, которые воспринимали наши предки, ничего не знавшие ни об атомах, ни о галактиках. Нас будет интересовать непосредственное восприятие, а не восприятие, опосредствованное микроскопами и телескопами, фотография­ми и рисунками, и тем более не восприятие речи или письменных текс­тов. <...>






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.