Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фактическое положение 2 страница






9. Общим коммуникативным действием при суициде является сообщение о своем намерении;

10. Общей закономерностью является соответствие суицидального поведения общему жиз-
ненному стилю поведения.

Кризисная терапия

Кризисная терапия предполагает исследование значения стрессора для пациента, обес-
печение необходимой социальной и микросоциальной поддержки, проявление сочувствия,
побуждение к поиску альтернативных путей решения проблемы. При преобладании тревоги
возможно применение релаксации и гипноза. Может понадобиться вмешательство в виде суг-
гестии, переубеждения, модификации окружающей среды, госпитализации.

При оказании психотерапевтической помощи пациенту, находящемуся в состоянии горя,
следует побуждать его к обсуждению травмирующих переживаний, не останавливая его, когда
он начинает плакать. Полезно собрать небольшую группу людей, знавших умершего и попро-
сить их говорить о нем в присутствии пациента. Частые короткие встречи с пациентом пред-
почтительнее редких и длительных. Важно учитывать опасность актуализации переживаний в
связи с различными датами.

При проведении психотерапии пациентов с конфликтом зависимых отношений решение
о сохранении или разрыве высокозначимых отношений должен принять сам пациент. В слу-
чае окончательного разрыва отношений задача психотерапевта разделить с пациентом пере-
живания горя и облегчить ему поиск новых высокозначимых отношений, в которых пациент
сможет занять более независимую позицию. Опасно подкреплять враждебные чувства паци-
ента к партнеру, т. к. агрессия может обратиться на терапевта или трансформироваться в
суицидоопасную аутоагрессию.

Отличительными особенностями разработанной нами программы дифференцированной
кризисной терапии являются:


 

1) ургентный (игдепз - неотложный, лат.) характер помощи, связанный, во-первых, с
наличием жизненно важной для пациента проблемы, требующей немедленного активного
вмешательства психотерапевта в ситуацию и, во-вторых, с выраженной потребностью паци-
ента в эмпатийной поддержке и на первых порах - руководстве его поведением;

2) нацеленность на выявление и коррекцию неадаптивных установок, приводящих к раз-
витию суицидальных переживаний и способствующих рецидиву суицидоопасного кризиса;

3) поиск и тренинг неопробованных пациентом способов разрешения актуального меж-
личностного конфликта, которые повышают уровень социально-психологической адаптации,
обеспечивают рост личности и выносливость индивида к будущим кризисам.

Выделенным отличиям соответствуют три метода кризисной терапии: кризисная под-
держка, кризисное вмешательство и повышение уровня адаптации, необходимое для разре-
шения ситуации.

Программа кризисной терапии применяется дибФеоенцированно в зависимости от акту-
альности суицидальных переживаний и типа реакции. Так, пациентам с высоким суицидальным
риском, с реакцией оппозиции, истерическими и фобическими невротическими реакциями, лич-
ностям психопатического склада с аффективными и истерическими реакциями, а также больным
психогенной и невротической депрессией показана в первую очередь кризисная поддержка.
Фаза выхода из острого кризиса, пессимистические и ипохондрические невротические реакции
служат показанием для кризисного вмешательства. Посткризисные пациенты без суицидальных
тенденций, находящиеся в условиях неразрешенной высокоактуальной ситуации, пациенты с
реакцией демобилизации и астено-невротической реакцией, а также психопатические личности
с астено-апатической реакцией нуждаются в тренинге навыков адаптации.

Наконец, учитывается уровень терапевтической установки:

а) конструктивный - с ожиданием помощи в самостоятельном разрешении конфликта

б) симптоматический - с мотивацией лишь к ликвидации симптомов

в) манипулятивный - с попыткой использовать влияние психотерапевта для улучшения
отношений к себе участников конфликта и других выгод

г) демобилизующий - с отказом от психотерапии, пассивной позицией пациента.

Острота суицидальных переживаний, как правило, наиболее выражена при обращении
пациента за помощью, в дальнейшем актуальность суицидальных тенденций снижается. По-
этому упомянутые методы кризисной терапии осуществляются поэтапно: кризисная поддерж-
ка - кризисное вмешательство - повышение уровня адаптации.

КРИЗИСНАЯ ПОДДЕРЖКА включает ряд приемов, которые на практике могут частично
перекрываться.

Установление терапевтического контакта требует, чтобы пациент был выслушан терпе-
ливо и сочувственно, без сомнения и критики. Необходимо создать у пациента уверенность,
что психотерапевт компетентен в вопросах терапии вообще, разобрался в особенностях инди-
видуального кризиса пациента в частности и готов применить адекватные виды помощи. В
результате психотерапевт воспринимается как понимающий, чуткий и заслуживающий дове-
рия, благодаря чему ликвидируются чувства эмоциональной изоляции и безнадежности.

Раскрытие суицидоопасных переживаний происходит в условиях безусловного принятия
пациента, что повышает его самоприятие, сниженное в результате психологического кризиса.
Сочувственное выслушивание облегчает отреагирование пациентом подавляемых негативных
эмоций, что уменьшает аффективную напряженность. Не имеющий прямого отношения к кри-


 


зисной ситуации материал игнорируется с помощью избирательного выслушивания, что спо-
собствует кризисной ориентации терапии. Наличие и выраженность суицидальных тенденций
определяется с помощью прямых вопросов, что облегчается готовностью кризисных пациен-
тов обсуждать подобные вопросы в качестве своей основной проблемы.

Мобилизация личностной защиты производится путем актуализации антисуицидальных
факторов
(родительские чувства, представление о неиспользованных жизненных возможнос-
тях, страх смерти и осуждения и т. п.), а также прошлых достижений в значимых для пациента
областях. Таким образом достигается повышение самоуважения пациента и уверенности его в
своих возможностях по разрешению кризиса. Проявления личностной несостоятельности па-
циента в кризисной ситуации не интерпретируются, чтобы не снижать его самооценку и не
усиливать тем самым суицидоопасные переживания. Во избежание терапевтического контак-
та игнорируется психологическое сопротивление пациента лечению.

Заключение терапевтического договора предусматривает локализацию кризисной пробле-
мы, формулирование ее в понятных пациенту терминах, соглашение с ним о кризисной ориента-
ции терапии и сроках лечения, разделение ответственности за результат совместной работы с
признанием за пациентом способности самостоятельно контролировать свои суицидальные тен-
денции и отвечать за принятие решений и их выполнение. Оговаривается также посредничество
психотерапевта в контактах с другими людьми: близкими, друзьями, должностными лицами.
Планирование последующей работы осуществляется в соответствии с уровнем терапевтической
установки, без опережения готовности пациента к внутренним изменениям.

Задачи кризисной поддержки считаются выполненными, когда купируются аффективные
расстройства, что значительно снижает актуальность суицидоопасных тенденций и позволяет
перейти к когнитивной перестройке, осуществляемой на втором этапе кризисной терапии -
этапе кризисного вмешательства.

Период выхода из острого кризиса является оптимальным для когнитивной перестройки
потому, что в это время суицидальный риск сведен к минимуму, готовность к внутренним
изменениям еще достаточно высока и, кроме того, сохраняется характерная для кризисного
состояния пластичность личностных структур, необходимая для подобной перестройки.

КРИЗИСНОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО имеет своей целью реконструкцию нарушенной микро-
социальной сферы пациента, при этом решаются следующие задачи.

Рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы, как правило, вклю-
чает поиск лиц из ближайшего окружения, с которыми пациент мог бы сформировать новые,
необходимые ему высокозначимые отношения, облегчающие ему микросоциальную адаптацию.
Попытки пациента вернуться к обсуждению симптомов преодолеваются с помощью фокусирова-
ния на намеченной задаче. При выраженном сопротивлении пациента вмешательству может
быть использована конфронтация позиций (не личностей!) психотерапевта и пациента. Терапев-
тический контакт обычно сохраняется благодаря тому, что на этапе вмешательства для кризис-
ного пациента важна не столько мягкость психотерапевта, сколько его усилия по оказанию дей-
ственной помощи в скорейшем разрешении психологического кризиса.

Выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы разрешения
кризиса имеет важное значение, поскольку данные установки являются одной из основных
причин суицидоопасных реакций на кризисную ситуацию. Как правило, подобные установки
формируются в раннем детстве под влиянием неблагоприятных условий воспитания, глубоко
интериоризируются, что затрудняет для пациента осознание их неадаптивности и препятству-
ет их психотерапевтической коррекции.


Коррекция неадаптивных установок осуществляется, прежде всего, в отношении суици-
догенной установки - представления о большей, чем собственная жизнь, значимости той или
иной ценности. Снизить значение доминирующих ценностей удается путем актуализации ан-
тисуицидальных факторов. Необходимо отметить, что попытки прямой девальвации ценности,
конкурирующей для пациента с ценностью его жизни, могут привести к нарастанию аффек-
тивной напряженности и психологического сопротивления психотерапевтическому вмешатель-
ству. У пациентов с акцентуацией характера, приводящего в условиях межличностного конф-
ликта к развитию суицидоопасных реакций, необходимой оказывается выработка мотивации к
перестройке коммуникационной сферы.

Активизация терапевтической установки необходима для переключения усилий пациента
с попыток разрешения кризисной ситуации не оправдавшими себя методами на повышение
собственных возможностей по ее разрешению. Одновременно с поощрением успехов паци-
ента в выполнении терапевтического плана и других проявлений зрелости его внимание обра-
щается на недостаточную подготовку в достижении последующих целей. Таким образом под-
готавливается переход к третьему этапу кризисной терапии - этапу повышения докризисного
уровня адаптации.

Как показывает суицидологическая практика, в качестве неадаптивных установок чаще
всего выступает неприятие даже на непродолжительное время одиночества, а также пред-
ставление об отсутствии у себя возможностей, необходимых для создания и сохранения пары.

Кризисное вмешательство в этой ситуации направлено на анализ практических проблем,
возникающих в результате утраты высокозначимых отношений, и поиск способов решения
проблем. Повышается значимость взаимоотношений с лицами из ближайшего окружения с
целью ликвидировать страх расставания, связанный в представлении кризисного индивида с
одиночеством. Выявляется роль неуверенности в своей привлекательности и формируется
терапевтическая установка на тренинг необходимых навыков.

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ осуществляется тогда, когда решение кризисной
проблемы требует расширения адаптационных возможностей индивида. Указанная задача
решается с помощью групповой кризисной терапии (см. ниже).

Окончание кризисной терапии является короткой, но весьма важной фазой лечения. На
заключительном этапе работы суммируются достижения пациента, составляются реалисти-
ческие планы на будущее и обсуждается, каким образом опыт выхода из данного кризиса
может помочь в преодолении будущих кризисов. Определяется потребность в долгосрочной
терапии и в случае необходимости вырабатывается мотивация к ее проведению.

Окончанию кризисной терапии посвящается одна-две беседы, т. к. преждевременное
начало этой работы может усилить тревогу пациента по поводу предстоящего прекращения
лечения. Если тревога все же нарастает, необходимо разделить это чувство, подчеркнуть вы-
полнение намеченной в начале лечения программы, выяснить причины тревоги, обсудить их
обоснованность.

Кризисная терапия осуществляется в индивидуальной, семейной и групповой формах.
Индивидуальная форма терапии описана выше.

Семейная кризисная терапия

Наиболее распространенной причиной психологического кризиса являются семейно-лич-
ные конфликты. Особое значение подобных конфликтов, по-видимому, состоит в том, что


 




кризисный индивид лишается поддержки своего ближайшего окружения, в результате чего у
него развивается чувство эмоциональной изоляции.

Можно выделить два варианта указанной ситуации: супружеский конфликт (или шире -
конфликт между сексуальными партнерами) и конфликт между родственниками (в том числе -
детско-родительский, причем дети могут быть уже взрослыми).

Супружеский конфликт. В отличие от клиентов семейных консультаций кризисные
пациенты, во-первых, обнаруживают суицидоопасные тенденции, и, во-вторых, как правило,
находятся на поздних стадиях семейного конфликта. Соответственно семейная кризисная те-
рапия отличается от традиционной семейной терапии тем, что направлена на купирование
суицидоопасных тенденций путем быстрейшего разрешения семейного конфликта. Задача
обязательного сохранения семьи при этом не ставится.

Семейная кризисная терапия показана и возможна при наличии собственной инициати-
вы членов семьи кризисного индивида, их вовлеченности в кризис, необходимости их включе-
ния в помощь индивиду, опасности развития кризиса у других членов семьи.

Данная форма кризисной терапии предполагает три установки партнеров:

1. Продолжение отношений на лучшем, чем до кризиса, уровне;

2. Сохранение неустойчивого равновесия;

3. Четкое и окончательное разделение.

/. Улучшение докризисных отношений. В этом случае оценивается, какие способы адап-
тации применялись до кризиса, почему они отсутствуют теперь, что мешает реализовать по-
требность в примирении. Если выявленная угроза отношениям носит внешний характер (вме-
шательство или недостаточная помощь родителей, нарушение баланса в результате измене-
ния состава семьи и т. д.), помощь должна быть нацелена на формирование более эмпатийно-
го отношения близких к пациенту и его партнеру. В случае внутренней угрозы отношениям
(непосредственное ухудшение отношений партнеров) применяется тактика, направленная не
только на разрешение текущих проблем, но и на выявление и коррекцию взаимоисключаю-
щих ожиданий и требований партнеров по отношению друг к другу. '

У некоторых пациенток можно выявить симбиотические отношения с лицом мужского
пола в раннем детстве, глубокую привязанность к нему. Пациентки этой группы отличаются
завышенным уровнем притязаний по отношению к объекту привязанности, прежде всего ожи-
данием от него максимального внимания. Эти пациентки видят причину своего кризисного
состояния в недостаточном внимании к ним со стороны партнера, пытаются использовать
авторитет психотерапевта для того, чтобы улучшить отношение партнера к себе. Их конфликт
с партнером нередко развивается из-за того, что они пытаются играть лидерскую роль вопре-
ки нарастающему сопротивлению партнера или осуществлять две противоположные тенден-
ции одновременно - например, директивную в семейно-бытовой сфере и иждивенческую в
материальной или психологической.

В других случаях, напротив, пациентки с детства страдают из-за отсутствия теплых отно-
шений и испытывают повышенную потребность в них (по механизму сверхценной значимости
фрустрированной потребности). Пациентки данной группы характеризуются чрезмерной ра-
нимостью, завышенными требованиями к себе, склонны винить себя в разрыве отношений,
переживая при этом чувства унижения и собственной несостоятельности. Им нередко свой-
ственны альтруистические и пуританские установки, под влиянием которых они склонны к
замене важного для партнера сексуального компонента отношений гиперопекой, приближаю-
щейся к материнской. Конфликт возникает из-за неспособности пациенток этой группы стро-


ить равноправные отношения с партнером, которого они лишают возможности проявлять доб-
роту, заботу, а также из-за недостаточных навыков полоролевого поведения.

2. Сохранение неустойчивого равновесия. В ситуации неустойчивого равновесия обра-
щение за помощью происходит обычно в период временного разделения. Партнеры в ходе
терапии вовлекаются во взаимные контакты - очные или заочные, используя телефон, пере-
писку, родственников и друзей в качестве посредников. Содержанием контактов является вы-
яснение нерешенных проблем во взаимоотношениях, при этом не обсуждается, какой ущерб
партнеры нанесли друг другу, т. к. это может привести к повышению эмоциональной напря-
женности кризисного пациента.

Не дается рекомендаций относительно сохранения или прекращения отношений. Напро-
тив, подчеркивается, что ответственность за решение этого вопроса лежит на пациенте и его
партнере. Нередко разделение супругов в определенной степени провоцируется их родствен-
никами. В этих случаях у супругов достигается осознание роли указанного фактора и предла-
гается перестроить отношения с родственниками с учетом собственных интересов.

3. Четкое и окончательное разделение. Данный вариант встречается чаще всего у жен-
щин. Данная группа пациенток испытывает, во-первых, неудовлетворенность имеющимися
интимно-личными отношениями, во-вторых, страх расставания с объектом эмоциональной
привязанности, отвержения и одиночества, утраты матримониального статуса, а также опасе-
ния по поводу возможности воспитать детей без отца; наконец, в-третьих, неверие в свою
способность вновь сформировать взаимозависимые отношения с другим партнером.

В подобных случаях в качестве неадаптивных установок выступает неприятие - даже на
непродолжительное время - статуса одинокой женщины, а также представление об отсут-
ствии у себя возможностей, необходимых для того, чтобы с помощью создания и сохранения
пары избежать неприемлемых для себя и непереносимых переживаний отвержения и одино-
чества. Ригидность данных установок, сверхценное эмоциональное отношение к сохранению
пары у большинства пациенток обусловлено их симбиотическими тенденциями. При этом парт-
нер нереалистически, без достаточных оснований воспринимается как «родной».

В случае принятия окончательного решения о разрыве отношений при сохранении эмо-
ционально-сексуальной привязанности к партнеру семейная кризисная терапия заключается
в следующем. Аналогично приемам кризисной терапии в ситуации смерти любимого человека
психотерапевт с помощью членов семьи и друзей обеспечивает пациентке сочувственное раз-
деление эмоций горя и тревоги, а при отвержении пациента партнером - и чувств обиды и
унижения.

Содержанием тревоги в ряде случаев являются опасения по поводу возможности устро-
ить свою будущую личную жизнь, связанные со страхом одиночества и сомнениями в своей
сексуальной привлекательности. В этих случаях на этапе кризисной поддержки особое внима-
ние обращается на восстановление пониженной самооценки, а на этапе кризисного вмеша-
тельства - на создание мотивации к выработке эффективных форм полоролевого поведения,
которые помогут в будущем установить новые высокозначимые отношения. Вмешательство
психотерапевта в данном случае заключается в перестройке сознания кризисного индивида, а
именно представления о себе, как о существе, немыслимом вне пары.

Конфликт с родственниками. В фазе установления терапевтического контакта пси-
хотерапевт выполняет функции посредника, избегая роли третейского судьи и тем более при-
нятия чьей-либо стороны в конфликте, а также обсуждения хронических проблем семьи. Ак-
тивность психотерапевта должна быть направлена на улучшение семейной атмосферы как в
интересах кризисного индивида, так и остальных членов семьи.


 




В процессе индивидуальных бесед проводится оценка точек зрения членов семьи на
причины конфликта, отреагирование подавляемых ими негативных чувств по отношению друг
к другу. Затем проводятся семейные диспуты с целью формирования общей позиции семьи в
подходе к актуальным проблемам. В случае взаимного недоверия членов семьи для осуществ-
ления немедленных совместных конструктивных действий по разрешению проблемы заклю-
чается семейный договор.

При необходимости проводится психологическая коррекция симптомов тревоги членов
семьи, связанной с перестройкой ролей и позиций в семье с целью установления более эмпа-
тийных отношений. Следует указать на особую трудность коррекции директивной позиции
родителей молодых пациентов, в основе кризисного состояния которых лежит невозможность
самостоятельно освободиться от навязчивого гиперконтроля родителей.

Групповая кризисная терапия

Групповая кризисная терапия (ГКТ) является высокоспецифичной формой кризисной те-
рапии, которая удовлетворяет повышенную потребность кризисного индивида в психологи-
ческой поддержке и практической помощи со стороны окружающих. В отличие от традицион-
ной групповой терапии пограничных состояний ГКТ направлена на разрешение актуальной
ситуации, обладающей для пациента жизненной значимостью. Это обусловливает краткос-
рочность, интенсивность ГКТ и ее проблемную ориентацию. В фокусе занятий кризисной группы
находятся, как правило, высокозначимые для пациентов взаимоотношения в их реальной жиз-
ни, а не взаимодействия, происходящие между членами группы «здесь и сейчас».
\ В качестве показаний для ГКТ выделяются следующие:

1) наличие суицидальных тенденций или высокая вероятность их возобновления при ухуд-
шении кризисной ситуации;

2) выраженная потребность в психологической поддержке и практической помощи, уста-
новлении высокозначимых отношений взамен утраченных, необходимость создания терапев-
тической и жизненной оптимистической перспективы, разработки и опробования новых спо-
собов адаптации;

3) готовность обсуждать свои проблемы в группе, рассматривать и воспринимать мнение
участников группы с целью терапевтической перестройки, необходимой для разрешения кри-
зиса и профилактики его рецидива в будущем.

Окончательные показания для ГКТ устанавливаются на основании наблюдения за пове-
дением пациента на первом групповом занятии и знакомстве с его субъективными пережива-
ниями, связанными с его участием в группе. Недостаточный учет данного положения может
привести к отрицательному воздействию группового напряжения на состояние пациента и
усилению суицидальных переживаний. Более того, в кризисной группе суицидальное поведе-
ние одного из участников группы сравнительно легко может актуализировать аналогичные
тенденции у остальных членов группы. В связи с этим в ходе предварительной беседы с паци-
ентом оговаривается, что его первое участие в занятиях группы является пробным, и обсужде-
ние вопроса о методах его дальнейшего лечения состоится после этого занятия.

После окончательного установления показаний к проведению ГКТ с пациентом проводит-
ся беседа, в ходе которой обсуждаются возможности использования им помощи кризисной
группы. С целью выработать оптимистическую терапевтическую перспективу пациента знако-
мят с журналом бывших участников группы, в котором они описывают ход разрешения своей
кризисной ситуации с помощью психотерапевтической группы.


Состав группы. Размеры кризисной группы ограничиваются десятью участниками. В группу
обычно включаются два пациента с высоким суицидальным риском, поскольку взаимная иден-
тификация способствует публичному раскрытию и обсуждению ими своих суицидальных пе-
реживаний. Однако более двух таких пациентов создают трудно разрешимую проблему для
группы, требуя слишком много времени и внимания в ущерб остальным членам группы, со-
здавая тягостную пессимистическую атмосферу, чреватую актуализацией суицидальных пере-
живаний у других пациентов.

Низкая групповая активность кризисных пациентов преодолевается тем, что в группу в
качестве сублидера - проводника эмоционального влияния психотерапевта включается боль-
ной психопатией аффективного или истерического типа с не резко выраженной ситуационной
декомпенсацией. Учитывается, что двое таких больных могут вступить в соперничество между
собой, подавляя активность остальных и дезорганизуя работу группы.

Состав групп разнороден по возрасту и полу, что снимает представление о возрастной и
половой уникальности собственных кризисных проблем, расширяет возможность взаимодей-
ствий. Старшие по возрасту опекают младших, мужчины и женщины подкрепляют взаимную
потребность в признании своей сексуальной привлекательности, при этом выявляются и кор-
ригируются неадаптивные полоролевые установки.

Неотложность кризисных проблем, охваченность ими позволяют максимально интенси-
фицировать психотерапевтические воздействия. Групповые занятия проводятся до пяти раз в
неделю и длятся 1, 5-2 часа. С учетом того, что обычные сроки разрешения пациентом
кризиса составляют 4-6 недель, курс ГКТ равен в среднем одному месяцу. За такой срок ока-
зывается возможным сплочение группы на основе общих кризисных проблем.

Роль групповой сплоченность в кризисной группе отличается от ее значения в межлич-
ностно-ориентированной группе больных пограничными состояниями, где она используется
для тренинга эмпатии и возникает в процессе этого тренинга. В кризисной группе сплочение
ее участников развивается в ходе взаимной поддержки и используется для разрешения их
кризисной ситуации. В связи с этим поощряется общение участников группы вне занятий, в
отличие от традиционной групповой терапии пограничных состояний, где оно запрещается.
Группа является открыто-конечной, т. е. еженедельно из нее выбывают в связи с оконча-
I срока терапии один-два пациента («конечность») и соответственно она пополняется но-
з! ми участниками («открытость»).

Открытость группы, создавая определенные трудности для ее сплочения, позволяет в то же
емя решать ряд важных терапевтических задач. Так, лица, находящиеся на более поздних
апах выхода из кризиса, своим успешным примером ободряют вновь поступивших на лечение,
тогают созданию у них оптимистической лечебной перспективы. Кроме того, в открытой кри-
исной группе легче осуществляется когнитивная перестройка путем взаимного обогащения
изненным опытом, обменом различными способами адаптации. В открыто-конечной группе
! опытные пациенты обучают вновь поступивших участников приемам выхода из кризиса.
Проблемная ориентация ГКТ требует фокусирования занятия на кризисной ситуации, по-
ому позиция психотерапевта, в отличие от традиционной групповой психотерапии, является
ирективной. Психотерапевт в кризисной группе чаще прибегает к прямым вопросам, предлага-
г темы дискуссий и способы решения проблем, а при актуализации суицидальных тенденций у
кого-либо участника группы осуществляет непосредственное руководство его поведением.

Описанные выше методы кризисной терапии (поддержка, вмешательство, повышение
вня адаптации) осуществляются поэтапно в отношении каждого участника группы. В то же
т в ходе одного занятия обычно используются различные методы (этапы) ГКТ в зависи-
мости от состояния пациентов.


 



> - 2499



На этапе кризисной поддержки важное значение придается эмоциональному включению
пациента в группу, что обеспечивает ему эмпатическую поддержку членов группы, способ-
ствует ликвидации у него чувства безнадежности, а также представления об уникальности и
непереносимости собственных переживаний.

Некоторые пациенты смотрят на свое участие в группе как на возможность на время
отвлечься от психотравмирующей ситуации, «восстановить силы», чтобы затем продолжать
попытки разрешить кризис прежними, уже показавшими свою неэффективность способами.
Подобные нереалистические установки часто становятся темой группового обсуждения при
включении в группу новых участников.

На первых занятиях осуществляется раскрытие и сочувственное разделение суицидаль-
ных переживаний пациента членами группы, имеющих или недавно имевших подобные пере-
живания. В результате существенно облегчается отреагирование указанных переживаний, что
приводит к снижению аффективной напряженности. Актуализируются антисуицидальные фак-
торы, это способствует мобилизации личностной защиты.

В процессе 1-го этапа ГКТ пациент получает столь необходимую ему психологическую
поддержку и практическую помощь со стороны других участников группы, которые заполняют
опустевший мир кризисного индивида; своими достижениями в терапии они наглядно пока-
зывают ему возможность преодоления кризиса. В результате облегчается локализация и фор-
мулирование кризисной проблемы, после чего начинается переход ко второму этапу ГКГ.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.