Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оптическая агнозия






Оптической агнозией (агнозия в дословном переводе с греческого — «без знания») называется неспособность узнавать и идентифицировать об­щеизвестные объекты. Этот термин был введен в научный оборот в 1891 г. Фрейдом для обозначения недуга, которым страдали некоторые его паци­енты и который проявлялся в их неспособности интегрировать зрительно воспринимаемые элементы в завершенное, узнаваемое целое. Люди, страда­ющие оптической агнозией, без труда узнают простые геометрические фор­мы, но не способны идентифицировать сложные объекты, которые требуют от зрительной системы интеграции и организации отдельных перцептив­ных компонентов. Знакомые объекты, которые обычно воспринимаются как цельные, завершенные предметы, остаются не узнанными ими и вос­принимаются только как совокупность разрозненных, не связанных друг с другом элементов.

Известны разные формы агнозии, но во всех случаях болезнь про­является в нарушении способности к узнаванию объектов, несмотря на сохранившуюся способность к узнаванию их отдельных элементов2. Для

1 См.: Damasio AM. Prosopagnosia // Trends in Neuroscience. 1985. Vol. 8. P. 132-135;
Farah MJ., Humphreys G.W., Rodman H.R. Object and face recognition // Behavioral and Cogni­
tive Neuroscience (VII). N. Y.: Academic Press, 1999. Chapter 52; Humphreys G.W., Riddoch MJ.
To see but not to see: A case study of visual agnosia. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum, 1987.

2 Более подробное описание представлено в: Farah MJ. Visual Agnosia: Disorders of
Object Recognition and What They Tell Us About Normal Vision. Cambridge, MA: MIT Press,
1990; Martin G.N. Human Neuropsychology. N. Y.: Prentice-Hall, 1998. P. 222-224.


492 Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания

нас наибольший интерес представляет та форма агнозии, которая назы­вается прозопагнозией (что в дословном переводе с греческого означает «без знания лица»). Восприятие лица безусловно является результатом гештальтистского процесса в том смысле, что для конструирования един­ственного в своем роде, узнаваемого «объекта» необходима перцептивная интеграция его отдельных черт (глаз, рта, носа и т. д.). Что же касается больных прозопагнозией, то они, будучи во всем остальном абсолютно нормальными людьми, внезапно утрачивают способность узнавать лица своих родных, близких друзей, знаменитостей и даже собственные лица на фотографиях или в зеркале1. Дамазио и его коллегам принадлежит следующее описание драматической ситуации, в которой оказался стра­давший прозопагнозией лорд Дэвид Сэсил:

Пятый маркиз Солсбери, неоднократно становившийся премьер-министром Великобритании, внезапно понял, что с трудом узнает не только лица своих друзей, по и лица членов собственной семьи, если встречается с ними неожи­данно. Однажды, стоя возле трона во время дворцовой церемонии, маркиз за­метил улыбавшегося ему молодого человека. «Кто вы, мой юный друг?» — прошептал он. — «Ваш старший сын», — ответил юноша2.

Судя по всему, больные прозопагнозией способны воспринимать кое-какую информацию, необходимую для узнавания лиц (например, они нередко воспринимают лицо именно как лицо и даже называют части лица, показывая их), но они не могут оценивать и интегрировать фраг­ментарную информацию, без чего узнавание людей невозможно. Прозо-пагнозия не означает, что человек вообще не способен никого узнавать: страдающие этим недугом часто идентифицируют людей по таким их индивидуальным признакам, как голос, особенности фигуры, а в некото­рых случаях — и одежды3.

Детальное описание агнозии и прозопагнозии доступно лишь спе­циалистам. Однако информация о том, что страдающие этими недугами люди способны воспринимать локальные, изолированные черты лица — глаза, уши, нос, но не могут интегрировать или перцептивно связывать их вместе, чтобы узнавать конкретных людей, позволяет с большой долей уверенности предположить, что эти заболевания — результат разлажен­ности того кортикального механизма, который лежит в основе сложной, основанной на взаимосвязях природы восприятия.

1 См.: Damasio AM. Prosopagnosia // Trends in Neuroscience. 1986. Vol. 8. P. 132-135.

2 См.: Damasio A.R., Damasio H., Van Hoesen G.W. Prosopagnosia: Anatomic basis and behavioral mechanisms // Neurology. 1982. Vol. 32. P. 331-341. P. 331.

3 См.: Farah MJ., Humphreys G.W., Rodman H.R. Object and face recognition // Behavioral and Cognitive Neuroscience (VII). N. Y.: Academic Press, 1999. Chapter 52.


Шифман Х.Р. Гештальт-подход








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.