Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура и функционирование Центра






4.1. В состав Центра входят несколько отделов:

а) Телефон доверия, позволяющий оперативно решать вопросы индивидуальной психологической помощи психопрофилактического и консультативного характера, с соблюдением определенной анонимности респондентов.

Работа сотрудников на телефоне доверия осуществляется в соответствии с графиком дежурств, утверждаемых руководителем центра. Часы дежурства телефона доверия засчитываются как рабочие и оплачиваются в соответствии с тарифом.

б) Консультативный отдел, обеспечивающий углубленную психологическую помощь специалистов центра студентам, родителям студентов, преподавателям.

Работа консультативного отдела обеспечивается преподавателями кафедры психологии. Работа консультативного отдела протекает в нескольких режимах, график реализации которых утверждается руководителем центра:

— первичный (массовый) прием (работа с впервые прибывшим контингентом, выдача направлений на углубленную диагностику, проведение психолого-педагогической экспертизы и проч.);

—.индивидуальная консультативная работа, по графику.

Психолог-консультант проводит первичную беседу с клиентом, собирает анамнез, осуществляет экспресс-диагностику, ставит предварительный диагноз, проводит консультативную беседу и в случае необходимости направляет клиента на углубленное психодиагностическое обследование, на консультацию к психотерапевту и т. д.

в) Диагностическая лаборатория, проводит углубленные исследования психофизиологических, индивидуально-психологических и личностных особенностей студентов, выявляет специфику межличностных отношений, статусные характеристики и проч. В связи с этим можно выделить следующие направления работ данного отдела:

- индивидуальная психодиагностика (углубленное исследование индивидуальных и личностных особенностей в соответствии с назначением);

— групповая психодиагностика (углубленные исследования межличностных отношений, психологической атмосферы и т. д.).

Временные затраты на прием одного клиента в отделе психодиагностики складываются из времени необходимого на проведение собственно исследования с помощью той или иной методики, и времени, необходимого на обработку результатов. Для унификации временные затраты выражаются в условных единицах (1 усл. ед.—10 мин.).

г) Коррекционно-развивающий отдел, имеет своей задачей организацию восстановительных мероприятий по улучшению психического состояния у лиц с низкой стрессоустойчивостью, повышенной раздражительностью, тревожностью и т. д. и использует для этих целей различные методы обучения самоуправлению своим состоянием.

д) Координационно-методический отдел.

Работа координационно-методического отдела обеспечивается одним инструктором-методистом, непосредственно связанным со школьными психологами и научными консультантами. Под руководством и при непосредственном участии инструктора-методиста проводятся плановые исследования в образовательных учреждениях, организуются психопрофилактические мероприятия, ведется просветительская работа, разрабатываются методические материалы для учителей и школьников.

Сотрудники Центра в случае необходимости могут образовывать временный исследовательско-методический коллектив (ВИМК) для работы по заявкам, поступившим из учреждений образования (диагностика, улучшение психологического климата, проведение тренингов и деловых игр, экспертиз и т. д.). В деятельности ВИМКов на договорной основе могут принимать участие сотрудники других подразделений и отделов ЕГПУ.

4.2. Руководство деятельностью Центра осуществляется руководителем, утвержденным ректором ЕГПУ.

4.3. Руководитель Центра несет ответственность за научно-методический уровень, своевременность и результативность проводимых в ней разработок, разрабатывает планы деятельности Центра и контролирует их выполнение, организует текущую деятельность Центра и руководит работой сотрудников, обеспечивает координацию деятельности Центра с другими подразделениями ЕГПУ, а также с другими учреждениями и организациями. Права и обязанности руководителя Центра определяются ректором ЕГПУ.

4.4. Отчеты о проделанной в отделах Центра работе обсуждаются раз в квартал на заседаниях кафедры психологии ЕГПУ с участием заинтересованных лиц. Отчеты руководителя о результатах деятельности Центра ежегодно заслушиваются на Ученом совете ЕГПУ.

4.5. Контроль и оценка деятельности Центра осуществляется в установленном порядке ректором ЕГПУ.

4.6. Центр может быть ликвидирован приказом ректора.

4.7. Все вопросы деятельности Центра, не предусмотренные настоящим положением, решаются руководителем Центра по согласованию с ректором.


Заключение

История развития человечества свидетельствует об огромной роли социума в становлении индивида как личности. Еще в древности самым страшным наказанием для человека было изгнание из общины. Человек, оказавшись в условиях дикой среды, не мог выжить в одиночку, так как физически был слаб и не имел возможности противостоять стихиям природы. Однако, несмотря на то, что с появления первого человека прошло более двадцати тысяч лет, сменилось несколько цивилизаций, по-прежнему для личности остается тяжелым психологическим испытанием изоляция от общества.

Человечество по своей природе едино, все мы произошли от одного биологического вида Homo sapiens. Но в повседневной жизни люди разобщены между собой. Часто для человека большую роль играют не те черты, которые объединяют людей, а те которые заставляют держаться обособленно. Человек вынужден ориентироваться в мире людей, идентифицируя их по различным признакам, биологическим, этическим, социальным, экономическим, религиозным и т.д. В связи с этим, все мировое сообщество подразделяется на социальные группы.

Структура современного общества представлена различными групповыми объединениями, которые оказывают влияние на личность через социальную фасилитацию, социальную леность и деиндивидуализацию. В социальных группах осуществляется совместная деятельность людей, удовлетворяются потребности личности в одобрении, уважении и доверии. Социальная общность выполняет поддерживающую функцию, ослабляя неприятные чувства для индивида. В условиях большой социальной группы формируется менталитет, социальные стереотипы поведения, психический склад и образ жизни. Малые группы, наделяя личность статусом и социальной ролью, определяют положение и функции человека в обществе. Способность к общению дает возможность индивиду сообщать и получать важную для себя информацию эмоционального, когнитивного и конативного характера, регулировать свою жизнедеятельность. На основе учета социально-психологического анализа взаимодействия, общения и взаимоотношений людей можно прогнозировать политические, национальные и другие процессы в развитии государства и общества.

Процесс социализации позволяет человеку приобщиться к социокультурному опыту, накопленному социальной общностью. В тоже время следует отметить, что на жизнедеятельность личности в обществе и в целом на ее образ жизни играют не только объективные факторы, но и субъективные условия ее взаимодействия с окружающей средой, а в частности система ценностных ориентаций, мотивы, потребности, характер, темперамент. Поэтому для целостного анализа развития личности необходимо изучение социально-психологических явлений и процессов, позволяющих определить каким образом на формирование ее жизнедеятельности оказывают влияние субъективные и объективные факторы общественного бытия.

Таким образом, в данной хрестоматии представлены работы зарубежных и отечественных авторов, которые являются источником при изучении общественно-психологических феноменов представляющих собой результаты взаимодействия людей с социальной средой.


Библиографический список

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Питер, 2001. – 288с.

2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Наука, 2003. – C. 457-481.

3. Андреев В.И. Деловая риторика: практический курс для творческого саморазвития, делового общения, полемического и ораторского мастерства / В.И. Андреев. – Казань, 2001. – С.184 - 212.

4. Алифанов С.А. Основные направления анализа лидерства / С.А. Алифанов //Вопросы психологии. – 2001. - №3. – С.90-96.

5. Барабанщиков В.А. Системные исследования психики / В.А. Барабанщиков // Системные исследования в общей и прикладной психологии: Сб. научных трудов / Под ред. В.А. Барабанщикова, М.Г. Рогова. – Набережные Челны: Институт управления, 2000. – С.3-14.

6. Байкова Е.Ю. Психологическая эффективность рекламного воздействия / Е.Ю. Байкова, А.Б. Купрейченко // Проблемы экономической психологии: В 2 т. Т.2. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – С.368-398.

7. Белинская Е.П. Социальная психология: Хрестоматия / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475с.

8. Вундт В. Проблемы психологии народов / В.Вундт. – М.: Наука, 2004. – С.75-90.

9. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли / Л.Н. Гумилев. – М.: Издательство АСТ, 2005. – 548с.

10. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии /А.И. Донцов //Вестник Моск.ун-та. Сер.14. Психология. 1997. - №4. – С.17-37.

11. Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности / А.Л. Журавлев. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – 640с.

12. Кричевский Р.Л. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты / Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М., 2001. – С.126-138с.

13. Кутасова Т.В. Хрестоматия по социальной психологии / Т.В. Кутасова. – М., 2003. – 222с.

14. Лебон Г. Психология народов и масс / Г.Лебон. – СПб, 2004. – С.156-185с.

15. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Г. Олпорт. – М.: Смыл, 2002. – 461с.

16. Ольшанский Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. – СПБ.: Питер, 2002. – 288с.

17. Пиз А. Язык жестов / А. Пиз. – М., 2004. – С. 5-7, 14-22.

18. Рогов М.Г. Социально-психологические основы образа жизни больших социальных групп / М.Г. Рогов // Современные проблемы общей и социальной психологии: Сб. научных статей / Под ред. М.Г. Рогова, С.П. Дырина, Р.А. Ахметова. – Набережные Челны: Институт управления, 2005. – С. 167-187.

19. Рогов М.Г. Соотношение понятий «мотив» и «ценность» / М.Г. Рогов, Б.С. Алишев // Вопросы социальной психологии личности / Под ред. Р.М. Шаминова. – Саратов: Саратовский университет, 2001. – 220с.

20. Смелзер Н. Социология / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 2005. - С. 95-129.

21. Шагивалеева Г.Р. Одиночество и особенности его переживания студентами ССУЗ: дисс.канд.психол.наук: 19.00.05: защищена 24. 06. 03 /Г.Р. Шагивалеева; ИСПО РАО. – Казань, 2003 – С. 20 – 38, 45 – 59.

22. Шакуров Р.Х. Психология межличностных отношений в ССУЗ / Р.Х. Шакуров. – Казань: ИССО РАО, 1998. – 124с.

23. Штерц О.М. Образ жизни как социально-психологическая категория / О.М. Штерц // В.М. Бехтерев и современная психология: Сб. научных статей / Под ред. Л.М. Попова. – Казань: Центр инновационных технологий, 2005. – С.462-471.

24. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбасс вузиздат, 2000. – 204с.


Содержание

 

Введение...................................................................................... 3

РАЗДЕЛ I. ПРЕДМЕТ И ИСТОРИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ............................................... 4

Г. М. Андреева. Социальная психология........................... 4

В. Вундт. Задачи и методы психологии народов............. 26

Г. Лебон. Душа толпы........................................................ 31

РАЗДЕЛ II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.............................................. 40

В. А. Барабанщиков. Системные исследования

психики...................................................................... 40

А. Л. Журавлев. Системный подход к

исследованию психологии

коллектива................................................................. 51

Р. Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. Теоретико-

методологические и исторические аспекты

исследования малой группы.................................... 62

РАЗДЕЛ III СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП............ 66

А. И. Донцов. О понятии «группа»

в социальной психологии......................................... 66

М.Г. Рогов. Социально-психологические

основы образа жизни

больших социальных групп..................................... 76

О. М. Штерц. Образ жизни как

социально-психологическая категория................... 97

Р. Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. Исследования

малой группы в отечественной

и зарубежной социальной психологии.................. 112

С. А. Алифанов. Основные направления

анализа лидерства................................................... 134

РАЗДЕЛ IV. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ...................... 148

Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Личность

в групповом процессе............................................. 148

Н. Смелзер. Социализация: основные проблемы

и направления исследований.................................. 157

Б. Г. Ананьев. Личность субъект

деятельности, индивидуальность.......................... 183

М. С. Яницкий. Проблема типологии систем

ценностных ориентации личности......................... 201

Г. Олпорт. Единая философия жизни.............................. 212

М. Г. Рогов, Б.С. Алишев. Соотношение понятий

«мотив» и «ценность»............................................ 218

Г.Р. Шагивалеева. Феномен одиночества

в социальной психологии....................................... 228

РАЗДЕЛ V. ОБЩЕНИЕ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ.................. 233

А. Пиз. Общие понятия о языке

жестов (невербальная коммуникация)................... 233

В. И. Андреев. Саморазвитие культуры

разрешения конфликтов......................................... 241

Р. Х. Шакуров. Психология межличностных

отношений........................................................................................ 252

РАЗДЕЛ VI. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ

СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ........................................... 271

Е. Ю. Байкова, А.Б. Купрейченко. Психологическая

эффективность рекламного воздействия............... 271

Д. В. Ольшанский. Психология террористической

группы..................................................................... 294

Г.М. Льдокова, А.Н. Панфилов. Центр психологической

поддержки как модель функционирования

психологической службы вуза............................... 302

Заключение............................................................................. 313

Библиографический список................................................... 314

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.