Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод исследования и результаты






Процесс развития когнитивной способности «сохранение объекта» изучался Жаном Пиаже с помощью методов неструктурированной оцен­ки (unstructured evaluation). Для младенцев и детей раннего возраста эти методы часто принимали форму разных игр, в которые Пиаже играл со своими детьми. Наблюдая, как проявляется способность детей к решению задач, ошибки, которые они совершали в играх, Пиаже выделил шесть подстадий развития ребенка в течение сенсорно-моторного периода, ко­торые связаны с формированием способности «сохранения объекта». Для того чтобы вы лучше поняли особенности данного исследования, эти шесть субстадий кратко представлены ниже и иллюстрированы приме­рами взаимодействия Пиаже с детьми (взято из журналов наблюдений Пиаже):

Стадия 1 (от рождения до 1 месяца) Эта стадия прежде всего харак­теризуется рефлексами, связанными с приемом пищи и прикосновениями. Нет доказательств существования мыслительной способности «сохранение предмета».

Стадия 2 (от одного до 4 месяцев). На протяжении этой стадии еще нет общего представления об объекте, но отмечаются некоторые особен­ности поведения, которые Пиаже считает подготовкой ребенка к появле­нию этой способности. Ребенок начинает намеренно повторять поведен-


Хок Р.Р. С глаз долой, но не из сознания



ческие акты, которые имеют отношение к его собственному телу. Напри­мер, если ручка ребенка нечаянно соприкоснулась с его ножкой, это мо­жет вызвать повторение вновь и вновь тех же самых движений, чтобы повторить это соприкосновение. Пиаже назвал эти проявления первичны­ми круговыми реакциями. Кроме того, на этой стадии дети способны сле­дить глазами за движущимися объектами. Часто, если объект уходит из поля зрения ребенка, его глаза продолжают смотреть на то место, откуда предмет только что исчез, как будто малыш ждет его возвращения. Мо­жет показаться, что ребенок стал осознавать сохраняемость объекта. Но Пиаже утверждает, что это не так, ведь малыш еще активно не ищет исчезнувший объект, и если предмет не появляется вновь, внимание ре­бенка переключается на другие видимые объекты. Пиаже назвал это по­ведение пассивным ожиданием. Иллюстрацией такого поведения может служить опыт, который провел Пиаже со своим сыном Лораном:

«Наблюдение 2. Лоран, возраст 0; 2 [0 лет, 2 мес]. Я смотрю на него сквозь прутья его плетеной колыбели и время от времени появляюсь примерно в од­ном и том же месте; Лоран потом смотрит на это место, когда меня уже там нет, и совершенно явно ждет, что я снова появлюсь там» (с. 9).

«Ребенок только смотрит на то место, откуда исчез предмет: таким обра­зом, у него просто какое-то время сохраняется позиция более раннего воспри­ятия, и если объект вновь не появляется, он вскоре забывает о нем. Если бы в сознании ребенка было общее представление о предмете <...> он бы стал ак­тивно стараться разыскать пропавший объект. <...> Но малыш совершенно очевидно не знает, что тут можно бы сделать, потому что исчезнувший объект еще не воспринимается ребенком как нечто постоянно существующее, которое куда-то переместилось; для него это просто какой-то образ, который, исчезнув из поля его зрения, уходит в никуда. И возникает оттуда без какой-либо объ­ективной причины» (с. 11).

Стадия 3 (от 4 до 10 месяцев). Именно на протяжении этой стадии дети начинают целенаправленно и многократно манипулировать объек­тами, которые их окружают, причем эти действия повторяются вновь и вновь (вторичные круговые реакции). Ребенок старается дотянуться до разных вещей и схватить их, подтащить поближе к себе, чтобы рассмот­реть или сунуть в рот; при этом ребенок уже может быстро перемещать взор, и дети начинают следить за интенсивно движущимися или падаю­щими предметами. Позднее на этой стадии появляются первые призна­ки осознания сохраняемости предмета. Например, дети начинают искать объекты, которые почти целиком исчезли из их поля зрения и осталась видна только маленькая часть.

«Наблюдение 23. Люсьен 0; 9 (9 мес). Я показал ей целлулоидного гуся, которого она никогда прежде не видела; она сразу же схватила его и тщатель­но изучила. Я положил гуся рядом с девочкой и в поле ее зрения накрывал гуся иногда целиком, иногда оставляя на виду его голову. Были две совер­шенно отчетливо проявляющихся реакции <...> Когда гусь исчезал целиком,



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


Люсьен сразу же переставала искать его, даже если до этого она уже почти схватила игрушку <...> Когда был виден гусиный клюв, Люсьен не только сразу же хватала гуся за эту видимую часть и тащила к себе, но <...> иногда она сначала снимала с гуся покрывало, чтобы схватить птичку целиком! <...> Никогда, даже после того как она несколько раз поднимала покрывало, видя перед собой торчащий клюв, Люсьен не старалась поднять покрывало, когда гусь был спрятан целиком! Это является <...> доказательством того факта, что ребенку намного легче представить себе весь предмет, видя перед собой ка­кую-то его часть, чем заниматься поисками полностью невидимого объекта» (с. 29—30).

Однако, по Пиаже, к этому времени у малыша еще не полностью сформировалось представление о предмете. Для ребенка на этой стадии когнитивного развития предмет еще не имеет отдельного существования, но он связан с действиями ребенка и его чувственным восприятием. Дру­гими словами, «совершенно неверно утверждать, что наполовину скрытые предметы воспринимаются ребенком как закрытые чем-то; просто ему представляется, что идет процесс исчезновения» (с. 35).

Стадия 4 (от 10 до 12 месяцев). В течение последних недель ста­дии 3 и на ранних этапах стадии 4 дети научаются тому, что объекты продолжают существовать, даже если их больше не видно. Ребенок ак­тивно и изобретательно разыскивает предмет, который совершенно исчез из поля его зрения. Хотя на первый взгляд может показаться, что кон­цепция объекта уже сформировалась, Пиаже полагает, что это не так, что данная когнитивная способность еще не установилась в полной мере, ведь дитя еще не понимает видимые перемещения. Чтобы прояснить этот факт, рассмотрим следующий пример (можете попробовать это сами!). Если вы сидите с 11-месячным ребенком и полностью прячете от него игрушку под полотенце (назовем это место А), ребенок начнет искать игрушку и найдет ее. Этот объект явно продолжает существовать в со­знании ребенка и не уходит в никуда. Однако если затем вы на глазах ребенка прячете игрушку под одеяло (место В), дитя, вероятно, будет сно­ва искать игрушку там, где она прежде была, — на месте А. И далее вы можете повторять этот процесс снова и снова, и ребенок будет снова и снова делать ту же самую ошибку, называемую А -не-В эффектом.

«Наблюдение 40. В возрасте 0; 10 Жаклин сидит на матраце <...> Я беру у нее из рук игрушечного попугая и два раза подряд прячу его под матрац сле­ва от нее, на место А. Оба раза Жаклин немедленно начинает поиски, находит и хватает попугая. Затем я беру у нее игрушку и медленно перемещаю попу­гая у нее перед глазами в такое же место под матрацем, но справа от нее, на место В. Жаклин очень внимательно наблюдает за движением, но в тот момент, когда попугай исчезает на месте В, она поворачивается налево и ищет игруш­ку там, где та была спрятана раньше, на месте А» (с. 51).

Пиаже объясняет эту ошибку, обычную для детей на стадии 4, не детской невнимательностью, а тем, что общее представление о предмете у


Хок P.P. С глаз долой, но не из сознания


 


маленького ребенка не такое, как у нас с вами. Для 10-месячной Жаклин ее попугай не является чем-то отдельным, постоянно существующим не­зависимо от ее действий. Когда попугай был спрятан и успешно найден на месте А, он стал попугаем-на-месте-А, вещью, которая определяется не только тем, что является попугаем, но и тем местом, куда ее прячут. Дру­гими словами, для ребенка попугай — это не какой-то отдельный объект, но часть некоей целостной картины.

Стадия 5 (от 12 до 18 месяцев). Приблизительно в конце первого года жизни ребенок приобретает умение следить за последовательностью видимых перемещений и искать предмет там, куда он был положен — на глазах у ребенка — в последний раз. Когда это происходит, Пиаже заяв­ляет, что ребенок перешел на стадию 5 сенсомоторного периода.

«Наблюдение 54. Лоран в возрасте 0; 11. Сидит между двух подушек, А и В. Я прячу часы под одну либо под другую подушку. Лоран каждый раз ищет предмет там, где он только что исчез, то на месте А, то на месте В, не считая какое-то из этих двух мест главным, как это было на предшествующей стадии» (с. 67).

Однако Пиаже указывает, что истинное «сохранение предмета» все еще остается неполным: ребенок не может понять то, что Пиаже называ­ет невидимыми перемещениями. Представьте следующий пример. Вы наблюдаете, как некто прячет монету в маленькую коробочку, а потом, повернувшись к вам спиной, несет коробочку к шкафчику и выдвигает в нем ящик. Потом человек возвращается, и вы обнаруживаете, что коробочка пуста. Это невидимое перемещение предмета. Естественно, вы пойдете к шкафу и заглянете в ящик. Так вот, как показал Пиаже, это не так уж естественно.

«Наблюдение 55. В возрасте 1; 6 Жаклин сидит на зеленом коврике и иг­рает с картофелиной, которая ее очень интересует (для нее это новый объект). Она <...> забавляется тем, что кладет картофелину в пустую коробку и берет ее оттуда снова. Затем я беру эту картофелину и кладу ее в пустую коробку на глазах у Жаклин. Затем я помещаю руки с коробкой под коврики перево­рачиваю ее там вверх дном, не давая ребенку видеть, что именно я делаю; за­тем выдаю Жаклин пустую коробку. Я говорю Жаклин, которая не перестает смотреть на коврик, поскольку понимает, что я что-то под ним делал: «Дай папе картошку». Она ищет объект в коробке, смотрит на меня, потом снова смотрит на коробку, потом на коврик и т. д., но ей не приходит в голову идея приподнять край коврика, чтобы проверить, не там ли картофелина. В продол­жение пяти последующих попыток реакция ребенка одна и та же — без до­стижения результата» (с. 68).

Стадия 6 (от 18 до 24 месяцев). В конце концов, по мере того как ребенок приближается к завершению сенсомоторного периода (вернемся к табл. 1), он в полной мере осваивает идею о сохранении объекта. Вхожде­ние в эту стадию определяется способностью ребенка мысленно представ­лять себе объекты, которые подверглись невидимым перемещениям.



Тема 15. Познавательные процессы: виды и развитие


«Наблюдение 66. В возрасте 1; 7 у Жаклин обнаруживается... способность осознавать существование предмета, который во что-то заворачивают или пря­чут... Я кладу карандаш в коробочку, обворачиваю ее бумагой, потом завора­чиваю обернутую коробочку еще в носовой платок, затем прикрываю все это беретом и покрывалом. Жаклин быстро снимает берет и покрывало, затем разворачивает платок. Сразу ей не удается найти коробочку, но девочка про­должает искать ее, явно уверенная в ее существовании; затем она замечает бумагу, быстро вспоминает, что это такое, разворачивает бумагу, открывает ко­робочку и хватает карандаш» (с. 81).

Пиаже считал это когнитивное умение осознавать постоянство пред­мета началом истинной мысли, т.е. способности проникать в самую суть и использовать символическую функцию для решения задач. Это умение подготавливает ребенка для продвижения на новую большую стадию ког­нитивного развития: дооперациональную, в течение которой мысль ребен­ка отделяется от действий, что позволяет сильно увеличить скорость про­текания умственных операций. Другими словами, осознание постоянства предмета является основой для всех последующих продвижений в интел­лектуальном развитии. Пиаже утверждает:

«Осознание сохранения предмета, кроме всего прочего, связано с наблюде­нием за его локализацией; т.е. ребенок одновременно и обучается тому, что исчезнувший из поля его зрения предмет не перестал существовать, и старает­ся узнать, куда этот предмет делся. Этот факт с самого начала показывает, что образование схемы сохранения предмета тесно связано с пространственно-вре­менной и причинной организацией реального мира в целом»1.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.