Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организация восприятия и гештальтвосприятие






В течение примерно одной минуты всматривайтесь в рис. 1, и пусть ваш взгляд просто скользит по нему. Вы на собственном опыте ощутите тенденцию к группированию его элементов в конкретные фигуры. Воз­можно, вы начнете видеть круги и линии, которые быстро возникают и так же быстро трансформируются в другие комбинации. Марр сказал об этом изображении: «Эта конфигурация преисполнена бурной активнос­ти — создается впечатление, что конкурирующие пространственные орга­низации яростно борются друг с другом»2.

Сейчас мы переходим к рассмотрению гештальтистских факторов, лежащих в основе этой тенденции к группированию.

1 См.: Marroquin J.L. Human visual perception of structure. Master's thesis. Department
of Electrical Engineering and Computer Science, Massachusetts Institute of Technology,
1976.

2 Marr D. Vision. N. Y.: W. H. Freeman, 1982; Марр Д. Зрение. Информационный
подход к изучению представления и обработки зрительных образов. М.: Радио и связь,
1987. С. 63.



Тема 16. Основные теоретические подходы к изучению познания


Гештальтистские факторы группирования

Одним из наиболее значительных достижений гештальтпсихологии, не утратившим своего значения и в наши дни, является определение свойств фигуры, позволяющих нам воспринимать форму. В соответствии с пред­ставлениями гештальтпсихологов существует фундаментальная, практичес­ки неизученная организующая тенденция воспринимать глобальные, коге­рентные характеристики физического мира на основе взаимного располо­жения, местоположения и взаимодействия образующих его объектов. Ряд гешталыпистских факторов, определяющих тенденцию к группированию и подтвержденных многочисленными элегантными и убедительными ил­люстрациями, описан Максом Вертгеймером1. Ниже мы перечислим эти факторы и кратко изложим их суть, а также расскажем о недавно сфор­мулированном принципе группирования — об однотипной связи (uniform connectedness), — который согласуется с основными идеями гештальтпси­хологии.

Фактор близости. В соответствии с принципом близости предме­ты могут группироваться на основании того, что отделяющее их расстоя­ние кажется небольшим. Вероятность того, что объекты, расположенные близко друг к другу, окажутся сгруппированными, настолько велика, что можно говорить об определенной тенденции (рис. 2). Воспринимаемая близость, которая вызывает группирование, может быть как простран­ственной, так и временной,

•• •• •• •• •• ••

Рис. 2. В соответствии с фактором близости кажется, что пред­ставленные на рисунке черные кружки объединены попарно

Фактор сходства. Тенденция группировать элементы, кажущиеся похожими, аналогична тенденции группировать элементы, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга. Группирование на основании фактора сходства иллюстрируется рис. 3.

Группирование на основании близости и сходства распространяет­ся также и на восприятие звука. <...> Ноты, кажущиеся одинаковыми по высоте и следующие во времени непосредственно одна за другой, мо­гут перцептивно восприниматься как мелодия.

Фактор однотипной связи. Под группированием на основании од­нотипной связи понимают восприятие отдельно взятой структуры, обра­зованной физически связанными между собой элементами. Примером такого восприятия является восприятие точек и кружков на рис. 4.

1 См.: Wertheimer M, Principles of perceptual organization // D.C.Beardslee, M.Wert-heimer (Eds.). Readings in perception. N. Y.: Van Nostrand, 1968; An abridged translation by Michael Wertheimer of Untersuchungen zur Lehre yon der Oestalt, II // Psychologische Forsehimg. 1923. Vol. 4. P. 301-360.


Шифман Х.Р. Гештальт-подход



 


 
 

Рис. 3. В соответствии с фактором сходства кажется, что точки и кружки образуют вертикальные (А) и горизонтальные ряды (Б)


ства и близости элементов.   Мы по собственному опыту знаем, что физически связанные между со­бой знакомые предметы воспринимаются нами как перцептивные еди­ницы и в основе этого явления лежит именно однотипная связь. Однотипная связь не принадлежит к числу принципов, изначально сформулированных основателями гештальтпсихологии. Он сравнительно

Этот рисунок подтверж­

дает нашу склонность к пер­цептивному объединению не­идентичных и достаточно удаленных друг от друга, но бесспорно связанных между собой предметов (в данном случае — черных точек и кружков) в единое целое с попарно связывающими их прямыми линиями, а не вос­принимать их так, как сле­довало бы воспринимать ис­ходя из принципов близости и идентичности элементов. Следовательно, влияние од­нотипной связи на восприя­тие оказывается более силь­ным, нежели влияние сход-


 

 

А

Рис. 4. Группирование в соответствии с принципом однотипной связи На А черные точки, соединенные попарно вер­тикальными или диагональными линиями, воп­реки принципу близости воспринимаются как группы (вместе). На В пары, образованные кружками, черными точками и связывающи­ми их линиями, воспринимаются как перцеп­тивные группы вопреки как принципу близо­сти, так и принципу сходства (идентичности)


474 Тема 16, Основные теоретические подходы к изучению познания


недавно сформулирован Роком и Палмером1 как один из фундаменталь­ных принципов организации восприятия, играющий столь же принципи­альную роль, как и восприятие сочетания «фигура—фон».

Фактор «хорошего продолжения». Элементы, лежащие на одной прямой линии или кривой линии простой формы, легко воспринимают­ся как единое целое. Пример «хорошего продолжения» представлен на рис. 5.

Рис. 5. Группирование в соответствии с фактором «хорошего продолжения» Две пересекающиеся в одной точке кри­вые воспринимаются как идущая вверх кривая (отрезок АВ и как кривая, иду­щая вниз (отрезок CD). Хотя этот рису­нок можно воспринять и как изо­бражение кривых AD и СВ, принцип good continuation делает такое восприятие менее вероятным

Все идентичные элементы «следуют» в одном и том же направле­нии, что и придает их сочетанию свойства определенным образом направ­ленной фигуры (в данном случае фигурой становится кривая линия). (Необычный пример сочетания фактора хорошего продолжения с други­ми факторами организации восприятия представлен ниже, на рис. 10.)

В обоих случаях организация восприятия следует принципу сим­метрии2.

Фактор «общей судьбы». В соответствии с фактором «общей судь­бы» двигающиеся в одном направлении элементы перцептуально объе­диняются в одну группу. Подобное группирование происходит на основе идентичности, но этот принцип применим к элементам, находящимся в движении. Так, если человек наблюдает за движущимися предметами, он склонен объединить в группу те из них, которые двигаются в параллель­ных направлениях, чтобы образовался когерентный паттерн. Например, несколько людей, бегущих трусцой друг за другом, или стая летящих птиц воспринимаются как группы. Примером, иллюстрирующим фактор «общей судьбы», являются также и знакомые всем «волны», создаваемые движениями рук болельщиков во время спортивных мероприятий.

Фактор симметрии. В соответствии с этим фактором приоритет в перцептивном группировании отдается более естественным, сбалансиро­ванным и симметричным фигурам (рис. 6).

1 См.: Rock L, Palmer S. The legacy of Gestalt psychology // Scientific American. 1990.
Vol. 263. P. 84-90; Rock I. Perception. N. Y.: Scientific American Library, 1985.

2 См.: Zusne L. Visual perception of form. N. Y.: Academic Press, 1970.


Шифман Х.Р. Гештальт-подход



 

 

 

 

А В

Рис. 6. Контуры вертикальных фигур идентичны, но на А видны белые колонны, а на Б — черные

Фактор замкнутости. В соответствии с фактором замкнутости при группировании элементов предпочтение отдается тому варианту, который благоприятствует восприятию более замкнутой или завершенной фигуры (рис. 7).

 
 


Рис. 7. А — в соответствии с фактором замкнутости человек скорее увидит две разные пересекающиеся фигуры — эллипс и прямоуголь­ник, чем три отграниченные дискретные формы; Б — как правило, наблюдатели видят прямоугольники. Превалирует фактор замкнутос­ти В — несмотря на то что на рисунке представлены лишь фрагменты структуры, наблюдатель склонен воспринимать всю фигуру целиком


476 Тема 16. Основные теоретические подходы к: изучению познания


Незавершенным фигурам в опре­деленной мере свойственна тенденция восприниматься как завершенные. Она особенно отчетливо проявляется в тех случаях, когда стимулы предъявляются на очень короткое время.

Рис. 8. Конфигурация может быть воспринята как состоящая из трех предметов. Факторы «хорошего продолжения» и замкнутости благоприятствуют тому, что наблюдатель видит две призмы, одна из которых стоит, а другая лежит позади нее

Разумеется, во многих житейских ситуациях гештальтистские принципы не проявляются поодиночке, независимо друг от друга, они взаимодействуют друг с другом, создавая условия для четкого и осмысленного восприятия1. Рассмотрим следующие типичные и в некотором ро­де необычные примеры взаимодействия гештальтистских принципов «хорошего продолжения»2 и замкнутости. То, что изображено на рис. 8, может быть вос­принято как три разные формы, однако наиболее вероятно восприятие нарисо­ванной конфигурации как двух призм, одна из которых, вертикальная, находится впереди той, что лежит на плоскости, и частично закрывает ее, причем лежащая призма кажется сплошной.

Те астрономы, которые первыми объединили семь звезд этого созвез­дия именно таким образом, скорее всего, находились под влиянием той гештальтистской тенденции к группированию, которая основана на фак­торах хорошего продолжения и замкнутости. Примерное реальное распо­ложение звезд представлено на А. Б — объединение звезд, соответствую­щее всем известной Большой Медведице. На самом деле звезды, входя­щие в Большую Медведицу, не связаны между собой. То, что они образуют хорошо узнаваемую фигуру, — всего лишь случайный результат особен­ности их восприятия с Земли3.

На рис. 9 представлено гештальтистское группирование элементов — Большая Медведица на фоне ночного неба, — основанное преимущественно на факторах «хорошего продолжения» и замкнутости.

1 См.: Quinlan P.T., Wilton R.N. Grouping by proximity or similarity? Competition bet­ween theGestalt principles in vision//Perception. 1998. Vol. 27. P. 417-430.

2 Гештальтпсихологи вместо термина «плавный переход» использовали отражающий субъективность восприятия термин «хорошее продолжение»; термин «плохое продолже­ние» означает резкое изменение кривизны. «Хорошее продолжение» как принцип орга­низации означает, что есть предпочтение воспринимать отрезки линий, которые в некото­ром смысле являются плавным продолжением друг друга, как одну линию или форму. (Примечание научного редактора источника.)

3 См.: Jastrow В., Thompson МЛ. Astronomy: Fundamentals and jrentiers. N. Y.: Wiley, 1974.


Шифман Х.Р. Гештальт-подход

 



Рис. 9. Большая Медведица

Еще один пример влияния взаимодействия таких факторов, как «хо­рошее продолжение» и замкнутость на группирование приведен на рис. 10.

Экспериментальное подтверждение






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.