Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Настройка






 

Если даже Вы сами не собираетесь заниматься настройкой, все равно прочтите эту главу. Она даст Вам представление о сути работы настройщика. Пара абзацев в конце главы поможет Вам квалифицированно оценить качество настройки Вашего инструмента.

" Неработающий настроечный ключ ржавеет в прямом и в переносном смысле." Такими словами заканчивается книга В.Г.Порвенкова " Акустика и настройка музыкальных инструментов". К сожалению, горькая правда. Настройка фортепиано требует навыков, которые, в отличие от умения ездить на велосипеде, теряются из-за отсутствия тренировки. Неопытный настройщик не только долго возится с инструментом и неточно настраивает. Беспорядочным вращением вирбелей он разнашивает гнезда вирбельбанка, сокращая срок службы пианино. Я бы посоветовал заниматься настройкой только в случае, если под Вашей опекой будет несколько инструментов. Иначе проще будет вызвать профессионала: подтягиватели струн встречаются чаще, чем регулировщики. Если же профессионала поблизости нет (или есть, но такой, что лучше бы не было), наберитесь храбрости и терпения - не боги горшки обжигают. Вопреки распространенному мнению, для настройки не требуется специального музыкального образования и особо выдающегося слуха. Я никогда не учился музыке и с трудом подбираю простенькие песенки. Тем не менее, я убедился на собственном опыте, что выработать в себе специфический слух настройщика - это реально. Первоначально предполагалось, что я буду заниматься регулировкой, а моя жена с ее консерваторским образованием – настройкой. Но вскоре я начал слышать отклонения от идеала лучше, чем она. Удивляться тут нечему: десятилетия игры на расстроенных инструментах притупляют слух. Кроме того, слух настройщика и слух музыканта – не одно и то же.

Конечно, передача ремесла настройщика " из рук в руки" проще и надежнее, но постараюсь быть предельно понятным.

 

Теория

Все, наверное, знают из школьного курса физики, что " звук - это колебания воздуха определенной частоты". Но это лишь часть истины. Если Вы изучали высшую математику, то, возможно, помните: " Любое колебание может быть представлено в виде суммы синусоид с частотами, кратными основной". Чтобы подтвердить теорию практикой, проделайте простенький опыт с шестой гитарной струной. (Можно с любой другой, но с ней удобнее.) Слегка прикасаясь пальцем левой руки к середине струны (над двенадцатым ладом), правой рукой ущипните эту струну близко к нижнему порожку. Вы услышите звук на октаву выше того, который издает открытая струна, так как палец глушит колебания целой струны, и становятся ясно слышны колебания каждой ее половины. Теперь - то же самое на седьмом или восемнадцатом ладу (треть струны). Эти звуки на квинту выше предыдущего. На пятом ладу – еще на кварту выше. Можно найти 1/5, 1/6 струны (и т.д.) и услышать еще более высокие звуки. Все это – обертоны, звуки, которые присутствуют и в звучании открытой струны, сливаясь между собой и с основным тоном в своеобразный многозвучный аккорд, который мы привычно воспринимаем как один звук. Попутно мы узнали, что октава – это два звука с соотношением частот 1/2, квинта – 2/3, кварта – 3/4.

7 октав фортепиано равны 12 квинтам. Можете убедиться сами, начав считать с самой нижней клавиши пианино – ЛЯ субконтроктавы. Отсчитайте семь октав – попадете на ЛЯ четвертой октавы. Двенадцать шагов по квинтам приведут Вас туда же (МИ-СИ-ФА#-ДО#-СОЛЬ#-РЕ#-ЛЯ#-ФА-ДО-СОЛЬ-РЕ-ЛЯ). Но 7 октав – это соотношение частот 1/27=1/128, а 12 квинт – (2/3)12=1/129, 7463..., т.е. немного больше. Поэтому невозможно настроить фортепиано так, чтобы квинты были натуральными (ровно 2/3). Все они несколько " сужены", а кварты, соответственно, " расширены". Они - как, впрочем, и все остальные интервалы (кроме октавы) - не натуральные, а " темперированные". Именно благодаря изобретению темперированного (равномерного) строя стало возможным использование всех двадцати четырех тональностей.

Еще один математический факт: когда звучат два разных по высоте звука, мы слышим кроме них еще и колебания с частотой равной разности между частотами исходных звуков. (если не верите – можете поискать в учебнике математики формулу синуса разности). В случае, если эти частоты отличаются друг от друга на несколько колебаний в секунду, на слух это воспринимается, как периодические изменения громкости – биения, вибрато. (Вспомните звучание аккордеона, где каждый звук создается двумя-тремя язычками, слегка расстроенными относительно друг друга.) Биения возникают не только в неидеальных унисонах, но и в других интервалах. Если, например, ля1 настроена точно по камертону – 440гц, а ля2 – не 880, как должно быть, а 881, мы услышим биения между первым обертоном нижнего звука и основным тоном верхнего – 881-440х2=1гц. Если очень вслушиваться, можно различить и биения между более высокими обертонами: 881х2-440х4=2гц, но они менее заметны на фоне основных. К слову, 441- 440=440-439, т.е. по биениям невозможно определить, настроена струна выше или ниже, чем требуется. В неточной квинте биения создаются между вторым обертоном нижнего звука и первым – верхнего. К примеру для пары ля1 и ми2 – 440х3-661х2=2. Как Вы уже, вероятно, догадались, цель настройки – устранить биения в унисонах и октавах, а в квинтах и квартах (поскольку они не чистые, а темперированные) свести их к требуемой величине (для середины клавиатуры квинта сужена примерно до одного биения в секунду, кварта расширена до полутора биений).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.