Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этика скептицизма






Так как мы говорили, что невозмутимость следует за воздер­жанием во всех [вопросах], то следовало бы сказать, каким обра-


зом нам достается воздержание. Говоря в более общих чертах, оно достается через противопоставление вещей друг другу. Про­тивопоставляем же мы либо явление явлению, либо мыслимог мыслимому, либо попеременно. Так, например, явление — яв­лению, говоря: «одна и та же башня издали кажется круглой, вблизи же четырехугольной», а мыслимое — мыслимому, когда мы выводящему существование Провидения из порядка небес­ных вещей противопоставляем то положение, что часто добрые несчастны, а злые счастливы, и отсюда заключаем об отсутствии Провидения. Мыслимое же — явлению, как, например, Акакса-гор противопоставлял положению, что «снег бел», то, что «снег есть затвердевшая вода, а вода черна, следовательно, и снег че­рен».

[...] Для того же, чтобы нам точнее разобраться в этих про­тивопоставлениях, я изложу и те тропы, путем которых достига­ется воздержание, не утверждая ничего ни о количестве их, ни о значении...

Обыкновенно, по преданию, идущему от более древних скептиков, тропов, путем которых происходит воздержание, насчитывается десять, и называются они одинаково «рассуж­дениями» и «местами». Они следующие: первый [основывает­ся] на разнообразии живых существ, второй — на разнице меж­ду людьми, третий — на различном устройстве органов чувств, четвертый — на окружающих условиях, пятый — на поло­жениях, промежутках и местностях, шестой — на примесях, седьмой — на соотношениях величин и устройствах подлежа­щих предметов, восьмой — на том, относительно чего, девя­тый — на постоянной или редкой встречаемости, десятый — на [различных] способах суждения, обычаях, законах, баснос­ловных верованиях и догматических предположениях. Мы пользуемся этим расчленением предположительно. Над эти­ми тропами возвышаются, обнимая их, следующие три: пер­вый [происходит] от судящего, второй — от подлежащего суж­дению, третий — от того и другого. Троп «от судящего» охва­тывает собою первые четыре, ибо судящее есть либо живот­ное, либо человек, либо восприятие, и притом в известной окружающей обстановке; к тропу «от подлежащего суждению» восходят седьмой и десятый; к тропу «от того и другого» — пятый, шестой, восьмой и девятый. Эти три тропа опять-таки восходят к одному — к относительно чего, так что троп «отно-


сительно чего» есть самый общий, видовые — три, подчинен­ные им — десять.

Секст Эмпирик. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1976. С. 207—210,

214-215.

Плотин (ок. 203—169 г.) — родоначальник неоплатонизма. Родился в Ликополе (Египет). В 244 г. создал в Риме соб­ственную философскую школу. Плотин написал несколько десятков трактатов, но не успел свести их в единое произве­дение, что было осуществлено учеником Плотина Порфири-ем уже после смерти его учителя.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.