Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный строй Рима периода республики.






Смыслом организации власти римляне видели обеспечение гражданских прав и привилегированного положения полноправного жителя государства. Главную опасность этой свободе представляло единоличная и исполнительная власть. Римляне считали, что только народ в целом обладает верховной властью, поручая отдельной ее части, различным учреждениям и лицам. Этот принцип становится основой классической Римской республики.

Верховенство народа как коллективного правителя закреплялось политически и в первую очередь законодательно полномочиями народных собраний. В свою очередь в Риме существовало три вида народных собраний с разными непересекающимися полномочиями.

1. вид народных собраний. Куриатные комиции постепенно теряют свое значение о второго века до н.э. граждане на них практически не ходили, а для правомочности собраний было достаточно присутствие глав курий. К их компетенции относилось утверждение усыновлений, а также совершение формального обряда, предоставление должностных лицам избранных на Центуриатных комициях высшей власти.

2. вид народных собраний. Центуариальные комиции являлись …. Именно на этих собраниях избирали высших магистратов, принимали или отклоняли предложения магистратов об издании новых законов, объявляли войны, а также рассматривали жалобы по приговорам о смертной казни. Собрания проводились строго за стенами города в присутствии одного из высших магистратов. Первоначально голосование было открытым, а с конца второго века до н.э. тайным.

3. вид народных собраний. Трибутные комиции долгое время оставались демократическими собраниями граждан по территориальным округам. В них принимали участие все граждане собственники. Их компетенция постепенно расширяется и на ряду с избранием низших магистратов на них стали избирать народных трибунов, а также принимали некоторые законы.

Центральным учреждением республики был Сенат. Члены сената- сенаторы не избирались, а назначались, первоначально приемниками рексов- консулами, а сначала 443 года до н.э. особыми лицами- цензарами. В Сенат могли входить только главы традиционных общин, отвечавшие высшему имущественному цензу. Исторически Сенату отводилась роль учреждения, с которым советуются магистраты. Однако, в период республики Сенат далеко вышел за рамки совещательного органа и стал главным правительственным, а от части и главным распорядительным органом с некоторыми законодательными полномочиями. К ведению Сената относилось:

· общее попечение над культом;

· надзор за храмами и священными местами;

· финансовое управление (кроме распоряжения общенародной собственности);

· обеспечение безопасности и добрых нравов в городе;

· сенат являлся главным органом военно- организационного управления;

· ведал международными отношениями Рима;

· управлял подвластными Риму провинциями;

· рассматривал законодательные предложения магистратов, которые они вносили в народные собрания;

· мог выносить собственные заключения не требующие утверждения народными собраниями - сенатус- консультами.

· В особых случаях Сенат мог продлевать властные полномочия магистратов.

Заседание сената могло проходить только под председательством одного из высших магистратов, а именно: консула, претора, диктатора или военного трибуна.

Исполнительная власть в республике находилась в руках должностных лиц- магистратов.

Магистратуры делились на:

· Ординарные (обычные);

· Экстраординарные.

Все ординарные магистратуры характеризуются следующими чертами:

1. Отсутствие законодательных полномочий при широких правах в судебной и административной сферах.

2. Выборность. Все магистраты избирались на центуриатных или трибутных комициях.

3. Коллегиальность. Все магистратуры занимались определенным количеством должностных лиц и обладали равными полномочиями. Каждый магистрат мог принимать решение единолично, однако, оно могло быть отменено его коллегой по магистратуре.

4. Срочность. Все магистраты избирались на один год, кроме цензоров, которые избирались на полтора года.

5. Безвозмездность. Магистраты не получали за свою работу вознаграждения, что делало должности доступными только для весьма состоятельных людей.

6. Ответственность. По окончанию срока пребывания в должности магистраты предоставляли отчеты о своей деятельности.

7. Иерархичность. Вышестоящий магистрат мог отменить любое решение нижестоящего.

Власть любого магистрата была значительна, ее административным проявлением. Они имели право: задерживать не подчинившихся граждан, придавать их суду, налагать штрафы, налагать арест на имущество. Во главе всей системы магистратур стояли два консула их избирали на Центуриатных комициях сроком на один год. Консулы осуществляли военное командование и высшую административную власть. Они руководили деятельностью Сената, предлагали решения народным собраниям, созывали народные собрания. В случае войны один брал под свое попечение брал под свое попечение армию, а другой город. Основной обязанностью консулов считалось наблюдение за внутренней и внешней безопасностью города или его владений.

Должность претора была учреждена в средине четвертого века до н.э. и вскоре стала доступна плебеем. В отсутствии консулов преторы управляли городом по поручению Сената могли командовать армией, руководили судопроизводством. Преторы имели право издавать общеобязательные постановления, позволявшие решать дела в отсутствии закона или даже вопреки ему создавая тем самым новые нормы права (преторское право).

Первоначально преторов было два:

1. Городской претор- который рассматривал дела римских граждан.

2. Претор перегиронов- который рассматривал дела с участием иностранцев.

Развитие товарно- денежных отношений привело к увеличению количества преторов до восьми.

Особое место в системе магистратур занимали цензоры. Цензоры не обладали высшими полномочиями, однако их влияние на государство было огромным. Основным значением цензоров являлось исчисление ценза, т.е. составление списка по классам, что являлось основанием для причисления к гражданству, для допуска к сенатору и доступа в магистратуру. На такие решения цензоров не могло быть возражений, они не подлежали обжалованию. Цензоры также участвовали и в финансовом управлении.

Младшими из обычных магистратур считались квесторы. Первоначально это помощники высших магистратов без особой компетенции. Позднее они под контролем Сената заведовали казной, вели финансовые книги, расследовали некоторые уголовные дела, сопровождали консулов в военных походах.

Совершенно особое положение было у десяти народных трибунов- это были плебейские магистратуры, главной задачей которых являлось обеспеченье гражданских прав плебеев в условиях доминирования в государственных органах- патрициях. Они могли объявлять протесты на решение магистратур, сената и даже народных собраний. Имели право налагать запрещение (право вето). Решения на которое налагалось право вето не могло быть исполнено и отменялось. Личность трибуна считалась священной и неприкосновенной за его оскорбление даже словом полагалась смертная казнь.

Куриальные эдилы главным образом осуществляли полицейские функции в городе. Они следили за благоустройством, надзирали за рынками, организовывали зрелища. Они могли рассматривать дела о продаже на рынках рабов и животных. По этим вопросам они издавали особые распоряжения- эдикты, которые являлись важным источником частного права.

Еще существовало более 20 низших магистратур ведавших судебными делами, надзором за чеканкой монет, дорогами. В чрезвычайных ситуациях в случае военной опасности создавались экстраординарные магистратуры. В это время Рим отбрасывал весь демократизм государственной системы и переходил к единоличной власти. Экстраординарными магистратами являлись: диктатор и его помощник начальник конницы. Диктатор назначался одним из консулов по требованию сенатора сроком до полугода. Диктатору подчинялись все ординарные магистратуры. Диктатор не имел законодательных полномочий, однако его права в судебной и административной сфере были не ограничены, что подчеркивалось правом жизни и смерти над любым жителем государства. Диктатор не нес ответственности за свои действия.

Военная организация Рима основывалось на всеобщей воинской повинности. Все граждане с 17 до 46 лет были обязаны по своей центуре присутствовать на военных сборах или военных походах. От военной службы освобождались лица, занимавшие жреческие или магистерские должности, а также лица имевшие физические недостатки. Уклонение от воинской службы влекло продажу в рабство, а позднее крупные денежные штрафы и конфискацию имущества. Дезертирство, бегство с поля боя наказывались изгнанием или смертью. Войско проходило единообразную выучку, где особое внимание уделялось действиям в строю, правильной организации боя. Войны имели право на часть захваченных трофеев. В случае военных успехов по возвращению в Рим из ждал особый праздник- триумф.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.