Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы лечения






В соответствии с применяемыми методами лечение психических расстройств разделяют
на биологическую терапию, социальную реабилитацию и психотерапию.

Основным методом лечения выраженных (в отличие от так называемых субклинических)
психических расстройств является психофармакотерапия - лечение психотропными средствами
(1гороз - направление, греч.). Их можно разделить на три основных класса: нейролептики,
противопсихотические средства (1ерз15 - хватание, греч.), антидепрессанты и транквилизато-
ры (^^ап^и^IIо - успокаиваю, лат.). Современное и более точное название последних - анкси-
олитики, противотревожные средства (апх - тревога, греч.) или атарактики, гармонизирую-
щие эмоции вещества (а1агаш - невозмутимость, греч.). Биологическое лечение, кроме упо-
мянутой выше фармакотерапии, включает также и другие методы, например, при депрессиях
применяется терапия бодрствованием и электросудорожная терапия.

В зависимости от цели лечения выделяют этиологическую терапию, патогенетическую,
симптоматическую и общеукрепляющую. Так, для больного алкогольной эпилепсией этиоло-
гическим (аШа - причина, греч.) лечением будет дезинтоксикация; патогенетическим - на-
правленным на механизмы развития болезни - назначение мочегонных препаратов, понижа-
ющих внутричерепное давление; симптоматическим - проведение противосудорожной тера-
пии, общеукрепляющим - витаминотерапия с учетом дефицита витаминов группы В при ал-
коголизме.

Психотерапия может быть патогенетической для пациентов с психогенными расстрой-
ствами и поддерживающей для психически больных.

Вид лечения зависит также от определенных задач. Купирующая (соирег - резать, пре-
секать, фр.) терапия направлена на прерывание острых психических состояний - например,
внутривенное вливание реланиума (седуксена) при алкогольном делирии. В рамках купирую-
щей терапии проводится курсовое лечение психических расстройств.

Корригирующая терапия применяется для снятия тягостных побочных эффектов, связан-
ных с приемом некоторых психотропных средств. Так, нейролептики (трифтазин, галопери-
дол и др. противопсихотические препараты) в больших дозах могут вызывать скованность,
спазмы глазных и жевательных мышц, тремор, неусидчивость. Для устранения этих наруше-
ний назначают циклодол или подобные по действию лекарства.

Поддерживающая терапия проводится для достижения лекарственной ремиссии после
купирования острого состояния у хронически больных. Внезапное прекращение поддержива-
ющей терапии может привести к синдрому отмены (обострение болезни и выраженные веге-


тативные нарушения, а у больных эпилепсией - опасный для жизни эпилептический статус).
Имеются депо-препараты - лекарства пролонгированного действия, напр., модитен-депо,
одной инъекции которого хватает на 1-3 недели. Это облегчает проведение поддерживающей
терапии у больных с недостаточной критикой к болезни.

Разновидностью поддерживающего лечения является противорецидивная терапия. Она
проводится на фоне практического выздоровления для предупреждения повторного приступа
болезни. Примером может служить назначение солей лития после психотического депрессив-
ного эпизода. Следует заметить, что биологически ориентированные врачи при лечении боль-
ных с невротическими расстройствами нередко назначают вместо психотерапии транквилиза-
торы, которые продолжают выписывать вновь при ухудшении состояния или для профилакти-
ки, в качестве «поддерживающей» терапии. В результате у пациента может развиться лекар-
ственная зависимость.

Социальная реабилитация проводится в процессе терапии средой и трудотерапии. Тера-
пия средой заключается ъ самообслуживании, самодеятельности и участии в больничном са-
моуправлении. Организуются спортивные занятия и соревнования, вечера отдыха, экскурсии
и культпоходы, при улучшении состояния разрешаются домашние отпуска. Выздоравливаю-
щие больные завершают лечение в полустационаре, а затем посещают терапевтическую груп-
пу или клуб бывших пациентов при диспансере. Трудовая терапия осуществляется в лечебно-
трудовых мастерских (ЛТМ) при больницах и диспансерах, на сельхозработах и в спец. цехах
на промышленных предприятиях.

Общие вопросы психотерапии

По определению Вольберга «психотерапия - это лечение эмоциональных проблем пси-
хологическими средствами, для чего подготовленный терапевт устанавливает продуманные
профессиональные отношения с пациентом с целью устранить или смягчить имеющиеся сим-
птомы, выправить нарушенные отношения и способствовать благоприятному развитию и со-
зреванию личности». Согласно декларации по психотерапии, принятой Европейской Ассоциа-
цией Психотерапии в Страсбурге в 1990 г., психотерапия является особой дисциплиной из
области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую
профессию. Образование в рамках одного из психотерапевтических методов должно осуще-
ствляться интегративно. Оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под
руководством супервизора; одновременно приобретаются широкие представления о других
методах. Доступ к такому образованию возможен при условии глубокой предварительной под-
готовки в сфере гуманитарных и общественных наук.

Классификация современных психотерапевтических подходов включает три основных
направления: психодинамическое, когнитивно-поведенческое и экзистенциально-гуманисти-
ческое. Психодинамически ориентированный подход рассматривает психическое расстрой-
ство как конфликт вытесненных в бессознательное первичных влечений и потребностей; учи-
тывается динамика глубинных психических процессов; терапия строится на осознании внут-
риличностных конфликтов. Для бихевиористов (Ьепатог - поведение, англ.) психическое рас-
стройство - это неадаптивное поведение, возникшее в результате неправильного научения;
терапия рассматривается как переучивание. Гуманистическая психология видит в психичес-
ком расстройстве результат блокированной основной потребности личности в самоактуализа-
ции, при этом задача терапии заключается в достижении адекватного целостного образа Я в
процессе самоактуализации личности.


Статистическое сопоставление показывает, что поведенческая терапия и поддерживаю-
щие методы лечения гораздо эффективнее, чем раскрывающие, помогают пациентам спра-
виться с проблемами. Тренинг социальной компетентности повышает уверенность в себе,
конфронтацией преодолеваются фобии, секс-терапия лечит сексуальные дисфункции. Гипноз
смягчает боли, восстановлением активности и изменением нерациональных мыслей лечат
депрессию, поведенческий тренинг помогает больным алкоголизмом усилить самоконтроль в

ситуациях искушения.

Для интеллигентных, успешных клиентов, симптомы которых мало выражены, предпоч-
тительнее оказываются раскрывающие методы психодинамической и гуманистической тера-
пии. Когда человек, функционирующий на этом уровне, понимает, почему он ведет себя так,
что у него возникают проблемы, он оказывается в состоянии самостоятельно разрешить их.

При лечении хронических психических болезней наиболее распространенной является
поддерживающая психотерапия, которая заключается в следующем: контроль над выполне-
нием предписаний лечащего врача, обеспечение социальной и семейной поддержки, органи-
зация мышления пациента с «передачей взаймы» эго терапевта, изучение альтернативных
возможностей лечения.

Независимо от ориентации к общим факторам психотерапии обычно относят следующие
(по мере убывания степени воздействия на эффективность терапии): личностные качества
пациента и, в частности, мотивацию к изменению; личностные параметры психотерапевта и,
наконец, использование определенных терапевтических методов.

Дж. Мармор, 1998 выделяет семь общих знаменателей различных терапевтических под-
ходов:

1. хорошие отношения и сотрудничество между терапевтом и пациентом;

2. ослабление напряжения на начальной стадии, связанное с надеждой на получение помощи;

3. получение информации от терапевта;

4. оперативное изменение поведения за счет одобрения или неодобрения терапевта;

5. приобретение социальных навыков на модели терапевта;

6. убеждение и внушение, -в том числе скрытое;

7. тренинг навыков адаптации при условии эмоциональной поддержки терапевтом.

В клинической практике принято деление методов психотерапии на симптомо-центриро-
ванные, личностно-центрированные и социо-центрированные, интеграция которых часто обес-
печивает наилучший терапевтический эффект.

Интегральная психотерапия, в отличие от эклектической, также использующей сочета-
ние приемов различных психотерапевтических направлений, предполагает концептуальный
синтез разных теоретических систем психотерапии. Так, М. Мюррей разработал подход, со-
четающий психодинамический и поведенческий методы психотерапии. При этом учитывается
как интрапсихическая динамика, так и актуальная жизненная ситуация, подкрепляющая про-
явления болезни. В психосинтезе Р. Ассаджиоли используется сочетание различных видов
терапии, прежде всего - экзистенциальной. Нейролингвистическое программирование рабо-
тает с мета-моделью, расширяющей модель мира пациента, которую можно использовать в
рамках любой терапевтической ориентации.

В отечественной психотерапии наибольшее распространение получила личностно-ори-
ентированная (реконструктивная) психотерапия
Карвасарского - Исуриной - Ташлыкова, раз-
вившаяся из патогенетической психотерапии В. Н. Мясищева и включившая в себя некоторые
теоретические принципы и методические приемы поведенческой и гуманистической терапии


 



2 - 2499



(прежде всего - личностно-центрированной и гештальт-терапии). Используются групповые
дискуссии, элементы психодрамы, психогимнастики, психопантомимы, проективный рисунок,
приемы арттерапии и т. д.

В процессе группового взаимодействия воочию раскрываются психологические особен-
ности каждого пациента, его собственные отношения и установки соотносятся с позициями
других людей. Важное значение придается корригирующему эмоциональному опыту и эмоци-
ональной поддержке участников для коррекции самооценки и отношения к себе и к другим
людям, а также выработке более адекватной формы эмоционального реагирования. В процес-
се научения группа используется как модель для экспериментирования, репетиции и измене-
ния поведения. Таким образом, достигается главная и отличительная цель реконструктивной
терапии - реорганизация и гармонизация системы отношений личности, что ведет не только
к устранению невротической симптоматики, но и к развитию более зрелых, конструктивных
форм восприятия, переживаний и поведения пациента.

Следует заметить, что в России специальность врача-психотерапевта официально появи-
лась лишь в 1985 г., «отпочковавшись» от специальности врача-психиатра. В 1994 г. врачи-
психотерапевты и определенная часть медицинских психологов объединились в Российскую
Психотерапевтическую Ассоциацию (РПА), тесно связанную с государственным здравоохра-
нением. В 1996 г. образовалась Профессиональная Психотерапевтическая Лига (ППЛ), во-
шедшая в Европейскую Ассоциацию Психотерапии (ЕАП). В соответствии со Страсбургской
декларацией 1990 г., признавшей психотерапию отдельной самостоятельной профессией,
психотерапией может заниматься и не врач, при условии соответствующего образования.

Для различных ориентации психотерапии характерны различные акценты на определен-
ных личностных качествах психотерапевта. Так, в клиент-центрированной терапии Роджерса
терапевт должен быть эмпатичным, чутко улавливающим и точно вербализующим эмоции,
которые пациент только начинает осознавать. В ходе поведенческой терапии терапевт высту-
пает скорее как учитель, директивно управляющий терапевтическим процессом, поощряя и
подкрепляя полезные реакции пациента, скрыто внушая и убеждая его. Психоаналитик, по
Фрейду, должен служить зеркалом по отношению к пациенту, соблюдать «технический нейт-
ралитет». В аналитической психологии Юнга решающую роль играет степень развития лично-
сти терапевта: поскольку терапевт, стремясь познать пациента, приближается к собственному
бессознательному, он сталкивается с тем, что превращает его в «раненого целителя».

Психотерапевт может освободиться от собственных неадекватных реакций и от неосоз-
наваемой тенденции удовлетворять свои фрустрированные потребности (трудности выраже-
ния агрессии, потребность в признании, в удовлетворении сексуальных импульсов и т. п.) в
общении с пациентами только с помощью достаточно длительного учебного анализа и супер-
визии. Оптимальным комплексом для подготовки и совершенствования психотерапевта мож-
но считать индивидуальный психоанализ и групповые тренинги профессиональных навыков, а
затем - участие в Балинтовской группе (М. Балинт - английский психоаналитик, 1886-1970,
разработавший систему групповой супервизии, центрированной на взаимоотношениях врач -
больной). Попытки игнорировать указанные соображения приводят к «выгоранию» начинаю-
щего психотерапевта, ошибкам и неудачам в работе, отыгрыванию контртрансферных реак-
ций с близкими, а иногда - и к депрессии.

Поддержание уровня своей подготовки в соответствии с требованиями психотерапевти-
ческой науки является важнейшим этическим аспектом деятельности психотерапевта. Стрем-
ление самоутверждаться за счет пациента может привести к акцентированию на его болезнен-
ных проявлениях и игнорированию здоровых сторон его личности, помешать его росту и са-


мостоятельности. С каждым пациентом необходимо индивидуально решать следующие воп-
росы:
. Стоит ли стремиться, чтобы он отказался от своей формы приспособления, сумеет ли

психотерапевт обеспечить ему лучшую?
. Действительно ли мировоззрение и способы решения проблем, присущие терапевту,

подойдут и клиенту?

. Не превратится ли обучающий тренинг клиента в манипуляцию человеком?
. Не происходит ли скрытое соперничество между терапевтом и близкими пациента?
• Не нарастает ли зависимость пациента от терапевта? Не превращается ли он в объект

материальной и психологической эксплуатации?

Групповая психотерапия

Групповая психотерапия - специфический метод, использующий групповую динамику,
т. е. совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, харак-
теризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы. Группа при этом рас-
сматривается как общность людей, участвующих в групповом процессе с его непосредствен-
ными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общи-
ми нормами и целями, а также более или менее постоянным составом.

Групповая психотерапия рассматривает человека в контексте его взаимоотношений и
взаимодействий с другими, группа при этом выступает в качестве модели реальной жизни.
Групповая динамика направлена на то, чтобы каждый участник мог проявить себя, с помощью
обратной связи лучше понять себя, осознать свои неадекватные коммуникативные когнитив-
ные установки, эмоциональные и поведенческие стереотипы, проявляющиеся в межличност-
ных взаимоотношениях. Окончательная задача - изменить их в атмосфере доброжелательно-
сти и взаимного принятия, используя в качестве образцов более «продвинутых» членов груп-
пы и психотерапевта.

Цели группы: разобраться в проблеме каждого участника, помочь ему понять и изменить
свое состояние, постепенно улучшать недостаточную социальную адаптацию пациентов, пре-
доставлять информацию о закономерностях межличностных и групповых процессов как осно-
вы для более эффективного и гармоничного общения с людьми, поддерживать стремление к
росту личностного и духовного потенциала участников, устранять болезненные проявления. В
начале работы могут выявиться расхождения между указанными целями с неконструктивными
или нереалистическими целями отдельных участников.

Взаимоотношения и взаимодействия между участниками регулируются групповыми нор-
мами,
к которым относятся: искреннее проявление эмоций, открытое изложение своих мыс-
лей, честный рассказ о своих проблемах, принятие других и терпимость по отношению к их
позициям и взглядам, активность, стремление избегать оценочных суждений. Нормы могут
быть заданы руководителем, изложены в инструкциях, выработаны в течение группового про-
цесса. Разрешение непредвиденных групповых ситуаций может потребовать изменения сло-
жившихся групповых норм. Усилия, прилагаемые группой для сохранения и защиты психоте-
рапевтических норм, показывают меру их усвоения.

Структура группы с директивным стилем ведения может быть вначале формальной, но со
временем параллельно складывается и начинает играть все большую роль неформальная структу-
ра. Р. Шиндлер описал 4 наиболее часто встречающиеся групповые роли. Альфа - лидер, Бета -
эксперт, Гамма - пассивно следующий за лидером, Омега - аутсайдер. Известны также и другие

2* 19


 


роли: любимчик, отрицательный лидер, монопольный оратор, моралист, квазипсихотерапевт, шут,
агрессор, мученик, нытик, козел отпущения (мальчик для битья), защитник, правдолюбец. Для
невротических пациентов характерны стереотипные роли ъ группе - те же, что и вне нее. Группо-
вые взаимодействия позволяют выявить их, внести коррективы и расширить ролевой репертуар.
Формальным лидером группы является руководитель, отношение к которому меняется в
разных фазах групповой динамики. Роль неформального лидера не является постоянной, со-
перничество в борьбе друг с другом за власть и близость к лидеру занимают важное место в
групповом процессе. Во взаимоотношениях с лидером участники группы вскрывают и решают
свои проблемы руководства и подчинения, ответственности и безопасности, контроля и зави-
симости.

Аналогами позитивного переноса и сопротивления в групповой психотерапии являются
групповая сплоченность и групповое напряжение. Групповой сплоченности по С. Кратохвилу
содействуют удовлетворение индивидуальных потребностей участников, совпадение индиви-
дуальных и групповых целей и ожиданий, мотивированность членов группы, их взаимная сим-
патия, дружеская атмосфера, престиж группы, соперничество с другими группами.

Групповое напряжение выражается в тревоге, раздражении, отчуждении, неприятии, обиде
и т. п. Оно возникает в связи с несовпадением ожиданий участников с реальной групповой
ситуацией, несовпадением их личных устремлений, необходимостью соразмерять свои по-
требности и позиции с другими членами группы, обращением к болезненным проблемам и
переживаниям. В определенных пределах напряжение необходимо для побуждения участни-
ков к активности, к изменениям.

Аналогом проекции служит актуализация прежнего эмоционального опыта во время вза-
имодействий участников, причем соответствующим образом составленная терапевтическая
группа представляет гораздо больше возможностей для различных форм проекции, чем ин-
дивидуальная терапия. Механизмы проекции и переноса часто участвуют в процессе форми-
рования пар и подгрупп, в создании «ядра» группы, а также в образовании закрытых пар, в том
числе сексуальных, что необходимо выносить на групповое обсуждение.

Длительно работающая группа проходит через 4 фазы групповой динамики.
1-я фаза характеризуется неопределенностью и тревогой, связанной с несоответствием
поведения терапевта с ожиданиями пациентов. В этой фазе можно наблюдать 3 варианта
псевдосплоченности: «хорошо сидим» (псевдоэмоциональная поддержка), «поиск умных от-
ветов и советов» (псевдоинтеллектуальная поддержка), «поиск козла отпущения» (псевдокон-
фронтация). Данную фазу называют «фазой ориентации и зависимости».

Во 2-й фазе нарастает агрессия к руководителю, которая может сместиться на метод,
участника группы, авторитеты вне группы. Начинается борьба за лидерство, распределяются
роли, выявляются внутригрупповые конфликты. Эту фазу обозначают как «фазу борьбы». Пер-
вые две фазы занимают обычно 20 - 30 % времени работы группы.

В 3-й фазе происходит структурирование группы, формируются групповые нормы и груп-
повая сплоченность. У участников развивается чувство принадлежности к группе, ответствен-
ность за ее работу. В ответ пациент получает признание группы, что повышает его самооцен-
ку, стимулирует чувство нужности и ответственности, увеличивает привлекательность группы
и тем самым усиливает групповую сплоченность. Описанную фазу называют поэтому «фазой
групповой сплоченности».

4-я фаза - «рабочая», в ней происходит изменение отношений и установок, вырабатывают-
ся новые ценности, принимаются решения. Приобретенный опыт используется вне группы -
«прорабатывается».


Групповая психотерапия применяется в рамках различных ориентации. Она использует-
ся в комплексном лечении самых разнообразных контингентов больных (неврозы, зависимо-
сти психические и психосоматические болезни, расстройства личности), для тренинга соци-
ально-психологических навыков и обучения.

В группу не следует включать лиц с недостаточным объективным контролем, с выражен-
ной тенденцией к отыгрыванию действием: психотиков, декомпенсированных психопатов,
суицидентов с эндогенной депрессией. Лица с недостаточной мотивацией к групповой рабо-
те чрезмерно ранимые, неспособные мыслить в психологических терминах нуждаются в пред-
варительной индивидуальной подготовке (претренинге). Групповые занятия могут комбини-
роваться с индивидуальной терапией у того же или другого психотерапевта, в последнем слу-
чае необходимо согласовывать терапевтическую тактику.

Терапевтическая группа обладает мощным поддерживающим потенциалом, позволяю-
щим в ряде случаев избежать госпитализации больного. Однако в травмирующей ситуации
может оказаться полезнее вывести из нее больного, включив его в состав стационарной тера-
певтической группы, являющейся, в свою очередь, структурной частью терапевтической сре-
ды (С. Кратохвил). После выписки из стационара некоторым больным полезно посещать клуб
бывших пациентов с целью повышения уровня адаптации, организации социально-психологи-
ческой поддержки, участия в различных формах терапии творчеством.

Число участников группы может быть от 4 до 30, оптимальным считается количество 6 -
10 человек. Время групповой сессии - в среднем 90 минут. Группа может собраться всего
один раз (тренинговая группа, марафон) или заниматься несколько месяцев, а то и лет (груп-
па личностного роста). Она может быть однородной или разнородной по проблемам, диагно-
зам, возрасту, полу, уровню образования. Гомогенные группы предпочтительнее для краткос-
рочной терапии или тренинга, гетерогенные - для личностно- и межличностно-ориентиро-
ванной терапии. Оперативная эмоциональная поддержка может быть оказана методом «захо-
да в группу».

Различают открытые и закрытые группы. В открытой группе пациент сразу включается в
рабочую фазу групповой динамики, однако может затормозить на какое-то время продвиже-
ние группы. Закрытая группа предпочтительнее для инсайт-ориентированных, раскрывающих
групп, особенно стационарных. В амбулаторной практике наиболее распространены «мед-
ленно открытые группы», когда примерно 1 раз в месяц место выбывшего участника занимает
новый.

Группа может работать без руководителя (общество «Анонимные Алкоголики», группы
встреч и психогимнастики с аудиозаписями упражнений). В Балинтовской группе (професси-
оналов) руководитель может выбираться группой. Руководство группами различных ориента-
ции требует разных личностных качеств и опыта работы в качестве участника группы.

Выделяют три основных стиля руководства группой. Авторитарный руководитель едино-
лично определяет групповые события, демократический - через коллективное обсуждение,
попустительски настроенный руководитель отдает власть группе, не пытаясь оценивать про-
исходящие события и влиять на них.

Групповой терапевт часто работает в сотрудничестве с ко-терапевтом, выполняющим
три основные функции: интенсифицирующая (одновременно в биполярной терапии и после-
довательно - в марафоне), дополняющая (врач - психолог, мужчина - женщина, тренер -
помощник, вмешательство - эмпатическая поддержка, групповой уровень - индивидуальный
уровень) и супервизорская (обратная связь после сессии или при необходимости контролиру-
ющее вмешательство во время нее).


 


Формируя группу, руководитель обязан предоставить всю необходимую информацию о
целях, методах, стоимости, длительности и принципах работы группы. Тщательный отбор в
определенной мере предотвращает физические травмы участников, при явной угрозе их на-
несения руководитель должен вмешаться. Необходимо соблюдать тайну группы (конфиден-
циальность участников). Каждый член группы имеет право в любой момент прекратить свое
участие в какой-либо групповой ситуации и рассчитывать в этом на поддержку руководителя.
До половины участников обычно покидают группу до окончания курса. Независимо от причи-
ны ухода психотерапевт должен обеспечить «отказнику» профессиональную помощь.

Семейная терапия

Семейная терапия - один из основных подходов в современной психотерапии, суть ко-
торого состоит в том, что в качестве «клиента» для семейного терапевта выступает не инди-
вид, проявляющий те или иные нарушения, а вся его семья. Психопатологические симптомы
рассматриваются в качестве функции неадекватных внутрисемейных коммуникаций, проявля-
ющихся в специфических правилах, мифах и образцах взаимодействия данной семьи. Семей-
ная терапия ориентирована на оптимизацию семейного окружения больного (психотерапия
семьи), при этом используется групповой семейный эффект для лечебного воздействия на
больного (психотерапия семьей).

Цели семейной терапии: улучшение интерперсональной коммуникации, повышение ав-
тономии, рост эмпатии, оптимизация стиля руководства в семье, повышение эффективности
ролевого исполнения, ликвидация конфликтов, редукция симптоматики у одного или несколь-
ких членов семьи, повышение эффективности выполнения заданий. Игнорирование указан-
ных целей может свести семейную терапию к взаимной психосексуальной «подгонке» супру-
гов друг к другу.

Задачи (и соответственно модели) семейной терапии: мобилизация, успокоение, лично-
стная реконструкция. Основная задача состоит в том, чтобы помочь семье понять суть проис-
ходящего процесса и обратиться к глубинному конфликту, который лежит в основе неправиль-
ного отношения к члену семьи. Используются методы переконструирования и позитивного
представления. В процессе семейной терапии изменяются дезадаптивные правила, которые
действуют в семье, формируется общее глубокое осознание динамики взаимоотношений между
поколениями, устанавливается равновесие между личными и семейными факторами, налажи-
вается взаимный прямой контакт и общение, искореняются взаимные обвинения и поиск коз-
ла отпущения.

При этом психоаналитики обращают внимание на социальные влияния, модели проекции и
идентификации, «неоконченное дело» или травму в родительской семье, сублимацию фрустра-
ций, механизмы совладающего поведения (копинга) и адаптации, «ключи» к бессознательному
идентифицированного пациента. При коммуникативном подходе В. Сатир стремятся опреде-
лить, кто находится в центре коммуникативного процесса, кто является звездами в семейной
группе, кто изолирован, кто мешает коммуникативному процессу, кто его поддерживает.

Наиболее распространенный в семейной терапии подход - системный, основан на тео-
рии, в соответствии с которой семья является системой, стремящейся сохранить состояние
равновесия вне зависимости от степени дезадаптации. Одна из главных целей - определение
гомеостатической роли, иногда патологической, которую «идентифицированный» (семьей)
пациент играет в данной системе. В рамках системной семейной терапии С. Минухина фоку-
сируются на образцах и формах внутрисемейного взаимодействия, распределения власти,


принятия решений, границах, близости членов семьи и дистанции между ними, альян-
сговорах, ролях, правилах, сходстве и взаимном дополнении.
В последние годы наблюдается смещение фокуса семейной терапии с уровня коммуни-
кации в семье на уровень ее организации. Акцент делается на проблемах иерархической не-
энгруэнтности, когда в семье сталкиваются две одновременно действующие, но исключаю-
щие друг друга сильные структуры. Повышенное внимание уделяется метафорам, отражаю-
щимся в симптомах и паттернах внутрисемейного взаимодействия, растет интерес к понима-
нию специфичности и психодинамике симптома.

Психотерапевту, организующему работу с семьей, приходится решать следующие проблемы:

- Работать сразу со всей семьей или сначала с отдельными ее членами?

- Работать с семьей одному, с ко-терапевтом или терапевтической бригадой?

- Приглашать семью к себе или выезжать к ней на дом?

- Придерживаться директивного стиля ведения или недирективного?

- Начать с важнейших семейных проблем или с частных?

- Иметь подробный план действий или действовать «по обстоятельствам»?

Представители различных школ решают эти вопросы по-разному. Так, С. Минухин и Д. Хейли
требуют от психотерапевта директивной позиции и активной роли в терапии. Роджерс и Скиннер
отстаивают принцип недирективного ведения семьи. К. Маданес, Сельвини Палаццоли и другие
представители стратегической семейной терапии тщательно разрабатывают план работы, предус-
матривающий многообразные воздействия на семью. В. Сатир предпочитает непрерывно сочетать
диагностические и психотерапевтические мероприятия и не признает предварительного планиро-
вания работы. К. Витакер действует эмпирически, полагаясь на интуицию и опыт.

Ответы на перечисленные вопросы не должны определяться теоретическими ориентаци-
ями или характерологическими особенностями пациентов. Они должны решаться в зависимо-
сти от особенностей семьи, ее проблемы, условий работы. Например, в период знакомства с
семьей, члены которой отличаются авторитарностью и ригидностью взаимоотношений, воз-
можен недирективный стиль; в момент постановки определенных задач предпочтительнее
использовать директивный стиль; преодолеть вызванную перестройкой взаимоотношений
фрустрацию лучше вновь с помощью недирективного стиля; реакция на рецидивы неблагоп-
риятных отношений в семье может потребовать директивности.

Семейный терапевт по Э. Зиплу должен освоить педагогический подход, уметь прояс-
нить цели семьи, не склонять семью ни к какому типу взаимоотношений, честно признавать
границы своих возможностей. Он должен работать в единой «команде» с семьей, подчерки-
вать позитивную роль семьи в терапевтическом процессе, с пониманием и сочувствием отно-
ситься к интенсивным эмоциональным проявлениям в семье. Ему следует помогать членам
семьи в их развитии, информировать семью о самых различных возможностях лечения, помо-
гать семье в психологическом и медицинском образовании с помощью научно-популярной
литературы, обеспечить семью информацией о возможной социальной помощи, быть гото-
вым прийти на помощь семье в любой момент.

Контрольные вопросы

Перечислите критерии психического здоровья.

Что вкладывается в понятие «пограничные нервно-психические расстройства»?

На каких принципах пхтроена МКБ-10?


4. Что включается в клинический диагноз?

5. В качестве клиента ответьте на вопросы диагностического интервью по Н. Мак-Вильяме.

6. Какие правовые и медицинские критерии необходимо учесть при госпитализации паци-
ента в психиатрический стационар?

7. Приведите классификацию психотропных средств.

8. Каковы задачи поддерживающей психотерапии?

9. В чем заключается терапия средой?

10. Дайте определение психотерапии.

11. Перечислите основные направления современной психотерапии.

12. Укажите общие факторы психотерапии. '

13. Как делят методы психотерапии в клинической практике?

14. Приведите примеры интегральной психотерапии.

15. Каковы требования к личным качествам психотерапевта?

16. Какие этические проблемы могут возникнуть у начинающего психотерапевта?

17. Каковы терапевтические факторы групповой терапии?

18. Опишите фазы групповой динамики.

19. Перечислите цели и задачи семейной терапии.

20. Какие вопросы приходится решать при организации семейной терапии?, -..

Рекомендуемая литература

Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. - СПб., 2001.
Вайнер И. Основы психотерапии. - СПб., 2002.

Карвасарский Б.Д. /ред./ Психотерапевтическая энциклопедия. 2-е изд. - СПб., 2000.
Лекомцев В.Т. и др. Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан
при ее оказании». Кодекс профессиональной этики психиатра. Методическое пособие. - Ижевск, 1998.
ЛапланшЖ., ПанталисЖ.-Б. Словарь по психоанализу. Пер. сфр. - М., 1996.
Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. - Спб., 2001.
Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. Пер. с англ. - М., 1998.
Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. - Мн., 1994.
Психоаналитические термины и понятия: словарь. Пер. с англ. - М., 2000.
Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. Пер. с англ. - СПб., 1995.
Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - СПб., 2001.
Фрейд 3. Толкование сновидений. - Обнинск, 1992.
Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. - Тбилиси, 1991. Т. 1 -2.
Хейли Дж. Что такое психотерапия. - СПб., 2002.

Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Краткое руководство по использованию МКБ-10 в психиатрии и наркологии. -
М., 1999.

Дополнительная литература

Айви А.Е. и др. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практичес-
кое руководство. Пер. с англ. - М., 1999.

Алейникова Т.В. Психоанализ: Учебное пособие. - Рост. н/Д., 2000.

Апександер Ф., Селесник Ш. Человек и его душа: познание и врачевание от древности и до наших дней. Пер.
с англ.-М., 1995.

Александров А.А. Современная психотерапия. Курс лекций. - СПб., 1997.

Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Пер. с англ. - М., 2001.


БдалачукЛ.Ф- и ДР- Основы психотерапии: Учебное пособие. - К. - М., 1999.

но М Е. Панорама психотерапии. Взгляд из терапии творческим самовыражением // Моск. психотер.
журн., 2001.-№2.-С.5-17.

Бухановский А.О. и др. Общая психопатология: Пособие для врачей. - Рост. н/Д., 1998.

Виленский О.Р. Психиатрия. Учебное пособие. - М., 2000.

Витакер Д-С. Группа как инструмент психологической помощи. Пер. с англ. - М., 2000.

Воскресенский Б.А. Общая психопатология: Учебно-методическое пособие. - М., 1990.

Гельдер М. и др. Оксфордское руководство по психиатрии в 2-х т. - К., 1999.

Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей - слушателей курсов последипломного образо-
вания.-М., 1998.

Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб., 2001.

Зейг Дж. К., Мьюнион В.М. (ред.). Психотерапия - что это? Современные представления. Пер. с англ. - М.,
2000.

Зозуля Т.В. Основы социальной и клинической психиатрии. - М., 2001.

Интегральные аспекты современной психотерапии. - СПб., 1992.

Кабанов М.М. Реабилитация психически больных. -Л., 1985.

Калина Н.Ф. Основы психоанализа. - М. - К, 2001.

Калмыкова М.Е. Введение в психоанализ: Теоретический курс. - М., 1999.

Кан М. Между психотерапевтом и клиентом: новые взаимоотношения. - СПб., 1997.

Каннабих Ю. История психиатрии. - М., 1994.

Карвасарский БД /ред./ Психотерапия: учебник. - СПб., 2002.

Карпов А.А. Ваш близкий - психически больной. - Рост. н/Д., 2000.

Катков А.Л. Манифесты развивающей психотерапии // Моск. психотер. журн., 2001. - № 3.

Кемпинский А. Познание больного. Пер. с польск. - Мн.. 1998.

Кейсмент П. Обучаясь у пациента. Пер. с англ. - Воронеж, 1995.

КирпиченкоАА, Кирпиченко Ан.А. Психиатрия: Учебник. -4-е изд. - Мн., 2001.

Кондратенко В.Т., Донской Д.И., Игумнов С.А. Общая психотерапия: Руководство для врачей. 5-е изд. - М.,
2001.

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. Пер. слит. - М., 1999.

Кочюнас Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика. Пер. с лит. - М., 2000.

Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. Пер. с чешек. - М., 1991.

Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. О том, что в зеркалах: Очерки групповой психотерапии и тренинга. - М., 1999.

Крылов А.Н. Человек в российском психоанализе. - М., 1999.

КуртисХ. Концепция терапевтического альянса: расширение границ//Журн. практич. психолога, 2001. - №
1-2.-С. 185-210.

Куттер П. Современный психоанализ. Пер. с нем. - СПб., 1997.

Купер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. Пер. с нем. - СПб.,
1998.

КэхелеХ., ТомэХ. Современный психоанализ: Исследования. Пер. с нем. - СПб., 2001.

Лаутербах В. Эффективная психотерапия: Критерии и результаты оценки // Психотерапия: от теории к прак-
тике.-СПб., 1995.-С. 28-41.
! ейбин В.М. Классический психоанализ: история, теория, практика. - М. - Воронеж, 2001.

Литвак М.Е. Из Ада в Рай: Избранные лекции по психотерапии/ Учебное пособие. - Ростов-н/Д., 2002.

Лоренцер А. Археология психоанализа: Интимность и социальное страдание. - М., 1996.

Макаров В. В. Психотерапия нового века. - М., 2001.

МарморДж. Психотерапевтический процесс: общие знаменатели различных подходов//Эволюция психоте-
рапии. -М., 1998. -Т.2. -С. 117-130.
рсон П. 25 ключевых книг по психоанализу. Пер. с фр. - Челябинск, 1999.

«енделевич В.Д Клиническая и медицинская психология: Практ. руководство. - М., 1998.

Ленинжер В., Миф М. Вы и психоанализ. Пер. с англ. - СПб., 1998.
оды современной психотерапии: Учебное пособие. - М., 2001.
ртенс В- (РЗД-) Ключевые понятия психоанализа. Пер. с нем. - СПб., 2001.


 




Муллан Б. Психотерапевты о психотерапии. Пер. с англ. - М., 1999.

Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Пер. с англ. - М., 1994.

Мэй Р. Остановиться, оглянуться: психотерапия после К. Роджерса, В.Сатар, Р. Лэйнга, Б. Беттельхейма //
Моск. психотер. журн., 1996. - № 4. - С. 132-140.

Назлоян Г.М. Очерк современного состояния практической психиатрии // Моск. психотер. журн., 2000. -
№3. - С. 5-34.

Назлоян Г.М. Пространство и время психотерапевтической ситуации//Моск. психотер. журн., 2001. - № 1. _
С. 122-142.

Нарицын Н.Н. Московский рынок психотерапевтических услуг, или базар по-русски//Психол. журн., 1994. -
№2.

Натаров В.И. Группо-аналитическая психотерапия: Методы, принципы, методики // Психол. журн., 1994, -
Т. 15.-№2.-С. 127-134.

Немеринский ОБ. Терапевтическая роль групповой динамики//Моск. психотер. журн., 1993.- №3. -С. 5-24.

Неплох Я.М. Человек, познай себя: Записки психиатра. - СПб., 1991.

Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы. - М. - Воронеж,, 2000.

Попов Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. - СПб., 2000.

Пуртова Е.А. Психологические механизмы психотерапии: смысл как общее поле значений // Журн. праюич.
психолога, 1999. - № 5-6. - С. 26-42.

Психиатрия. Учебное пособие для студентов мед. вузов. - Рост. н/Д., 2002.

Решетников М.М. Психотерапия в России: история и современность// Моск. психотер. журн., 2001. - № 3.
С. 37-48.

Роджерс К. О групповой психотерапии. Пер. с англ. - М., 1993.

Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Моно-
графия. Пер. с англ. - М., 1999.

Россохин А.В. Коллизии современного психоанализа: от конфронтации подходов к их динамическому взаимо-
действию/эволюция теории аналитической техники//Антология современного психоанализа. Т. 1. - М.,
2000.-С. 23-80.

Рудестам К. Групповая психотерапия. Пер. с англ. - СПб., 2001.

РуткевичА.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций. -М., 1997.

Рустанович А.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках. - СПб., 2001.

Сандлер Дж. и др. Пациент и психоаналитик: Основы психоаналитического процесса. Пер. с англ. - Воро-
неж, 1993.

Сахакиан У.С. (ред.). Техники консультирования и психотерапии. Тексты. - М., 2000.

СвядощА.М. Психотерапия: пособие для врачей. - СПб., 2000.

Семенова Н.Д Этические основы психотерапии // Моск. психотер. журн., 1997. - № 2.

Соколова Е.Т. Психотерапия: Теория и практика: Учебное пособие. - М., 2002.

Степанов С.С. Психология в лицах. - М., 2001.

Тёлле Р. Психиатрия с элементами психотерапии. Пер. с нем. - Мн., 1999.

Тихоненко В.А. Этика практической психиатрии. - М., 1996.

Томэ X. Что изменилось в моем понимании психоаналитического процесса за последние 30 лет? // Психол.
журн., 1992.-№4.-С. 111-122.

Траурнет А. Что такое психоанализ сегодня? // Соц. и клин, психиатрия, 1994. - Т. 4. - С. 55-72.

Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. Пер. с англ. -
М„ 1992.

Фромм Э. Кризис психоанализа. Пер. с англ. - СПб., 2000.

Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. Анализ его личности и влияния. Пер. с англ. - М., 1996.

Хайгл-Эверс А. и др. Базисное руководство по психотерапии. Пер. с нем. - СПб., 2001.

Холмогорова А. Методологические проблемы современной психотерапии // Моск. психотер. журн., 2001. -
№1, -С. 177-189.

Хэзлем М.Т. Психиатрия: Вводный курс. Пер. с англ. - Льв., 1998.

Цапкин В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта// Моск. психотер. журн., 1992. - № 2.


Л СосюрР.де. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда.-М., 1991.
ьн в. Тренинговый или личный? // Психоан. веста., 1999. - № 2 (8). - С. 192-201.
, юция психотерапии. Пер. с англ. В4-хтт. - М., 1998.

миллер Э Г (ред.) Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с людь-
ЭИДеми.-СПб., 1998.

v емиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. 3-е изд. - СПб., 2002.
1клопедия глубинной психологии. Т. 1. Зигмунд Фрейд: жизнь, работа, наследие. - М., 1998.
шиююпедия глубинной психологии. Т. 2. Новые направления в психоанализе. Психоанализ общества. Пси-
хоаналитическое движение. Психоанализ в Восточной Европе. - М., 2001.
Ясоби М. Встреча с аналитиком. Феномен переноса и человеческие отношения. - М., 1996.
Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. Пер. с англ. - СПб., 2000.



Глава 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.