Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Речь как выражение, называние и говорение






 

После того как ребенок сумел подняться в вертикальное положение и приобрел свободную подвижность в пространстве, следует второй шаг в становлении человека. Он учится говорить и пользоваться своим родным языком.

Это чрезвычайно значительное приобретение, но лишь в последние десятилетия детские физиологи уделили ему внимание, достойное его важности. К тому времени, как ребенок начинает говорить на своем родном языке, осваивая слова и соединение слов, он делает наиболее важный шаг на пути к тому, чтобы стать человеком. Здесь также становится видна огромная пропасть, разделяющая человека и животное. И Портманн совершенно оправданно говорит: «Поэтому мы должны решительно указать на тот факт, что человеческая речь, выражающаяся как словами, так и жестами (причем обе эти системы основываются на общении с помощью определенных знаков), - это нечто совершенно отличное от всех звуков, издаваемых животными.»13 Те животноподобные звуки, которые издает человек, тоже являются не более чем звуками. Крики, вопли, стоны и другие звуки, выражающие горе или радость, - это не речь. Речь - это не просто выражение, это еще и называние. Одной из основ речи является то, что благодаря ей даются имена миру и его проявлениям.

В книге Бытия (Моисея) вы можете прочесть, как Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым, но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

Дача имен напрямую связана с сотворением Евы. С кем же иначе говорить человеку, как не с себе подобным? Он может дать имена животным. Он может назвать вещи и существа, но кто ответит ему, когда он начнет разговаривать, то есть спрашивать? Слово, произнесенное в пространство, остается без ответа, разрушается и уносится прочь. Оно умирает, и остается немота.

Эти краткие замечания указывают на душевные качества, формирующие речь и говорение, Лишь небольшая часть в нашей речи является выражением самого существования человека и его самочувствия, как таковая она все еще тесно связана с животной природой человека. Однако когда через речь звуки поднимаются из этой сферы и тоны их очеловечиваются, то речь становится слугою слова. Звучащий тон объединяется с силой речи, и таким образом произносятся имена вещей. Именно речь, действующая через человека, называет вещи по имени.

Однако это не все. Называние - это лишь констатация факта. Речь стремится к чему-то большему. Цель ее - найти связь с самой собой. Речь хочет прийти в согласие со слышимым словом, для того чтобы понять, что мы слышим, ответить на заданный вопрос, потребовать ответа на свой собственный вопрос. Потому Господь и дал Адаму его Еву, ибо только тогда, когда человек ощущает себя через речь другого человеческого существа, он начинает осознавать самого себя.

Теперь мы можем сказать, что речь раскрывается в человеке трояким образом:

1.Как выражение того, что живет в душе как часть животной природы.

2.Как выражение способности называть предметы в этом мире. Таким образом звучат имена вещей и существ.

3.Как выражение силы, которая пытается встретиться сама с собой в говорении. Таким образом, речь постепенно приходит в согласие с собой.

Человек всем своим существом связан с этим тройственным проявлением речи. Однако поначалу он является не тем, кто говорит, а тем, через кого речь звучит и выражает себя. Для этого ей нужны собственные инструменты, которые создаются в человеке самой речью. Сначала человек с точки зрения речи представляет собой естественно-природное существо, в котором речь извне действует таким образом, что постепенно может начать в нем раскрываться. Как художник создает из природных материалов те инструменты, посредством которых он творит свою работу, так и речь берет человека как природный материал и создает из него свое собственное произведение искусства. Таким образом, человек, в конечном счете, появляется как образ, поскольку через речь, которой он был наделен, он начинает проявлять себя как собственную личность. Через нее он может звучать как личность (personare) и общаться или представлять себя другим людям.

Можно назвать ребяческим агностицизмом то течение в науке, которое представляло себе и даже пыталось доказать всем, что органы речи - это всего лишь гортань, с которой связана небольшая область коры головного мозга, а все вместе это - необходимые элементы, благодаря которым человек начинает лепетать. Сегодня мы знаем, что говорит весь человек. Как физическое, душевное и духовное существо он принимает участие в формировании речи, а в говорении выражает себя как личность. Рудольф Штайнер описывал это следующим образом:

«Именно форма гортани и все, что с этим связано, делает нас людьми... Все остальное в облике человека до самых мельчайших деталей было так образовано и пластически сформировано, что на настоящем этапе человек представляет собой, так сказать, дальнейшее развитие и совершенствование своих органов речи. Органы речи - это основа человеческой формы.»14 Что же это за инструменты человеческой речи, чьим дальнейшим формированием и преобразованием является сам человек?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.