Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Разделение себя и мира






 

Как уже было сказано, координация движений глаз возникает сразу после рождения, когда ребенок приобретает первые зачатки того, что впоследствии станет способностью к направленному взгляду, а также всеми действиями, которые с этим связаны. Глаза учатся поворачиваться, выделяя предметы в окружающем мире.

Если рассматривать координацию движений глаз как установление первой фиксированной связи между душой и ее окружением, то фундаментальное значение зрения как действия, присущего человеку, становится еще более заметным. Именно посредством глаз мы пытаемся установить сознательные взаимоотношения с тем, что нас окружает, уже в первые дни нашей земной жизни. Нельзя сказать, что грудной ребенок уже способен к восприятию, но он начинает исследовать окружающий мир, открывая его для себя, «ощупывая» его взглядом. Таким образом, появляется первое неясное ощущение того, что есть «я», а есть некое «там». В течение первого года жизни это смутное чувство становится все более ясным и постепенно приводит к противопоставлению ощущения своего собственного тела ощущению окружающего мира, но «снаружи» и «внутри», «там» и «здесь» для грудного ребенка все еще будут полностью взаимосвязаны. Адальберт Штифтер (Stifter) так отразил этот период развития в своих автобиографических заметках: «В глубине зияющей пустоты нечто, напоминающее экстаз и восхищение, вошло в мое существо, полностью охватив его, как бы уничтожая его. Я не могу сравнить это ощущение ни с каким другим. Я помню сияние и шум, шедшие снизу. Должно быть, это случилось в самом раннем детстве, потому что мне кажется, что вокруг всего этого было темное небытие. Но было еще нечто, мягко и нежно прошедшее сквозь мое внутреннее существо - то, что сейчас я назвал бы звуком. Я плыл в чем-то овевавшем меня. Я плыл, покачиваясь на этих волнах, и внутри меня все размягчалось до тех пор, пока не появилось состояние, похожее на опьянение. Больше не было ничего. Эти островки памяти лежат в скрытом за смутной пеленой океане прошлого, волшебном и овеянном легендами, как первобытная память людей.»5

Шаг за шагом смутное сознание ребенка, состоящее из сливающихся чувственных восприятий и ощущений, просветляется, когда мир становится отделенным от его тела, этот процесс дифференциации начинается прежде всего во взгляде. По мере того как его взгляд постепенно становится фиксированным и направленным, из окружающей среды начинают выделяться отдельные формы. Голова вычленяется из окружающего поля зрения как подчиняющееся самому себе образование. Ребенок учится поднимать головку и использовать ее как орган ориентации, поворачивая ее туда, где его встречают свет, цвет, звук или запах.

Бремя идет, и взгляд ребенка все чаще останавливается на его собственных маленьких ручках и пальчиках, находящихся в постоянном движении. Когда не только его таза, но и руки начинают схватывать предметы, удерживая и вновь бросая их, тогда туловище уже вместе с руками и кистями рук отделяется от мира как единое целое. В это время ребенок приобретает способность свободно сидеть, и, делая это, он многого достигает. Его голова возвышается над телом и может свободно поворачиваться. Его глаза направляют свой взгляд все дальше в пространство, тогда как его руки хватают то, что находится поблизости, и тянут в рот. Его ручки теперь могут ухватиться за край кроватки и держаться за него, и ребенок способен подтянуть свое тело вверх.

И затем наступает великий момент, когда приблизительно к концу девятого месяца ребенок самостоятельно подтягивается и впервые встает вертикально. Сделан решающий шаг в отделении тела от мира. Окружающий мир отделяется от ребенка и противостоит теперь как нечто чужеродное постигающей себя индивидуальности. Но она начинает двигаться в этом отделившемся мире, ползая, скользя и отталкиваясь. Каждый день и каждый час появляются новые впечатления, всегда быстро забываемые и осваиваемые вновь. Множество новых переживаний требуют того, чтобы их замечали, постигали, созерцали и ощупывали. Так круг форм, воплощаясь в реальном виде, впервые вступает в действие. Чувства просят подвижности, а движение, в свою очередь, завоевывает новые чувственные ощущения. В это время такой процесс совершенно очевиден.

И, наконец, ребенок, уже стоя вертикально, может сделать свои первые неуверенные шаги. Гордость родителей часто не может сравниться с радостью ребенка от его нового достижения. Мир, уже не чужой и не странный, превращается в нечто, что может быть покорено свободно передвигающимся существом. Делая свой первый шаг как прямостоящее существо, ребенок также делает первый шаг к тому, чтобы превратиться из творения в творца. Штерн выражает это таким образом: «Итак, к концу первого года кропотливая подготовительная работа по овладению пространством в основном завершена. Ребенок может постигать пространственные характеристики вещей - их положение, расстояние до них, форму и размер - и приспосабливается к ним. Он отличает далекое от близкого, большое от маленького, округлое от угловатого, верх от низа, находится предмет перед чем-то или за чем-то - то есть он приобретает способность к восприятию пространства в общих чертах, что, конечно же, пока еще сопровождается множеством ошибок. Потребуются годы, чтобы этот опыт стал более чистым, ясным, более глубоко развился, но обогащения чем-то существенно новым уже не происходит.»6

Восприятие пространства возникает к концу первого года жизни лишь потому, что ребенок становится способен ощущать и переживать верх и низ благодаря развитию способности стоять вертикально. Близкое и далекое он ощутил благодаря своим движениям, округлое и угловатое благодаря осязанию, а различное расположение предметов в пространстве с помощью взгляда. Но все это происходит лишь потому, что к этому времени завершается процесс отделения себя от мира. Ребенок учится ходить не оттого, что учится контролировать определеннее движения мышц, он начинает контролировать движения через пробуждение сознания, и шаг за шагом выделяет тело как самость из окружения. Следствием высвобождения тела из тесных объятий материнской среды становится способность к прямохождению. Прямохождение - это не просто процесс движения, делающий возможным перемещение, в умении ходить открывается процесс сознания, что приводит к восприятию окружающей среды как чего-то, «находящегося вовне».

Этот процесс начинается со взгляда малыша, продолжается хватательной реакцией и достигает своей высшей точки в способности ходить. Пробуждающееся сознание, которое дает ребенку возможность понимать себя самого, в конце первого года жизни перемещается от пристального взгляда через хватание с помощью рук к шагу с помощью ног.

Внутренний смысл ходьбы может быть понят лишь тогда, когда мы увидим ее во всей полноте. Мы способны к прямохождению потому, что в первый год жизни мы можем пройти путь развития от созданий, вплетенных в мировую ткань, до индивидуальных существ, противопоставляющих себя миру.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.