Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аппетит ребенка






Когда мы говорим об аппетите, то имеем в виду определенную душевную деятельность человека в его физическом теле. Эта душевная деятельность состоит в стремлении принимать в себя вещества внешнего мира, которые необходимы для поддержания внешнего, физического тела. Ответственность за поддержание физического тела несет душевный организм. Вещества же, необходимые физическому телу, очень различны.

Потребность душевного организма ассимилировать вещества, взятые извне, проявляет себя через отдельные органы физического тела и модифицируется ими. Хотя аппетит связан преимущественно со вкусом и его органами и проводится прежде всего нервами, расположенными в области pта, тем не менее эта потребность, или этот порыв, исходящий из душевного организма, проникает гораздо глубже, в другие органы, и прежде всего в печень.

Случается, что говорят об аппетите души или о душевном голоде, душевной жажде, имея в виду потребность в душевных переживаниях, связанных со сферой искусства, со сферой духа. Для этого состояния также характерны состояния неудовольствия, дисгармонии, внутреннего неудобства, из которых сама душа непременно стремится выйти.

Интенсивность таких порывов души зависит от того, каким образом и насколько прочно связана душа (или «Я») с органами тела и с физическим организмом в целом. Сознательная деятельность души, связанная с физическим телом приводит организм в упадок. Но благодаря этому в душевном организме и в органах тела возникает новая мощная потребность строить, вести созидательную деятельность во всем живом организме, который, между прочим получает жизненный импульс именно из организма душевного. Если упадок оказывается сильным и глубоким тогда возникает не просто аппетит, появляются очень сильный голод и жажда. Для утоления этих потребностей души обычно принимают пищу, из которой живой организм может сформировать свои субстанции. Неиспорченный совсем маленький ребенок всегда очень хорошо знает меру в еде и никогда не возьмет больше, чем ему необходимо а если попытаются навязывать лишнее, он будет активно защищаться. Но в наше время даже в маленьких детях все чаще встречается либо полное отсутствие инстинкта, либо очень слабо выраженный инстинкт. Ребенок ест больше, чем в действительности требует его организм, потому что взрослые подают ему плохой пример и более или менее успешно навязывают ему лишнее.

Хорошее самочувствие ребенка есть следствие здорового чередования аппетита и сытости, построения и упадка при строжайшем соблюдении режима питания и сна. Внимательной и заботливой матери, которая сдержанна и умеренна также и в своей собственной душевной жизни, не трудно заметить, что аппетит ее ребенка - если, конечно, ребенок здоров - имеет определенные границы. Если же это вдруг меняется, она начинает волноваться, чувствуя, что что-то не в порядке. Возникает предположение, что ребенок заболевает или пережил что-то такое, что произвело чрезвычайное впечатление на его душевную жизнь, лишив его аппетита. (Тут главную роль обычно играют школьные впечатления.) Это значит, что душевная жизнь, душевный организм изменили свое обычное, так называемое «нормальное» отношение к физическому телу, между душой и телом нарушилась связь. К сожалению, обычная прививка против оспы может оказать на ребенка такое влияние.

При острых детских заболеваниях первый же вопрос испуганной матери свидетельствует о сделанном ею наблюдении: ребенок потерял аппетит. Как правило, это беспокойство не оправдывает себя. Отсутствие аппетита хотя и свидетельствует, особенно при повышенной температуре, об ослаблении связи душевного с телесным, одновременно это свидетельство того, что организм защищается, концентрируясь на внутренних болезненных процессах, и потому проявляет очень слабый интерес к внешним пищеварительным процессам. Как долго это может продолжаться, оставаясь в пределах нормы, определяет врач.

Опыт показывает, что хотя еда - никакая, ни одно из любимых блюд - в таких ситуациях может не приниматься, напитки поглощаются: больной ребенок пьет значительно больше, чем обычно. Возникающая жажда требует утоления. У жизненного тела, которое может быть деятельным только в жидкой среде, очень много работы: оно должно противопоставить постоянному разрушению, связанному с болезнью, созидание, а для этого ему необходима его стихия - вода. Высокая температура, пот, усиленные реакции обмена, другие связанные с болезнью процессы - все это требует постоянного снабжения организма жидкостью. И эту потребность надо утолять соответствующими напитками. В напитки можно добавлять вещества, требующие наименьших затрат пищеварения, но при этом способные принять участие в созидательной работе организма: например, мед, лимонный сок и так далее. В этом случае нет необходимости давать современные искусственные заменители типа витаминов, поливитаминов. Воздержание от еды на некоторое время или употребление пищи в очень незначительном количестве целительно для ребенка так же, как и для взрослого! А современными синтетическими продуктами мы можем нарушить структуру детского организма; эти продукты отнимают у него способность полностью развернуть силы, которые придут потом, с началом выздоровления. Давая ребенку эти вещества, мы можем наблюдать, что по выздоровлении он хотя и кажется исцеленным, то есть болезнь, которой он страдал, по видимости преодолена, тем не менее исцеление не принесло ни света, ни благословения для дальнейшей жизни и повлекло за собой, как обнаружится позже, торможение в ребенке определенных процессов, а то и вовсе прекращение их развития.

Если ребенок страдает хроническим заболеванием и отсутствие аппетита возникает как следствие явных или скрытых нарушении развития ребенка, причем может статься, что аппетит утрачен не кратковременно, а надолго - тут налицо уже совсем другая ситуация. Здесь необходимо вспомнить о том, что для построения организма, который должен существовать и существует на Земле, в физическом мире, важна заинтересованность души, душевного организма в физическом теле, а также - через физическое тело - в окружающем физическом мире. Эта заинтересованность, эта взаимосвязь нарушается при хроническом отсутствии аппетита. Ибо когда мы едим и пьем, мы принимаем в себя Землю, преобразуем ее и строим в ходе этих преобразований и превращений нашу собственную субстанцию.

Между прочим, надо принять к сведению, что отсутствие аппетита может быть обусловлено тем, что ребенок однажды очень сильно объелся, - ведь, к сожалению, слишком часто люди исходят из принципа «чем больше, тем лучше», распространяя его и на еду. Это, конечно же, еще одно проявление материализма нашего времени, хотя такая констатация сама по себе еще не дает возможности проникнуть в тайну процессов, связанных с обменом веществ.

Причиной отсутствия аппетита может оказаться также вскармливание из бутылочки, затянувшееся слишком надолго. Что нарушается в организме из-за этой ошибки, допущенной матерью?

Процесс пищеварения начинается в полости рта; это - предпосылка дальнейшего нормального переваривания пищи. Если ребенок получает жидкое питание из бутылочки, то первый этап пищеварения остается нереализованным. В результате оказывается неактивированным весь пищеварительный процесс: ни в желудке, ни в кишечнике пища надлежащим образом не перерабатывается.

С того момента, когда ребенок начинает самостоятельно ходить, надо кормить его, отделяя еду от питья: так, чтобы хлеб и всю твердую пищу он жевал во рту, хорошо смачивая ее слюной, а жидкость - молоко или соки пил из чашки или стакана, как это делают взрослые. Какое значение эти процессы имеют для микрофлоры полости рта и для флоры желудка и кишечника (что у здоровых людей должно быть хорошо развито), мы не можем объяснить пространно в наших кратких заметках. Существуют не только бактерии, вызывающие болезни (так называемые болезнетворные бактерии), имеется огромное множество бактерий, помогающих нам в процессах обмена веществ, в пищеварении, а также в защите нашего организма от болезней. Пенициллин и другие антибиотики наносят этим бактериям большой вред. Поэтому надо усвоить для себя строжайшее правило: никогда не давать ребенку антибиотиков на свой страх и риск, даже если дома почему-либо их оказалось много, а ребенок болен. Сегодня научно доказано и повсеместно известно, что эти средства причиняют огромный вред здоровью. Следует предоставить врачу право прописывать их в экстремальных ситуациях, когда он сочтет, что обойтись без антибиотиков невозможно. Антибиотики могут вызвать очень длительное отсутствие аппетита.

Ошибки, допущенные при кормлении ребенка, использование современных медикаментов - все это приводит к тому, что душевный организм ребенка, который постепенно входит в физическое тело, выталкивается из него, вследствие чего связь душевного с физическим делается слабой. Как мы можем это почувствовать?

Ребенок становится бледным, невеселым, часто - без видимой причины - беспокойным и раздражительным. Он не прибавляет в весе или вовсе худеет. Кроме того, вес таких детей непропорционален росту. На занятиях, в школе ребенок невнимателен, он не может нормально учиться. Обратите внимание на обычный в таких случаях симптом: боли в животе и запор - на это часто жалуются дети, страдающие отсутствием аппетита. Родители не зря беспокоятся, хотя они чаще всего даже не подозревают, что ребенок пришел в такое состояние не без их участия. И только тогда, когда снова приходит в норму флора желудка и кишечника, когда вновь налаживается их секреторная деятельность, пропадают и болезненные симптомы. На помощь тут должен прийти лечащий врач: он, используя приемлемые с биологической точки зрения средства, приведет в порядок то, что испортили незнание и отсутствие опыта (или же просто соображения удобства). Не стоит забывать, что причиной недуга могут быть и глисты.

Отсутствие аппетита может быть вызвано душевными факторами, значения которых не следует недооценивать. Неспокойная обстановка в семье, ссоры родителей, недостаточное понимание ребенка учителем или неправильное, раздражительное поведение педагога или родителей действуют порой катастрофически: пищеварительная система ребенка отказывается работать, ничего не принимая в себя и ничего не выделяя. Такие же явления может вызвать детское одиночество в тех случаях, когда ребенок, растущий в семье один, не может подружиться с другими детьми.

В наше время с его бешеным жизненным темпом, когда вокруг нас постоянно что-то шумит, когда из-за каждого угла слышны грохот и лязг, а наша нервная система и душевный организм болезненно раздражаются, как никогда уместны мысли о гигиене, о здоровом образе жизни, если, конечно, мы хотим и дальше продолжать свое существование в человеческом качестве. Дети страдают от цивилизации нашей эпохи больше, чем кто бы то ни было. Причиной отсутствия аппетита могут быть нарушения в нервной системе, возникшие в раннем детстве как следствие того, что ребенок не имел покоя, не был защищен от шума, жил в том ритме, который никоим образом не соответствовал ему. Нам абсолютно необходимо задуматься о гигиене своего питания, продумать и тщательно соблюдать и свой, и детский режим, хорошо осознавая тот факт, что наши дети бессознательно, а потом и сознательно перенимают все у своего окружения и прежде всего - у нас: как мы живем, что делаем, что думаем и чувствуем. Перенятое у нас - это тот фундамент, на котором строится личность ребенка.

Если мы захотим мысленно нарисовать картину развития ребенка, то прежде всего должны представить себе, что доминирующей формой эмбрионального периода является космическая шаровидная форма. К ней присоединяется то, что можно назвать намеком на туловище и конечности. Рождаясь, ребенок покидает плодный пузырь, имеющий шаровидную форму; сразу после рождения младенец имеет большую шаровидную голову. Далее в ходе развития, если оно протекает нормально, космическая шаровидная форма головы более или менее сохраняется, а весь остальной организм - грудь, туловище, конечности - вытягивается и растет навстречу земле с действующими в ней силами. Развитие проходит определенные этапы, как это уже было описано выше.

Параллельно этому развитию - рост физического тела, вытягивание его в длину и уменьшение головы относительно всего тела - идет развитие сознания. Сознание постепенно пробуждается, выходя из состояния глубокого сна, оно очень медленно раскрывается на фоне пробуждающегося чувственного восприятия внешнего мира и наконец перестает быть далеким, отсутствующим, превращаясь в бодрствующее земное сознание.

Тут надо, однако же, обратить внимание на следующий момент. Если младенца перекармливать, это будет благоприятствовать сохранению им на длительное время шаровидной формы. Это значит, что обмен веществ может болезненным образом способствовать тому, что тело ребенка будет удерживать форму шара, подобающую при нормальном положении вещей только голове. Это замедлит и приостановит процесс врастания организма в сферу сил земли. При рахите хотя и не бывает, как правило, такого сохранения шаровидной формы всего тела (кроме разве что некоторых симптомов, указывающих именно на то, о чем мы говорили) и имеет место нечто совсем иное, здесь выражается та же тенденция возврата к прежнему состоянию. При этом не только разбухает череп (гидроцефал), но и кости черепа становятся мягкими - почти такими же, какими они были в эмбриональный период; то же касается и трубчатых костей.

Эти картины, взятые из внешней действительности, свидетельствуют не только о том, что человек испытывает на себе воздействие сил космоса (закругление, превращение в шар) и земли (выпрямление, вытягивание в длину), но также и о том, что эти полярные силы в организме действуют одна на другую, причем одна сила может преобладать над другой. Мы, конечно, отдаем себе отчет в том, что такой обобщенный динамический подход, являющийся подходом духовнонаучным, имеет мало общего с распространенными представлениями современного материалистического естествознания. Но при желании можно убедиться, сосредоточив свою мысль на только что изложенном, что нарушения в развитии ребенка, подобные тем, о которых велась речь, имеют своей причиной перевес одной из двух противостоящих друг другу сил. Такой перевес возникает при нецелесообразном и несвоевременном вмешательстве в органические процессы и влечет за собой нарушение гармоничного развития организма в целом.

Возможно - и в наше время часто встречается - такое нарушение: вследствие резкого вмешательства в процессы обмена веществ начинается анормальный безудержный рост тела, особенно конечностей, - то, что в современной науке называется словом «акселерация» и представляет неразрешимую проблему. В этих явлениях обнаруживается действие сил земли, их перевес в организме.

Между двумя полюсами, космическим и земным, живет, выравнивая их влияния, здоровый ритмический организм.

Говоря о питании ребенка, нельзя не упомянуть вот о чем. До достижения трехлетнего возраста дети не должны есть яиц, а от трех до семи лет, то есть до смены зубов, получать яйца лишь в очень ограниченном количестве. Естественный инстинкт ребенка, блюдущий меру в еде, знающий, когда «хватит», портится, если ребенок начинает есть яйца и рыбу.

В те времена года, когда очень мало фруктов, мы вынуждены давать детям апельсины и лимоны. Но всегда следует помнить, что во всех импортных фруктах содержатся сильнодействующие химические вещества - консерванты. Эти химикаты могут вызвать аллергию, всевозможные неприятные явления на коже и, вероятно, другие нарушения, которые проявятся позже. Покупая отечественные фрукты, надо стараться избегать отравленных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.