Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Российский государственный социальный университет






 

Роль добровольчества в личностном развитии добровольцев

 

Личностный рост. Личностный рост добровольцев обусловлен их активным, ответственным участием в жизни других людей, готовностью к жертвенному служению родине и ближним. В добровольческом служении активируется развитие всех составляющих личностного роста:

Нравственное развитие – готовность к жертвенному служению, сострадание, нравственное совершенствование, навыки планирования личностного роста и развития;

Социальное развитие – формирование социальной ответственности, навыки эффективного взаимодействия в обществе, установление с членами общества солидарных, доверительных отношений;

Психическое развитие – развитие различных психических функций, благодаря разнохарактерной, отвечающей личностным потребностям деятельности.

Выражение гражданской позиции. Участие в добровольческой работе позволяет гражданам занять активную позицию, реализовать собственные права и обязанности, выполнить долг перед обществом. Активность участия граждан в добровольческой, общественной работе является показателем социальной зрелости общества. Добровольческая деятельность создает социально значимую альтернативу оппозиционным гражданским настроениям, выражающимся исключительно в политической активности. Добровольческая работа позволяет выразить свою гражданскую позицию в решении насущных социальных задач в деятельности, направленной на изменение местных сообществ и мира в целом к лучшему.

Социальное взаимодействие. В процессе добровольческой деятельности между людьми устанавливаются неформальные, дружеские отношения, приобретается опыт эффективного социального взаимодействия. Добровольческая работа, как для самих добровольцев, так и для тех, на кого направлена их помощь, становится фактором консолидации. Добровольческая деятельность позволяет человеку обрести единомышленников, получить дополнительные возможности для поддержки со стороны членов сообщества, преодолеть отчужденность, возникающую в равнодушном, безынициативном сообществе.

Реализация творческого потенциала. Эта цель является одной из наиболее актуальных в добровольческой работе. Для всех членов развитого, справедливого гражданского общества необходимо создать условия, способствующие самостоятельному развитию возможностей, направленных на общее благо. Добровольческая деятельность позволяет ее участникам более полно выразить свой творческий и человеческий потенциал, реализовать индивидуальные способности и интересы. Основой добровольческой деятельности может стать хобби, увлечения, творческие интересы, способности, нереализованные в процессе основной профессиональной занятости.

Профессиональное развитие. Добровольческая работа позволяет молодым людям приобрести первичный профессиональный опыт, узнать лучше различные виды профессиональной деятельности. В добровольческой деятельности можно приобрести профессиональные навыки важные для повседневной жизни, например: строительные, медицинские, сельскохозяйственные, образовательные и многие другие. Добровольческая деятельность позволяет реализовать потенциальные профессиональные навыки, неосуществленные в процессе основной трудовой занятости. Добровольческая работа может стать началом профессиональной карьеры, дать важные навыки участия в профессиональной деятельности.

 

Развитие компетентности

 

Компетенция – это единство знаний, профессионального опыта, способностей действовать, навыков поведения индивида, определяемых целью деятельности и квалификационными требованиями. «Сегодня компетентность чаще всего определяют как сочетание психических качеств, как психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно (действенная компетентность), как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции».

Необходимо четко определить комплекс профессиональных знаний, навыков и уровня компетентности для каждого рабочего места добровольца. Проведение тренингов, семинаров, специализированных курсов позволит постоянно поддерживать и повышать необходимый для добровольца уровень компетенции.

Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций:

1. Политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и развитии демократических институтов.

2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как: понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным для работы в общественной сфере. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, значение которого возрастает.

4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание особенностей их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.

5. Компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь, как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.