Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменение спроса и предложения






Кривые спроса и предложения указывают, какое количество товара конкурирующие производители и потребители готовы продавать и покупать в зависимости от цены, которую они получают или платят. Но, помимо цены, предложение и спрос определяются другими условиями. Например, количество товара, которое производители готовы продать, зависит не только от цены, но и от издержек производства. Спрос на товар зависит как от бюджета потребителей. так и от других факторов. Ниже мы определим, как изменение экономических условий или налоговой политики влияют на рыночные цены и предложения товаров. Чтобы сделать это, мы должны понять, как сдвигаются кривые предложения и спроса в ответ на изменения таких величин, как ставки заработной платы, капитальные затраты и доход.

 

Начнем с кривой предложения S. Она показывает, какой объем товара производители готовы продать в зависимости от цены на рынке. Например, при цене Р1 производимое и реализуемое количества продукции на рынке будет равно Q1. Теперь предположим, что стоимость сырья снизилась.

Снижение стоимости сырья, также как и любое снижение затрат, делает производство более прибыльным, стимулируя развитие производства и предоставляя новым фирмам возможность выйти на рынок со своим товаром. Поэтому если цена остается на уровне Р1, можно ожидать большего выпуска продукции, чем прежде. На рисунке это показано как рост Q1 до Q2. Выпуск растет независимо от цены, а поэтому вся кривая предложения сдвигается в право, что показано на рисунке как смещение S к S`.

Другой способ проследить воздействие снижения стоимости сырья - это представить себе, что производимое количество остается фиксированным Q1, и прикинуть, какую цену потребуют фирмы, чтобы производить это количество. Из-за того что затраты ниже, требуемая цена тоже будет ниже - Р2 на рисунке. Так будет обстоять дело независимо то количества произведенной продукции. Мы опять видим, что кривая предложения должна сдвинуться вправо.

Конечно же, и цена, и количество не обязательно останутся постоянными, когда снижаются издержки. Обычно и то, и другое меняется, в то время как новая кривая предложения приходит в равновесие с кривой спроса.

 

Это показано на следующем рисунке (3), Где кривая предложения сместилась с S к S`, как и на предыдущем рисунке (2). В итоге рыночная цена падает (с Р1 до Р3), а общее произведенное количество возрастает (с Q1 до Q3). Как и следовало ожидать более низкие издержки, приводят к более низким ценам увеличению сбыта (несомненно, постепенное снижение издержек в результате технического прогресса и совершенствования управления представляет собой важную движущую силу экономического роста).

Обратимся теперь к рисунку (4), где функция спроса помечена буквой D. Как рост дохода потребителей влияет на спрос?

 

При большем доходе после уплаты налогов потребители могут расходовать больше денег на покупку любого товара, и некоторые потребители так и поступят в отношении большинства товаров. Если бы рыночная цена оставалась бы постоянной - Р1, можно было бы ожидать роста потребляемого количества, скажем с Q1 до Q2. Это произойдет независимо от того, какова рыночная цена, а поэтому итогом будет сдвиг кривой спроса вправо. На рисунке это отражено как сдвиг от D к D'. В качестве альтернативы мы можем задать такой вопрос: какую цену потребители заплатят, чтобы приобрести определенное количество товара Q1? При большем реальном доходе они будут готовы уплатить более высокую цену, скажем Р2 вместо Р1 на рисунке (4). Снова кривая спроса сместится вправо.

В целом ни цена, ни количество товара не останутся постоянными при увеличении реального дохода. Новые цена и количество в итоге приведут к равновесию спроса и предложения. Как видно на рисунке (5), можно ожидать, что потребители заплатят более высокую цену Р3, а фирмы будут производить большее количество Q3 в результате увеличения дохода.

 

Изменение цен на взаимосвязанные товары также влияют на спрос. Например, медь и алюминий являются товарами-заменителями, так как один может заменить другой в производственном потреблении; спрос на медь возрастает, если увеличится цена на алюминий. С другой стороны, бензин является дополнительным товаром по отношению к автомобилю, т. е. они используются совместно. Следовательно, снижение цен на бензин увеличивает спрос на автомашины. Поэтому сдвиг вправо кривой спроса на рисунке (5) может также быть результатом увеличения цены товара-заменителя или снижения цены дополнительного товара.

На большинстве рынков кривые и спроса, и предложения претерпевают время от времени определенные изменения. Доход потребителей меняется по мере экономического роста (или сокращается по мере спада). Спрос на некоторые товары изменяется в зависимости от сезона (топливо, купальные принадлежности, зонтики), в связи с изменением цен взаимозаменяемых товаров (рост цен на нефть увеличивает спрос на природный газ) или просто из-за меняющихся моды и вкусов. Аналогичным образом время от времени меняются размер заработной платы, капитальные вложения, цены сырья, что в значительной мере влияет на предложение товаров.

 

Кривые предложения и спроса могут использоваться для того, чтобы проследить последствия этих изменений. На рисунке (6) например, сдвиг вправо кривых предложения и спроса приводят к чуть более высокой цене (от Р1 до Р2) и значительно большему числу товара (от Q1 до Q2). В целом оба показателя будут изменяться в зависимости как от сдвигов кривых спроса и предложения, так и от их формы. Чтобы предсказать размер и направление подобных перемен, необходимо количественно охарактеризовать зависимость предложения спроса от цены и других переменных.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.