Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Астоянц М.С.






 

Ростовский государственный

педагогический университет (www.rspu.edu.ru)

 

Количество беспризорных и безнадзорных детей и подростков в России возрастает с каждым годом, создаются все новые и новые учреждения для детей-сирот, разрабатываются социальные программы, а результаты всей этой деятельности более чем скромны. По статистике сегодня успешно социализируются лишь около 10% выпускников интернатных учреждений, остальные пополняют ряды социальных аутсайдеров. Так по данным Л. Владимировой, из 15 тыс. выпускников детских государственных учреждений для детей-сирот в течение года 3 тыс. становятся бомжами, 5 тыс. попадают на скамью подсудимых и 1, 5 тыс. совершают самоубийства.

Процесс социального становления личности ребенка, воспитывающегося в интернатном учреждении, имеет свои особенности. Его деятельность полностью регламентируется взрослыми, что порождает инфантилизм, иждивенчество, низкий уровень волевой организации личности. Ребенок вынужден «быть как все», мириться с ограничением потребности в жизненном пространстве и питании. Он не имеет возможности уединиться, у него практически нет вещей, которые можно считать своими, у него нет своих книг, игрушек, даже его одежду после стирки получает уже другой ребенок.

Отсутствие возможности осуществить свободный выбор вида деятельности приводит к тому, что ребенок не умеет занять себя, самостоятельно организовать свое время. Общение с детьми и взрослыми носит для него обязательный характер, что впоследствии тормозит развитие навыка свободного, избирательного общения. Весь уклад жизни в учреждении приучает ребенка к тому, что его обеспечивают и обслуживают и впоследствии у выпускника такого учреждения нет стремления трудиться, встать на ноги. Подросток, так и не научившийся создавать нормативы собственной деятельности, самоутверждается посредством игнорирования правил, нарушения моральных норм, не подчиняясь взрослым.

Не менее значимый фактор, препятствующий нормальной социализации, связан с преобладающей направленностью деятельности ребенка в учреждении, которая направлена в основном на себя, реже – на группу сверстников, и практически никогда – на социум за пределами учреждения. У детей, воспитывающихся в учреждении, нет опыта сотрудничества, совместной деятельности с другими детьми и взрослыми. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы», и «они» и такая направленность деятельности только подкрепляет это разделение.

Воспитанники интернатных учреждений по существу живут в замкнутой системе социальных связей с ограниченным кругом общения. Прекращается или значительно снижается социализирующее воздействие семьи, системы образования, сужается круг общения сверстников. Общество, изолируя ребенка в учреждении, как бы отделяет и отдаляет его от себя, а, следовательно, от культурных ценностей и норм. В условиях отстранения ребенка от общества и его культуры оказывается затруднена передача социокультурного опыта, дефицит которого остается невосполненным и во взрослой жизни.

Необходим качественно иной подход к социализации детей-сирот, при котором ребенок выступает не как объект внешнего воздействия, а как активная социально ответственная личность. Основываясь на результатах многолетних исследований и успешном практическом опыте организации добровольческого отряда в интернатном учреждении, считаем, что таким новым и эффективным подходом является вовлечение детей-сирот в добровольную социально полезную (волонтерскую) деятельность.

Эта деятельность направлена на цели, выходящие за рамки групповых, она ориентирована одновременно и на процесс и на результат и способствует формированию навыков позитивного общения, гражданской позиции молодого человека. Если на начальном этапе такой деятельности мотивы ее участников скорее индивидуалистичны или сосредоточены на группе, то впоследствии они в значительной мере становятся все более широко социальными, направленными на других, даже незнакомых людей. Личность формируется в деятельности, и именно характер социально значимой деятельности в подростковом возрасте определяет мировоззрение молодого человека, его отношение к себе и другим людям, к труду. В совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения.

В нашей идее не было бы ничего нового, если бы мы предлагали привлекать молодых волонтеров для работы с детьми-сиротами в интернатных учреждениях, как это делают сегодня многие молодежные общественные организации. Это прекрасное начинание имеет только один недостаток: сами дети-сироты продолжают оставаться пассивной принимающей стороной, они по-прежнему остаются объектом чьей-то заботы, вместо того, чтобы стать активными и деятельными членами общества. Мы же предлагаем вовлекать самих воспитанников учреждений в деятельность добровольческих организаций. Новизна нашего подхода состоит в том, что ребенок перестает воспринимать самого себя как бесполезного и отверженного члена общества. Теперь он может оказать помощь другому, а значит, меняется его социальная роль, она становится позитивно-активной.

В нашем случае в работе отряда совместно участвовали молодые волонтеры (в возрасте от 14 до 18 лет) как из благополучных, так и из проблемных семей, постепенно вовлекая в эту деятельность и детей-сирот - старших воспитанников приюта. Анализ социально-демографических характеристик волонтеров (сплошная выборка 67 человек) позволяет сделать вывод о том, что добровольческая деятельность в значительно большей степени привлекает девушек – 83, 6%, чем юношей – 16, 4%. Большая часть волонтеров – 79, 1% проживала в родных семьях, остальные 20, 9% в социальном приюте. Однако далеко не всех детей, проживающих со своими родителями, можно считать благополучными. Только 16, 4% воспитывались в полных, обеспеченных семьях. Чрезвычайно велика доля детей из неполных – 37, 3%, малообеспеченных – 16, 4% семей; 9% воспитывались в многодетных семьях. Дети из проблемных семей чаще, чем их благополучные сверстники стремятся помочь ближнему. У них велика потребность в совместной деятельности, в поддержке группы сверстников, что связано с депривированной потребностью в общении. Предоставление им возможности самореализации в социально полезной деятельности позволит переключить их активность в позитивное русло.

Помимо осуществления добровольческих проектов важнейшим моментом является проведение самими ребятами подготовленных с помощью педагога занятий в малых группах со своими же сверстниками: ведение ими тренингов общения, бесед, дискуссий, в процессе которых ребята больше узнают друг о друге, у них вырабатываются навыки продуктивного общения, развивается позитивная «Я-концепция».

Можно говорить о положительном влиянии волонтерской деятельности на личностные характеристики несовершеннолетних. Так, по сравнению с результатами первичной диагностики, у 100% волонтеров улучшаются взаимоотношения с детьми и у 84% со взрослыми, в то время как в среднем у детей приюта эти показатели таковы: взаимоотношения с детьми – улучшились у 72% детей, ухудшились у 3%, со взрослыми - улучшились у 41% детей, ухудшились у 8%. Также преобладание позитивных изменений над негативными наблюдается по другим личностным характеристикам в сравнении со средними данными по всем детям приюта.

Важным условием успешности является именно постепенное включение воспитанников интернатных учреждений в деятельность уже работающих общественных организаций. Взаимодействие «домашних» и относительно социально благополучных ребят с детьми-сиротами дает не только возможность взаимообогащающего общения, но и служит гарантом «прочности» организации.

Успешность этой деятельности напрямую связана с уровнем компетентности руководителей и членов общественной организации, знанием личностных особенностей детей-сирот, пониманием тех трудностей и проблем, с которыми они могут столкнуться. Нужен контакт с администрацией и сотрудниками учреждения, общая программа действий, поддержанная обеими сторонами. В общем, необходима продуманная система взаимодействия общественной организации и государственного учреждения, в котором будут работать волонтеры.

Вовлечение детей-сирот в социально-значимую деятельность – это всего лишь одна из возможностей совместной деятельности разных секторов общества для решения социальных проблем. Пора осознать, что ответом на вызов современной ситуации может быть только интеграция. Другого пути у России нет

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.