Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные научные методы исследования и методы обработки результатов






 

В зависимости от уровня познания в научной среде выделяют методы метатеоретического, теоретического и эмпирического уровней. Методами метатеоретического уровня являются диалектический, метафизический, герменевтический и др. Российские ученые применяют диалектический метод, ибо законы диалектики имеют всеобщее значение, присущи развитию природы, общества и мышления.

К методам теоретического уровня причисляют: аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), исторический, формализацию, абстрагирование, идеализацию, а также общелогические методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, индукцию, дедукцию, аналогию).

Аксиоматический метод – способ исследования, который состоит в том, что некоторые утверждения (аксиомы, постулаты) принимаются без доказательств, из которых затем все остальные положения выводятся при помощи формально-логических доказательств.

Гипотетический метод – способ исследования с помощью научной гипотезы, т.е. предположения о причине, которая вызывает данное следствие, или о существовании некоторого явления или предмета. Разновидностью этого метода является гипотетико-дедуктивный способ исследования, сущность которого состоит в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах. В структуру гипотетико-дедуктивного метода входит: выдвижение догадки (предположения) о причинах и закономерностях изучаемых явлений и предметов; отбор из множества догадок наиболее вероятной; выведение из отобранного предположения следствия с помощью дедукции; экспериментальная проверка выведенных из гипотезы следствий.

Исторический метод заключается в выявлении исторических фактов и на этой основе в таком мысленном воссоздании исторического процесса, при котором раскрывается логика его движения. Он предполагает изучение возникновения и развития объектов исследования в хронологической последовательности.

Формализация – отображение явления или предмета в знаковой форме какого-либо искусственного языка и изучение этого явления или предмета путем операций с соответствующими знаками. При формализации вместо рассуждений об объектах исследования оперируют со знаками (формулами). Путем операций с формулами искусственных языков можно получать новые формулы, доказывать истинность какого-либо положения.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от некоторых свойств и отношений изучаемого предмета и выделение интересующих исследователя свойств и отношений. Обычно при абстрагировании второстепенные свойства и связи исследуемого объекта отделяются от существенных свойств и связей. Процесс абстрагирования - это совокупность операций, ведущих к получению результата – абстракции (знание о некоторых сторонах объектов). С помощью абстракции возникли все логические понятия. Это различного рода “абстрактные предметы”, которыми являются как отдельно взятые понятия и категории (“развитие”, “мышление” и т. п.), так и их системы (математика, логика, философия)

Идеализация как метод научного познания рассматривается как специфический вид абстрагирования. Идеализация – это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Идеализированный объект представляет в познании реальные предметы, но не по всем, а лишь по некоторым жестко фиксированным признакам. Он представляет собой упрощенный и схематизированный образ реального предмета. К идеализированным объектам относят, как правило, теоретические утверждения.

Анализ как метод познания представляет мысленное или практическое (материальное) расчленение целостного предмета на составляющие элементы (признаки, свойства, отношения) с целью их самостоятельного изучения. Он лежит в основе аналитического метода исследования. Разновидностями анализа являются классификация и периодизация. Задача анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отражающих отдельные явления и факты, составить общую целостную картину процесса, выявить присущие ему закономерности, тенденции. Метод системного анализа заключается в исследовании системы (т.е. определенной совокупности материальных или идеальных объектов), связей её компонентов и их связей с внешней средой. При этом выясняется, что эти взаимосвязи и взаимодействия приводят к возникновению новых свойств системы, которые отсутствуют у составляющих её объектов.

Синтез – это реальное или мысленноесоединение ранее выделенных элементов (признаков, свойств, отношений) предмета в единое целое с учетом знания, полученного в процессе их исследования. Синтез – это не произвольное соединение “кусочков” целого, а диалектическое целое с выделением сущности объекта. Результатом синтеза является совершенно новое образование. Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны.

Сравнение — это сопоставление предметов по однородным, но существенным для данного рассмотрения признакам. С помощью сравнения можно установить сходство и различие (как в качественном, так и количественном плане) изучаемых объектов, явлений, идей и теорий, выделить их общие и отличительные признаки. Сравниваться могут только такие явления, между которыми существует объективная общность, сравнение должно проводиться по наиболее существенным, а не второстепенным признакам. Выделяются метод сходства, метод различия, метод контрольной группы.

Под обобщением как методом научного познания понимается, во-первых, процесс перехода от единичного к общему, установления общих свойств и признаков предметов, во-вторых, – результат этого процесса: обобщенное понятие, суждение, закон, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в ее сущность.

Индукция — метод познания, когда на основе частных фактов, отдельных случаев делается обобщение (общий вывод, правило, положение), В индукции результаты опыта “наводят” на общее, индуцируют его. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы всегда имеют проблематичный (вероятностный) характер.

Дедукция — это метод познания, состоящий в выведении заключений единичного, частного характера из какого-либо общего положения; движение познания от общих утверждений к утверждениям об отдельных предметах или явлениях.

Аналогия – метод научного познания, при котором устанавливается сходство в определенных признаках (свойствах, качествах, отношениях) и делается предположение об их сходстве и в других признаках. При выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект.

К общенаучным методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование и т.д.

Наблюдение – это способ познания, основанный на непосредственном восприятии свойств предметов и явлений при помощи органов чувств. В результате наблюдения исследователь получает знания о внешних свойствах и отношениях предметов и явлений. В зависимости от положения исследователя по отношению к объекту изучения различают простое и включенное наблюдение. Первое состоит в наблюдении со стороны, когда исследователь не является участником деятельности наблюдаемых. Второе характеризуется тем, что исследователь открыто или инкогнито включается в деятельность группы в качестве участника. Если наблюдение проводилось в естественной обстановке, то его называют полевым, а если условия окружающей среды, ситуация были специально созданы исследователем, то оно будет считаться лабораторным.

Описание – это метод исследования, состоящий в фиксации признаков исследуемого объекта, результатов наблюдения или измерения средствами естественного или искусственного языка. Описание бывает непосредственным, когда исследователь непосредственно воспринимает и указывает признаки объекта. Описание может быть опосредованным, когда исследователь отмечает признаки объекта, которые воспринимались другими лицами.

Измерение – это установление количественных характеристик объектов на основе сравнение их по каким-либо сходным свойствам, признакам, отношениям с неким эталоном.

Эксперимент – это искусственное воспроизведение явления, процесса в заданных контролируемых условиях или целенаправленное вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений. Экспериментатор воздействует на исследуемый объект в соответствии с гипотезой исследования. Обязательным свойством научного эксперимента является его повторяемость.

Моделирование — метод исследования, состоящий в воспроизведении определенных признаков конкретного объекта в специально созданной тождественной или близкой ему модели, и ее изучение. Под моделью понимается мысленно представляемый или материально существующий аналог объекта. Полученная при ее изучении информация в дальнейшем переносится на оригинал, по аналогии с которым эта модель была создана. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование самого объекта невозможно. Между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство: физических характеристик, функций; поведения изучаемого объекта; структуры и др. По характеру моделей выделяют материальное (предметное) и идеальное моделирование. Материальные модели являются природными объектами. При идеальном (знаковом) моделировании модели выступают в виде схем, графиков, чертежей, формул.

Специфика проблем конкретных наук и отдельных этапов научной деятельности требуют применения специальных методов их решения. В социальной работе, помимо общенаучных методов, применяются специальные методы исследования. К ним относятся: документальный метод (изучение документов); опросы (интервью, анкетирование), метод экспертных оценок, социометрия, тест и др.

При изучении документов может быть использован количественный метод, называемый контент-анализом. Его суть заключается в выделении в изучаемом документе определенных признаков (единиц анализа), подсчете их количества и определении частоты употребления таких признаков в общем объеме имеющейся информации или в общем количестве изученных документов.

Под опросом в целом понимается метод целенаправленного получения вербальной (устной или письменной) информации о социально-психологических явлениях путем заочного или очного общения с респондентом (опрашиваемым). Опросы бывают двух основных типов: интервьюирование и анкетирование. Интервьюирование предполагает непосредственное общение интервьюера с респондентом, который знает, что становится объектом исследования. Ответы опрашиваемого на заранее намеченные исследователем вопросы открыто фиксируются. Под анкетированием принято понимать письменный опрос респондентов с помощью вопросника анкеты. В этом случае общение носит опосредованный характер (через анкету). Как правило, анкетирование используется при изучении групповых мнений и мнений больших социальных групп.

Метод экспертных оценок заключается в изучении мнения специалистов, обладающих глубокими знаниями и практическим опытом в определенной сфере. В качестве экспертов отбираются как научные, так и практические работники (не более 20 – 30 человек).

Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. По результатам социометрического исследования составляется социограмма, являющаяся графическим изображением эмоциональной структуры группы.

Под тестированием принято понимать кратковременное испытание, с помощью которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом. Тест – это теоретически и эмпирически обоснованная система высказываний (заданий), позволяющая получить измерения соответствующих психологических свойств. Использование тестирования требует специальной подготовки и соблюдения норм профессиональной этики.

В процессе работы над курсовым и дипломным исследованием чаще всего используются следующие методы:

анализ нормативно-правовой базы по теме исследования; изучение монографий, научных публикаций в периодических изданиях, сборниках, электронных ресурсах; сопоставление и систематизация статистических данных по проблеме, методы системного анализа, исследование факторных детерминант; социологический опрос (анкетирование),, методы описания и классификации, типологизации, экспертных оценок, наблюдения, измерения, проективных методик, научного моделирования, формализации, подтверждения и опровержения математические методы обработки данных, корреляционный анализ, изучение регионального опыта работы.

Для повышения наглядности собранных данных используют такие методы и способы, как группировка, классификация, «сжатие» путем вычисления средних и других удобных для анализа величин, что позволяет выделить наиболее типичные, характерные для исследуемых явлений результаты; применяются графические изображения информации (диаграммы).

При обработке результатов эмпирических исследований используются методы математической статистики: Программа SPSS, корреляционный анализ парной связи ранговой корреляции Ч. Спирмена. Определение достоверности различий выборочных средних проводят по t-критерию Стьюдента. Полученные в процессе математической обработки эмпирического материала статистические данные имеют графическую интерпретацию. Она осуществляется посредством статистических таблиц, диаграмм, гистограмм и других графических изображений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.