Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Центр психологической поддержки как модель функционирования психологической службы вуза






Современное общество предъявляет к человеку всё более выраженные требования формирования широкого круга компетентностей и способности выстраивать субъектную стратегию жизнедеятельности. Отсюда вытекает настоятельная необходимость развития профессиональной помощи людям в повышении их самоэффективности. Не случайно столь быстрыми темпами развиваются в самых различных сферах человеческой жизнедеятельности психологические службы. В наибольшей степени задействован потенциал психологической службы в сфере образования. Психологическая служба школы развивается вот уже более двух десятков лет. Её проблемы активно обсуждаются практиками и учёными. ВУЗовское образование в этом ключе обделено вниманием психологов. Вместе с тем развитие психологической службы в высших учебных заведениях весьма перспективно. Важнейшие целевые направления функционирования службы: повышение эффективности взаимодействия участников педагогического процесса, расширение возможностей ВУЗа в развитии жизненных компетентностей своих воспитанников, повышение эффективности функционирования психологических служб образовательных структур и предприятий (когда молодые люди уже в ВУЗе получают опыт взаимодействия с психологом, формируют представление о его возможностях, и, возможно, личный опыт психологической помощи другим людям). Развитие психологической службы ВУЗа может опираться на широкую кадровую базу, включая, как собственных сотрудников, так и высококвалифицированных преподавателей, и заинтересованных студентов. Психологическая служба в ВУЗе - перспективная площадка для смыкания и взаимообогащения теории и практики психологической помощи, и непосредственной связи с ними процесса обучения будущих человековедов.

В собственно прикладном аспекте психологическая служба ВУЗа может решать следующие задачи.

Организация профориентационной работы на основе психологической службы в школе. Проведение профориентационных занятий со старшеклассниками и выпускниками школ, мероприятий, знакомящих со спецификой профессий по профилю ВУЗа. Разработка для психологической службы школ методических рекомендаций и диагностического инструментария по выявлению школьников, имеющих интересы и склонности к соответствующим профессиям.

Работа с абитуриентами, помощь в эффективном профессиональном самоопределении.

Оптимизация процесса адаптации первокурсников. Возможна, например, помощь первокурсникам в выработке навыков эффективного общения, повышении сплочённости студенческих групп, обучение навыкам самостоятельной учебной работы, а также психологически грамотного планирования учебного и внеучебного времени (студенческий самоменеджмент).

Изучение индивидуально-психологических особенностей преподавателей, стилей педагогического взаимодействия и помощь в их оптимизации. Работа с кураторами по внедрению личностного подхода к студентам, формирование навыков организационной работы.

Психологическая помощь в конфликтных ситуациях.

Исследовательская работа по выявлению наиболее значимых психологических трудностей, их специфики и динамики на разных специальностях и курсах. Разработка путей их компенсации.

Проведение профилактических и просветительских мероприятий по формированию навыков саморегуляции, ознакомлению с основами психогигиены, поддержанию психологического здоровья студентов, преподавателей и административного аппарата ВУЗа.

Оптимизация деятельности преподавателей и работников административного аппарата ВУЗа в системе «человек-рабочее место» путём совершенствования условий труда и процессов управления на различных уровнях.

Обеспечение психотерапевтических воздействий для лиц, склонных к дезадаптации и неврозам.

Широкая популяризация психологического знания в виде стендовой и печатной информации. Формирование интереса к психологической культуре.

Обучение студентов организации психологической службы, практическим навыкам работы психолога в учреждении.

Предлагаем вариант психологической службы, функционирующей в Елабужском государственном педагогическом университете. Психологическая служба функционирует как Центр психологической поддержки.

Основной целью деятельности Центра психологической поддержки ВУЗа (далее Центра) является гармонизация множественных отношений личности к миру и к самому себе, что обеспечивает формирование способности человека к активному функционированию в конкретной социальной ситуации при обеспечении социального развития личности как неповторимой человеческой индивидуальности.

Зрелость личности, в работе Центра, понимается как идентичность или психосоциальная тождественность личности. Т.е., усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру с соответствующими формами поведения. Идентичность личности — результат функционирования индивида в опреде­ленной системе общественных связей и условие его психиче­ского здоровья (Э. Эриксон, В.Н Мясищев)

Основной детерминантой потери идентичности выступает перемещение индивида в такую систему отношений, которая не смогла обеспечить формирования у него высокозначимых и до­стойных целей, и где он чувствует себя приниженным, незначительным, не имеющим возможности реализовать свои способности и умения.

Следовательно, все методы воспитания студентов в вузе должны обеспечить или ощутимое социальное признание, или рост самоуважения за реальные, имеющие действительную ценность в данной культуре достижения.

Однако, направленность развития личности студента должна быть задана в статочно общем виде, чтобы не препятствовать индивидуальной вариативности.

Таким образом, основная цель функционирования Центра психологической поддержки в вузе - это создание для студентов в процессе обучения необходимых условий, обеспечивающих развитие личностно-смысловой сферы человеческих взаимоотношений, индивидуально-психическое здоровье, обусловленное социальным признанием или ростом самоуважения за реальные, имеющие действительную ценность, достижения.

В этой связи деятельность всех субъектов Центра предусматривает три взаимосвязанных аспекта работы:

— изучение среды в ближайшем окружении личности, формирование социально одобряемых норм, ориентации и ценностей, стимулирующих повышение уровня самоуважения, обусловленного реальными возможностями и достижениями конкретной личности;

— изучение личностных особенностей, уровня развития психических свойств и качеств, межличностных отношений и т.д.;

— передача социального опыта студентам. Созда­ние необходимых, наиболее благоприятных условий для полноценной самореализации, саморазвития конкретной личности, ее самоактуализации в ближайшем окружении.

Функционирование Центра осуществляется посредством четырех основных направлений работы: профилактическо-консультационное; исследовательско-диагностическое; развивающее и психокоррекционное; когнитивно-обучающее.

1. Профилактическо-консультационное. Важность этого на­правления работы определяется ориентацией Центра, на изучение его клиентов с целью реализации индивидуального подхода к ним. Такая работа может проводиться как с отдельными студентами или их родителями и преподавателями, так и с целыми учебными группами и коллективами преподавателей, в это направление работы можно включить и организацию консилиу­мов для психологического анализа поведения, успеваемости, значимого социального окружения студентов с целью более полного раскрытия их личностных особенностей.

2. Исследовательско-диагностическая работа. Выделение этого направления работы обусловлено ориентацией Центра на определение психологических трудностей, с которыми сталкиваются, педагоги и сами студенты, а также выявление причин нарушений в процессе формирования личности. Данное направление работы может осуществляться индивидуально и коллективно.

3. Психологическая коррекция и развитие. Включение этого направления работы вызвано наличием отклонений в воспитании и обучении клиентов, низкой стрессоустойчивостью, повышенной раздражительностью, тревожностью, депривационными изменениями личности и т. п. Коррекция и развитие может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме.

4. Когнитивно-обучающая работа. Данное направление работы Центра обусловлено требованиями подготовки студентов к самостоятельному, эффективному использованию психологических знаний в жизни. В задачи этого направления работы входит обучение умению рационально, с учетом индивидуальных особенностей формировать свой собственный стиль жизни и деятельности, общения, выявлять и анализировать свои психологические особенности, а также научить этому преподавателей.

Субъективные отношения личности являются ее интегральным свойством, ибо они накладывают отпечаток на все психические процессы и явления. Как показывают многочисленные исследования, особо отчетливо это выражается в эмоциональном тоне, а также в тех звеньях процессов, которые связаны с выбором и принятием решений. Исходя из сказанного, можно примерно описать возможные противоречия в системе субъективных отношений личности, разрешение которых определяют основу теоретической концепции работы Центра:

— аффект и поведение;
— интеллект и поведение;

— мотивация и уровень достижений;

— самооценка и уровень притязаний;

— аффект и интеллект.

Субъективные отношения личности являются многомерным и многоуровневым «пространством», возможно выделить и обозначить множество других противоречий в субъективных личностных отношениях, которые требуют специальной диагностики, коррекции и развития с помощью психолога-практика.

Предлагаем ознакомиться с выдержками из «Положения о Центре психологической поддержки ЕГПУ», разработанного в 2003 году.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.