Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О закаливании






Когда мы слышим слово «закаливание», то непременно вспоминаем о древних спартанцах и их образе жизни, ведь они вошли в школьную историю прежде всего в связи с этим. Но наряду с ними - и в противовес им - жили афиняне, которые своим искусством и своей духовной жизнью повлияли на мировой культурный процесс, причем их влияние на культуру продолжается и в наше время. Афиняне не признавали закаливания. Из истории известно: закаливание дискредитировало себя там, где им начинали увлекаться, оно всегда плохо сказывалось на дальнейшем развитии. Для нас очевидно одно: закаливание ребенка, особенно чрезмерное, очень вредит его духовному развитию.

Закаливание, в соответствии со своим общим принципом, ведет к затвердению, то есть к старению и умиранию. Ради сугубо внешних телесных эффектов оно ограничивает возможности душевных сил человека, тормозит душевное развитие. Совсем иначе обстоит дело у взрослого человека, когда он вдруг приходит к пониманию того, что хочет или должен закаляться. Он добровольно начинает закалять себя и, главным образом, свою волю; возможно, это необходимо ему для дальнейшего плодотворного духовного развития. Он сумеет, руководствуясь сознанием и чувством, соблюсти в себе равновесие между духовным и волей.

Закаливанию, затвердению противостоит размягчение и изнеживание. Они также неблагоприятны для детского развития, также мешают развиваться в ребенке тому, что является его внутренним намерением, проще говоря, мешают ребенку естественным образом вступить на путь своей судьбы. Изнеживание как метод воспитания ребенка делает его беспомощным в жизни, недисциплинированным и асоциальным. Оно консервирует в человеке наклонность к незрелому, детскому. Мы, во всяком случае, должны отдавать себе отчет в том, что развитие нашей цивилизации, которая во многом есть порождение нашего однобокого интеллектуализма, ведет к изнеживанию, потому что жизнь воли, как и духовная культура, остается в пренебрежении, а ответственность за всякое движение, действие перекладывается на механизмы и машины. Человеческой сущности остается все меньше пространства. Впрочем, существует тенденция втискивать человека в узкий мир механизмов.

Если, воспитывая ребенка, не думать о человеческой сущности, не стремиться познать ее, попросту не знать ее, то в ребенке не будет развиваться здоровая жизненная сила, так нужная ему. Закаливание делает крепким, но оно направлено главным образом вовне, а поэтому делает ребенка внутренне невосприимчивым. Закаливание привносит в человека определенную однобокость и отбирает у него способность быть разносторонним, ту способность, которая, в большей или меньшей степени проявленная, свойственна всем людям и есть сущностное свойство человека. Жить сообразно с природой и духом - значит держаться золотой середины между двумя крайностями, не давая выйти на первый план как чрезмерному радению о телесном, так и пренебрежению им во имя духовной и душевной жизни; последнее бывает, например, при односторонней интеллектуальной деятельности.

Безответственны и неразумны все попытки закаливания младенцев и совсем маленьких детей: такие, скажем, как приучение их к холоду или физические упражнения с ними (так называемая младенческая гимнастика). В этом возрасте все попытки подобного рода не только обречены на неудачу, но вдобавок и закаливание отбирает у маленького ребенка жизненную силу, столь необходимую ему для формирования головного мозга и нервной системы.

Необходимым условием нормального физического развития является прежде всего здоровое питание. Если кормить ребенка преимущественно зерном, крупами, а не блюдами из картофеля, которые сделались у нас едва ли не главными в дневном рационе, то не потребуется ломать себе голову над проблемой закаливания, потому что, например, ячмень или рожь делают человека выносливым, повышают сопротивляемость организма. Можно было бы дать ряд указаний относительно технической стороны детского питания, направленных на поддержание здорового физического развития.

Правильная забота о внутреннем физическом и душевном развитии ребенка скажется и на его внешнем виде. Внешнее здоровье - это прежде всего кожа. Кожа - один из главных органов человека, своим состоянием свидетельствующий о жизненной крепости, о силе организма в целом. Кожа своей наружной поверхностью живет в воздушной среде, внутренней - в среде жидкой, во внутренней среде человеческого организма. Кожа выводит из организма яды. Она также выполняет теплорегулирующую функцию на периферии теплового организма. Если кожа не в порядке и не справляется со своими функциями, она не может правильно реагировать на тепло и холод и правильно выделять продукты обмена. Поэтому забота о коже - чрезвычайно важный момент ухода за ребенком.

К системе закаливания обычно относят также водные процедуры, такие, как обтирания холодной водой, обливания, холодные ванны и холодный душ. Такие процедуры часто делают детей нервозными и раздражительными. Порою таким образом им наносится невосполнимый ущерб, потому что у детей могут возникнуть нервные расстройства, которые очень редко полностью устранимы и тормозят духовное развитие.

Итак, не слишком много доводов можно привести в пользу сознательного закаливания в детском возрасте. Главный принцип здорового развития: жить в соответствии с природой и духом, не форсировать развитие и не стремиться односторонне к преждевременным плодам, чтобы не наступило преждевременное увядание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.