Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критические замечания и современные разработки






Хотя взгляды Пиаже на когнитивное развитие доминировали в об­ласти психологии развития на протяжении последних 40 лет, разумеет­ся, у него были и свои критики. Некоторые из них прежде всего выра­жали сомнение в правильности самого понимания Жаном Пиаже хода когнитивного развития, который представлялся ему процессом, осущест­вляющимся дискретно, по стадиям. Многие теоретики в области науче­ния были не согласны с Пиаже по этому вопросу и утверждали, что интеллектуальное развитие носит характер постепенности, и в этом про­цессе нет какой-либо определенной четкой последовательности. Они счи­тали, что когнитивные способности, как и всякое другое поведение, явля­ются результатом моделирования и связаны с тем, как проходило обуче­ние человека и каковы были сопутствующие этому обстоятельства.

Другие критики идей Пиаже утверждали, что возрастные пределы, в рамках которых Пиаже отмечал появление специфических способнос­тей, указаны им неправильно, а некоторые даже полагали, что опреде­ленные когнитивные умения могут присутствовать у ребенка уже при рождении. Способность «сохранения предмета» была одной из таких, вызывающих много вопросов, проблем. Специалист по психологии раз­вития Рене Байларже (Renee Baillargeon) и ее коллеги в серии ориги-



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


нальных опытов с использованием новой методологии исследования по­казали, что уже маленькие дети в возрасте двух с половиной месяцев жизни обладают ранними формами «сохранения объекта»1. Эта женщи­на-исследователь и другие психологи утверждали, что методы, использо­ванные Пиаже, были слишком несовершенны, чтобы он мог правильно оценить способности очень маленьких детей. Дополнительные свидетель­ства того, что представление о постоянстве предмета может на самом деле быть врожденным, дает исследование Вилкокса, Нэдела и Россера2. Эти авторы занимались недоношенными детьми, используя методы, по­добные тем, которые применяла Байларже, в целях проверить, могут ли такие дети правильно запомнить местонахождение исчезающей из поля их зрения и вновь появляющейся игрушки (льва). Полученные резуль­таты не только показали, что дети в возрасте двух с половиной месяцев правильно запоминают местонахождение игрушки; более того, возможно­сти недоношенных детей в этом плане не слишком отличались от ре­зультатов детей, рожденных в нормальный срок.

Идеи и открытия Пиаже оказывают влияние на научные открытия в самых разных областях психологии, причем этих сфер становится все больше. Об этом свидетельствует большое количество статей, в которых ссылаются на книгу Пиаже, ставшую базой и для нашего обсуждения. В период 1997—2000 гг. появилось более 170 таких статей! Например, в статье Хэглоффа3 работа Пиаже использовалась для того, чтобы помочь читателям лучше понять реакции маленьких детей; например, на то, что их отправляют в больницу и подвергают там активному медицинскому вмешательству. Эта информация важна для принятия врачами и роди­телями правильного решения в таких, скажем, случаях, как вопрос о не­обходимой для ребенка операции, чтобы свести к минимуму текущие и будущие психологические травмы и максимально облегчить ребенку адаптацию в первое время после больницы. В другом исследовании об­наружена связь между развитием представлений об объекте и пробле­мой сна у младенцев4. Эта связь заключалась в том, что у девятимесяч­ных детей, которые лучше осознавали постоянство предмета, было мень­ше трудностей со сном, чем у детей того же возраста, не столь успешных

1 См.: Aguilar A., Baillargeon R. 2.5-month-old infants' reasoning about when objects
should and should not be occluded // Cognitive Psychology. 1999. Vol. 39(2). P. 116-157;
Baillargeon R. Object permanence in 3-and-a-half- and 4-and-a-half-month-old infants //
Developmental Psychology. 1987. Vol. 23. P. 655-664.

2 См.: Wilcox Т., Nadel I., Rosser R. Location memory in healthy preterm and full-term
infants // Infant Behavior and Development. 1996. Vol. 19(3). P. 309-323.

3 См.: Hagglof B. Psychological reactions by children of various ages to hospitall care
and invasive procedures // ACTA Paediatrics. 1999. 88 (Supp. 431). P. 72-78.

4 См.: ScherA., Amir Т., Tirosh, E. Object concept and sleep regulation // Perceptual and
Motor Skills. 2000. Vol. 97(2). P. 402-404.


Хок P.P. С глаз долой, но не из сознания



в освоении «сохранения объекта». (Если бы вы не были уверены, что все ваши вещи утром окажутся на своих местах, возможно, вы тоже спали бы не слишком хорошо!)

Заключение

По мере того как развивались новые методы исследования когни­тивных способностей детей, некоторые открытия Пиаже были поставле­ны под сомнение1. В самом деле, его теорию когнитивного развития ок­ружают многочисленные непрекращающиеся возражения. Несогласие с существующими теориями — здоровый мотив для новых исследований, который порой приводят к большим прорывам в нашем познании ин­теллектуальных способностей человека. Несмотря на все имеющиеся противоречия, теория Пиаже остается катализатором и основой всех род­ственных исследований. Его работа продолжает быть своеобразным ма­яком для исследователей в сфере методов образования и стилей успеш­ного родительства. Вклад Пиаже был и остается неизмеримо ценным.

1 См. подробнее: Dworetzky J. Introduction to child development. N. Y.: West, 1996.


3. Язык и речь: основные единицы языка, функции и виды речи. Значение слова как единица речевого мышления. Фило- и онтогенез речевого мышления. Научные и житейские понятия. Характеристи­ка процесса воплощения мысли в слово. Значение и смысл слова. Проблема и исследования эгоцент­рической речи

Г. Глейтман,

А. Фридлунд,






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.