Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы Великой Французской революции 1 страница






1. 14 июля 1789 г. - август 1792 г. - приход к власти крупной буржуазии (фельянов) и установление конституционной монархии.

2. Август 1792 г. - июнь 1793 г. - приход к власти жирондистов, т. е. представителей средней торгово-промышленной буржуазии и провозглашение республики.

3. Июнь 1793- июль 1794 г. - диктатура якобинцев- представителей мелкой буржуазии.

Началом французской буржуазной революции принято считать 14 июля 1789 г. В этот день парижане штурмом взяли королевскую крепость-тюрьму Бастилию. Политическая власть перешла в руки крупной буржуазии и либерального дворянства. Законодательная инициатива была отдана Учредительному собранию.

11.08.1789 г. был принят первый декрет революции" Об уничтожении феодальных прав и привилегий

". Он упразднил крепостное состояние (серваж) и " личные повинности" крестьян (пешая и конная барщина, налог с убоя скота, налог на охрану замка, дорожные пошлины, сбор с ярмарок и т. п.). Важнейшие же феодальные повинности (шамнар, барщина, ценз и др.) должны были выкупаться крестьянством за огромную сумму. Дворянство сохранило за собой землю и поземельные подати. Был предусмотрен выкуп земли крестьянами на условиях единовременной уплаты 30-кратного ежегодного взноса, что было доступно лишь небольшому числу деревенских богачей.

Рядом декретов и регламентами правительственных лиц, изданными в течение 1789-1792 гг. были отменены внутренние пошлины на провоз товаров, цеховой строй, всякого рода феодальные стеснения промышленности и торговли, наконец, ненавистный налог на соль - габель (1790г.).

В августе 1789 г. Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина

- программный документ революции.

Эта декларация в четкой обобщенной форме выразила политико-правовые взгляды просветителей, энциклопедистов: Вольтера, Дидро, Руссо, Гольбаха и др. Но особенно большое влияние на ее содержание оказали политические взгляды Ш. Монтескье, его произведение " О духе законов".

Декларация

провозглашала принципы демократического государственно-правового строя. Устанавливалась взаимосвязь этих принципов: основополагающими объявлялись права человека, их обеспечение возлагалось на демократически организованное государство (" государственный союз"), основанное на принципах народного суверенитета и разделения властей. Такое построение следовало идее школы естественного права, которая главную цель государства видела в защите " неотъемлемых" прав человека.

Влияние естественно-правовых теорий чувствуется и в проведении Декларацией различий между правами человека, которые ему присущи от природы как " естественные и неотъемлемые" и правами, полученными гражданином от государства.

o В качестве " естественных и неотъемлемых" прав провозглашались: свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2).

o Свобода состоит в возможности делать все, что не причиняет вреда другому. Закон может воспрещать только такие действия, которые вредны обществу. " Все, что не воспрещено законом, то дозволено" (ст. 4-5).

o Провозглашалось, что закон должен выражать волю всех членов общества, и потому каждый может участвовать в его создании лично или через депутатов. Все граждане равны перед законом: всем открыт доступ к замещению государственных должностей (ст. 6).

o Статьи 7 и 8 Декларации устанавливали два важных принципа, относящихся к уголовному праву:

а) никто не может быть привлечен к ответственности иначе, как в случаях, прямо предусмотренных законом;

б) никто не может быть наказан иначе, чем это прямо и непосредственно предусмотрено законом.

o Статья 9 формулировала " презумпцию невиновности". В ее основу был положен старый принцип процессуального права, известный с древнейших времен: сомнение толкуется в пользу обвиняемого.

o Установление виновности было признано функцией суда: она констатировалась обвинительным приговором, вступившим в законную силу. Из правила презумпции невиновности вытекало, что бремя доказывания вины лежит на обвинителе.

o Декларация провозгласила свободу мнений, мыслей, слова и печати; права граждан участвовать в определении налогов и требовать отчета должностных лиц (ст. 10-11, 14-15).

o Статья 17 объявляла право собственности неприкосновенным и священным. Предполагалась равная защита собственности богатого и бедного, капиталиста и рабочего.

 

Конституция 1791 г.

также была разработана Учредительным Собранием.

o По ней в стране устанавливалась конституционная монархия.

o Высшим органом законодательной власти стало однопалатное Национальное собрание. Оно не могло быть распущено королем. Конституция наделила депутатов Собрания правом неприкосновенности: для преследования их за общеуголовные преступления требовалось согласие Национального собрания.

o Каждый депутат объявлялся представителем все нации, а не отдельной избравшей его группы населения. Отсюда вытекает важное положение, типичное сейчас для любой буржуазной конституции: депутат не ответственен перед избирателями и независим от них.

o Исключительными полномочиями Народного собрания объявлялись:

o составление и утверждение бюджета;

o решение вопросов войны и мира;

o определение численности и содержания армии;

o ратификация договоров с иностранными государствами;

o учреждение и упразднение государственных должностей;

o привлечение к уголовной ответственности перед Верховным судом министров и др. должностных лиц; законодательная деятельность.

o Устанавливались основные принципы законодательной процедуры: - законопроект, принятый Национальным собранием, подлежал утверждению королем; - королю предоставлялось право отлагательного вето. Если отвергнутый монархом законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Собрания, он приобретал силу закона.

Исполнительная власть

вручалась королю. Ему вверялось назначение и увольнение министров. Корольвозглавлял вооруженные силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями.

Король мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась контрасигнатура - распоряжения короля приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром, который и нес ответственность за принятое решение.

Избирательная система.

Депутаты Национального собрания должны были избираться на основе двухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались граждане от 25 лет, размеры дохода которых в зависимости от места проживания колебались от 100 до 200 рабочих дней. Или ценность нанимаемого или арендуемого имущества была не ниже стоимости 400 рабочих дней. Конституция закрепила новое административное деление страны на департаменты, дистрикты и коммуны. Управление на местах возлагалось на выборные органы, которые действовали под руководством и контролем соответствующих министров.

Судебная власть

вручалась выбранным на срок судьям. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Создавался также кассационный суд. Предусматривалось образование Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров и преступления, угрожающие безопасности государства.

36.

37.

После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны. Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом " президент Республики". 2. Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:
  • Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената;
  • Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти;
  • Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями.
Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти. Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством. Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75по-жизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был. 3. Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил. В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875г.: запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;
  • представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента;
  • был изменен порядок комплектования сената.
Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т. д.). Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели. Официальные конституционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки. Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения внутрипарламен-тской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений - председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т. д. Создавалась система комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.

 

38. Характер процессов периода 1813-1815 гг. в Германии, как и в целом в Европе, определялся успешной борьбой против наполеоновского владычества. Вместе с тем это была победа монархических государств, положившая начало всеобщей политической реакции на континенте.

Монархи, в чьих руках оказалась судьба послевоенного устройства Европы в целом и Германии в частности, видели свою задачу в возможно более полном восстановлении дореволюционных порядков. Но слишком глубоки были перемены. «Характерной чертой того времени была не реставрация... не восстановление прежних порядков, а сдерживание институциональных и общественных изменений, замораживание политических перемен в их наличном состоянии»[1].

На Венском конгрессе (сентябрь 1814 – июнь 1815 гг.) были подведены итоги бурной эпохи наполеоновского завоевания и освободительной войны. Этот конгресс собрал 216 представителей всех европейских государств. Ведущая роль на нем принадлежала России, Англии и Австрии. Интересы Пруссии представляли
К.А. Гарденберг и В. Гумбольдт. Была допущена к участию и побежденная Франция
(Ш. Талейран). Впервые в истории Европы все крупнейшие державы заключили общие договоры, на долгое время установившие границы государств.

Необычайная «многослойность» германской проблемы определялась целым комплексом международных и внутренних факторов. Исторически назревшая необходимость объединения страны отвечала интересам немецкого народа, прежде всего национальной буржуазии, но противоречила династическим интересам монархов.

Медленно продвигавшееся решение германского вопроса было неожиданно ускорено высадкой Наполеона с о-ва Эльбы на континент. Необходимость участия воинских контингентов германских государств в войне вынудило ведущих участников конгресса пойти на уступки немецким монархам, которым было обещано, что союзная конституция ни в чем не затронет их суверенных прав.

В Союзном акте 8 июня 1815 г. наиболее важные с точки зрения единства и общественно-политических преобразований вопросы были обойдены молчанием или сформулированы двусмысленно. «Своей гибкой и неопределенной фразеологией договор придал вид искреннего соглашения тому, что в сущности заключало в себе зародыш будущих размолвок, раздоров и весьма серьезных осложнений»[2].

Акт включал 20 статей и состоял из двух разделов: «Общие определения» (ст. 1-11) и «Особенные определения». Первый раздел вошел в Объединенный акт Венского конгресса. Он определял цели создаваемого Германского Союза как конфедерации немецких монархий и вольных городов (поддержание внешней и внутренней безопасности, независимости и целостности членов союза), полномочия Союзного собрания и его пленума, порядок их образования и процедуру деятельности. «Особые определения» (ст. 12-20) касались государственного устройства членов союза.

Важнейшей с точки зрения перспектив конституционного развития являлась ст. 13: «In allen Bundesstaaten wird eine landstä ndische Verfassung stattfinden».

Авторы отказались от революционного, по их мнению, слова Constitution, напоминавшего французскую революцию, и применили слово Verfassung, что могло означать и законодательный акт и устройство. Термин landstä ndische, производный от Landstä nde - «сословия земли», восходил к средневековому прошлому империи, когда под ним понималось феодальное совещательное собрание, которое созывалось монархом из представителей привилегированных сословий для «совета» при решении государственных вопросов. «В начале XIX столетия с торжеством (вслед за Венским конгрессом) идеи Священного союза – реакции, постановившей себе целью вернуть Европу к ее историческому прошлому, мы сплошь и рядом встречаем попытки, под предлогом дарования конституции, воссоздать порядки сословной монархии. В некоторых странах Германии это стремление выступает весьма откровенно в том факте, что сословные представительные собрания – именно сословные, а не классовые – оживают под средневековым названием Landstä nde (сословия земли)»[3].

Таким образом, ст. 13 давала возможность двойного толкования: «Во всех государствах союза будет иметь место сословное собрание (или сословная конституция – как законодательный документ) земли». Примечательно, что в одном из основных проектов Союзного акта 25 данная статья была сформулирована значительно решительнее: «Во всех государствах союза в годичный срок должно быть введено...». Однако позднее указание срока было исключено, а категоричное «должно быть» заменено неопределенным «будет». Содержание ст. 13 свидетельствовало вместе с тем, что учредители понимали необходимость успокоения прогрессивных кругов Германии обещанием реформ государственного строя.

Союзный акт 1815 г. стал одним из факторов, который более полустолетия препятствовал политическому объединению Германии.

Конституционная история членов Германского Союза в предреволюционный период представлена значительным числом конституционных актов различного объема и степени детализации, общим последствием которых был созыв в отдельных государствах представительных органов.

Еще до принятия Союзного акта, в 1814 г., конституция была введена в герцогстве Нассау. Таким образом, из 38 членов союза не обновили основные законы вольные города Любек, Бремен, Гамбург и Франкфурт, Мекленбург-Шверин, Мекленбург-Стрелиц, Гогенцоллерн-Гехитен, Ангальт, Рейс, Ольденбург, Гессен-Гомбург; в Австрии и Пруссии представительные органы были созданы на провинциальном уровне.

Причины появления перечисленных законодательных актов (в дальнейшем – конституции) различны, и отнюдь не на первом мосте стояло желание монархов как можно скорее выполнить требование ст. 13 Союзного акта. Главными на них были тяжелое состояние государственных финансов после освободительной войны, изменение территорий ряда германских государств, после которого стало незаменимым объединительное «свойство» конституции и представительного органа, а также новый уровень общественного сознания, требования буржуазии в широких слоев населения о необходимости контроля над правительством и участия в политической жизни.

Перекройка территорий германских княжеств в период наполеоновских реформ и Венского конгресса привела монархов, хотевших сохранить «приобретения», к убеждению, что «старые» и «новые» земли могут органически объединиться только тогда, когда подданные проникнутся общим государственный сознанием. А для этого необходима конституция и созыв представительного органа. Для первенцев конституционного законодательства – мелких западно- и среднегерманеких княжеств Нассау, Шварцбург-Рудольштадта, Шаумбург-Липпе, Саксен-Веймара, не получивших территориальных прибавок, особое значение имело стремление избавиться от притязаний крупных соседей, пытавшихся присоединить их. Несомненно, монархи учитывали желания либеральной оппозиции о введении конституций и представительных органов и, хотя последние не имели существенных прерогатив, они сыграли роль «выпускного клапана», а с точки зрения идеологической явились эффективным «предупредительным средством» против революции.

Финансовые причины германского конституционализма почти не исследованы в историко-правовой науке, между тем, но нашему мнению, именно они были доминирующими. В ходе войн с Наполеоном государственные долги отдельных монархий резко возросли. Для выхода из финансовых трудностей монархи вынуждены были перейти к системе налогообложения, санкционируемой представительным органом, а это требовало введения конституций.

Введение конституций улучшило положение государственного кредита германских государств. Крупным же монархиям, прежде всего Пруссии, удалось предотвратить конституционализм при помощи внешних займов, к которым король прибегал в критические исторические моменты; в частности в 1831 и 1845 гг. таковы были предоставлены банкирским домом Ротшильда, сыгравших роль «подпорки» Реставрации[4].

К перечисленным причинам введения конституций следует прибавить еще одну: в ряде государств (Кургессен, Саксен-Альтенбург, Саксония, Брауншвейг, Ганновер) конституции появились как прямое следствие революционных выступлений начала
30-х годов.

Немецкие конституции предреволюционного периода по объему и объектам правового регулирования разделяются на две основные группы. Одну составляют те, которые касаются только организации представительного органа и определения его полномочий (как правило, конституции мелких государств). Ко второй группе (Бавария, Баден, Вюртемберг, Саксония, Кургессен и др.) относятся конституции, отличающиеся высокой степенью детализации (статус представительного органа, полномочия правительства, права и свободы подданных, гарантии конституции, отношение государства к церковным, учебным и иным учреждениям, принципы и организация судебной власти и др.).

По способу введения в действие большинство конституций относились к октроированным, т.е. были введены монархами односторонне. Только некоторые (Саксен-Веймар, Вюртемберг, Саксония) вступили в силу после одобрения созванных специально для этого собраний.

Нормы, закреплявшие государственную целостность, как правило, открывали конституции. Так, § 1 саксен-веймарской конституции гласил: «Сословно-представительное устройство объединяет Beликое герцогство как единое целое». Встречались нормы о принадлежности к Германскому Союзу и обязанности исполнения постановлений Союзного собрания (§ 1-2, Баден).

Относительно формы правления и организации исполнительной власти конституции содержали схожие статьи о наследственной монархической власти, например: «Король является главой государства, объединяет в себе все права государственной власти и исполняет их, соблюдая конституцию» (§ 4, Вюртемберг). Широко распространена формула «личность монарха священна и неприкосновенна». Монарх символизирует государство своей персоной. Во всех без исключения конституциях он провозглашается главой исполнительной власти.

В большинстве немецких государств процесс преодоления сословных привилегий проходил замедленно в течение всего XIX в. и был завершен лишь в период буржуазно-демократической революции 1918 г. Отдельные конституции закрепляли отмену крепостной зависимости и феодальных повинностей крестьян, но ни в одной из них нет ни намека на отмену или ограничение прав «высших» сословий. Более того, конституции сохраняли сословную структуру. Вся представительная система (собрания лишь частично стояли из избираемых депутатов) была построена на базе сословного разделения общества.

Нормы об организации и полномочиях представительного органа – единственный и наиболее регламентированный институт, входивший во все конституции. Приблизительно треть из них предусматривали однопалатную систему, остальные – двухпалатную, где верхние палаты формировались по наследственному принципу, назначением монарха и отбором «по должности». Нижние только частично формировались на основе выборов, в которых участвовали только избиратели-мужчины. Устанавливались цензовые ограничения в избирательном праве: наличие недвижимости, определенного размера дохода, земельной собственности. Каждое сословие имело свои избирательные округа с разной нормой представительства.

Правом созыва собраний наделялись исключительно монархи. Полномочия представительных органов, как правило, касались законодательства (право «совета», «обсуждения», «согласия» на предлагаемые правительством законопроекты). Часто содержались нормы, которые обязывали монарха «испрашивать согласия» собраний на планируемый бюджет и размеры расходов.

Отдельные конституции содержали нормы, определявшие принципы организации и деятельности судебных органов. В конституциях Баварии, Саксонии и Кургессена этому были посвящены специальные разделы. § 1 разд. 3 (баварская конституция) формулировал принцип, почти дословно воспроизведенный в других немецких конституциях: «Правосудие исходит от короля. Оно осуществляется под высшим его наблюдением необходимым числом должностных лиц и судов в порядке инстанций, определенных законом». Провозглашалась независимость судей от исполнительной власти в пределах установленной для судов компетенции.

Институт охраны конституции определял систему гарантий реализации конституционных норм и в целом существования конституционного строя. В конституциях, как правило, имелись специальные разделы. В качестве гарантий предусматривалась присяга монарха, министров и чиновников, членов собрания исполнять, охранять и защищать конституцию, устанавливался ее текст и порядок принесения. В ряд конституций была включена уголовная ответственность за их нарушение, часть их ставилась «под гарантию» Германского Союза.

Определение прав и свобод подданных колебалось в конституциях в очень широких рамках. Так, в Конституции Шварцбург-Рудольштадта только вскользь упоминалось о «личных правах и правах собственности» подданных (§ 1). Но в конституциях второй группы имелись специальные разделы.

Нормы этих разделов по предмету регулирования можно разделить на несколько групп: приобретение и утрата подданства, равенство перед законом, свобода личности, свобода мнений, свобода собственности, выбора профессии и промысла, обязанности подданных.

Конституции декларировали, как правило, принцип равенства перед законом, прежде всего при обращении подданных в суд. Однако повсеместно встречались оговорки, предоставлявшие привилегии «высшим» сословиям; отступления от принципа равенства и избирательном праве (различные избирательные округа для сословий с разной нормой представительства, право наследственного занятия мест в собраниях и т. п.). Некоторые конституции содержали гарантии неприкосновенности личности против произвольных арестов и обысков (§ 15 – Баден, § 117 – Кургессен). Провозглашалась свобода совести с оговорками в отношении евреев.

Большинство конституций разрешали «в полном объеме» свободу печати. Но ограничения ее предусматривались или непосредственно самими конституциями, или специальными законами. Так, § 1 баварского Эдикта о свободе печати и книжной торговли провозглашал «полную свободу», а в § 2 следовало: «Исключением из этой свободы являются все политические газеты и периодические издания политического или статистического содержания. Последние подлежат установленной для этого цензуре»[5].

Государства гарантировали в конституциях защиту частной собственности, справедливую компенсацию в случае отчуждения ее для «общественных нужд». К обязанностям подданных конституции относили прежде всего уплату налогов, несение военной службы и защиту государства в случае вооруженных действий других государств.

 

Интенсивность политических процессов в германских государствах предреволюционного периода была различной. За относительно либеральным периодом 1815-1819 гг. следовало десятилетие, когда на основе решений Карлсбадской конференции министров небывало ужесточились преследования оппозиционных деятелей, свободомыслия в университетах, цензура. В революционный период 1830-1833 гг. начались в широком масштабе процессы, вершиной которых стала всегерманская революция 1848-1819 гг.: активизация деятельности буржуазных фракции в представительных органах и формирование общегерманских политических партий, становление оппозиционной политической печати.

Собрания, созываемые на основе конституций, проявляли усиливающееся непокорство; борьба монархов с ними носит непрерывный характер. Оппозиция в собраниях использует в своем противоборстве те слабые очаги, которые предусматривали конституции.

Итак, к середине XIX в. Германия продолжала оставаться политически раздробленной; отдельные государства Германского Союза различными темпами приобретали черты буржуазного государства. И Союзный акт 1815 г. способствовал сохранению раздробленности. Либерализация политических режимов, введение конституции и создание представительных органов в отдельных монархиях в дореволюционный период – все это убеждало буржуазию в возможности достижения требуемых ею преобразований путем реформ, постепенно, «доброй волей» монархов. С другой стороны, добившись уступок, буржуазия мелких и средних монархий не стремилась к объединению с крупными «неконституционными» монархиями из-за боязни потерять достигнутое: представительные органы, определенные политические свободы, возможность деятельности оппозиции и т. д. Отсюда – широкое распространение в этот период различных региональных течений либерализма.

Все это, вместе взятое, подготовило буржуазную революцию в Германии, хотя успех ее был проблематичным ввиду сильных консервативных позиций в Пруссии и Австрии.

 

39. В ходе революции в Германии был выдвинут вопрос о национальном объединении страны, об устройстве единой Германии. Сложным был вопрос о том, под чьей эгидой состоится объединение Австрии или Пруссии. Большая часть германской буржуа-зии поддерживала план создания «Малой Германии», т.е. объединения немецких государств под эгидой прусской династии Гогенцоллернов без включения Австрии.

В 1862 г. во главе правительства Пруссии был поставлен Отто фон Бисмарк (1815-1898), бундесканцлер, ответственный лишь перед президентом Северо-Германского союза, которым яв-лялся король Пруссии. Бисмарк приступил к объединению Германии «железом и кровью». Пер-выми шагами в объединительном процессе стали войны Пруссии с Данией в 1864 г. и Австрией в 1866 г. По Пражскому миру государства Ганновер, Гессен, Нассау, Франкфурт были присоедине-ны к Пруссии. Австрия устранилась от участия в решении германских вопросов. Пражский мир также предусматривал создание Северо-Германского союза из государств, расположенных север-нее р. Майн. Пруссия теперь стала неоспоримым лидером национального объединения Германии. Россия соблюдала нейтралитет и облегчала этим объединительный процесс Пруссии. В образо-ванном в 1867 г. Северо-Германском союзе Пруссия играла главенствующую роль, которая обес-печивалась прежде всего передачей ей командования над союзными войсками.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.