Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Настройка унисонов






Медленно, вслушиваясь в каждый звук, сыграйте все звуки подряд в середине диапазона (малая, первая, начало второй октавы). Остановитесь, как только Вам встретится расстроенный унисон, т.е. как только Вы услышите биения. Заглушая пальцем поочередно крайние струны хора, определите, какая из них звучит фальшиво. (Мы рассматриваем сейчас лишь тот случай, если Ваш инструмент недавно был настроен и подстройки требуют лишь отдельные струны. Чаще всего это именно крайние струны трехзвучных хоров.) К сожалению, заглушить только среднюю струну и прослушать звучание пары крайних струн невозможно. Поэтому, если обе пары (левая-средняя и правая-средняя) дают биения, то либо виновата только средняя, либо расстроены две или три струны этого хора. Без сравнения со звучанием других клавиш определить это Вам не удастся (см. Настройка октав).

Итак, Вы определили, какая из струн фальшивит. К примеру, левая. Тогда Вы заглушаете правую, вставив клинок между ней и левой струной соседнего хора. (Вообще-то нет принципиальной необходимости заглушать при подстройке одну из двух звучащих в унисон струн. Но биения слышны лучше между звуками одинаковой громкости, поэтому на первых порах подстраивать струну к одной струне легче, чем к двум.)

Клинки вставляются чуть выше демпферов, здесь они лучше глушат звук, чем в начале струны. В дискантах, где демпферов нет, клинки вставляют на том уровне, где располагались бы демпфера. Восемь-девять демпферов справа настолько близко находятся к месту удара молотков по струнам, что клинышек там не вмещается. Вот тут-то и пригодится Вам клинок на ножке. Пальцем отведите демпфер назад и вставьте клинок на уровне демпфера. Вставляйте клинок несколько наискось; так он лучше держится.

Встаньте правым боком к пианино, плотно наденьте ключ на вирбель (не перепутайте, на какой!!!). Ручка ключа должна при этом находиться несколько левее линии продолжения струны. Дело в том, что струна тянет вирбель вниз. Если ручку ключа расположить справа, то, вращая его, Вы прикладываете усилие, направленное также вниз; это усилие, суммируясь с натяжением струны, сминает гнездо вирбельбанка. Пальцами правой руки возьмитесь за ручку ключа, локтем обопритесь на пианино.

Со средней силой ударьте пальцем левой руки по клавише и, постоянно вслушиваясь в звук, медленно поворачивайте ключ по часовой стрелке. Биения при этом будут становится все более редкими и слабыми и, наконец, в один прекрасный момент исчезнут совсем. Если Вы не успели достигнуть унисона пока звук слышен, нажмите клавишу еще раз. Никогда не поворачивайте ключ, не слыша звук!!! Частые биения слышны очень отчетливо, чем реже они становятся, тем все труднее их различить. В момент исчезновения биений Вы услышите характерное изменение тембра, звук как бы становится тише, " проваливается". Если Вы сомневаетесь, достигли ли унисона, проверьте качество его настройки, сравнив по тембру звучание одной струны со звучанием двух струн хора. Если Вы ощутите разницу в тембре, унисон настроен плохо. Натренировав свой слух, Вы сумеете расслышать биения не только между основными тонами, но и между обертонами. С увеличением номера обертона частота биений увеличивается, и при небольшой расстройке хоть как-то заметны только они.

Когда в кино мимоходом показывают работу настройщика, выглядит это примерно так: жуткий диссонанс чуть ли не в полтона. Настройщик крутит ключ на пол-оборота, и диссонанс постепенно превращается в благородный унисон. Режиссера можно понять: настройка фортепиано для показа в кино непригодна. Во-первых, никто не станет доводить строй до такого состояния, что его " неидеальность" заметна даже зрителю с последнего ряда, во-вторых, движения ключа настолько малы, даже микроскопичны, что со стороны почти не видны. Если я говорю " поворот ключа", то имеется в виду движение ручки на миллиметры и доли миллиметра, а при подходе к унисону – даже не вращение, а почти незаметные толчки в направлении не вправо – влево, а вправо-вверх или влево-вниз, чуть-чуть как бы изгибая вирбель.

Многие слышали (вероятно от гитаристов), что перетянутую струну настраивают, предварительно спустив ее несколько ниже, чем надо – при подходе к унисону " снизу" строй держится лучше. Надо лишь добавить, что поворот ключа по часовой стрелке – не последнее, а предпоследнее движение. Дело в том, что после натягивания струны верхняя нерабочая ее часть из-за трения на клангштабике (см. рис.1) оказывается натянута чуть сильнее, чем рабочая; а вирбель несколько скручен. Легким нажатием пальца на рукоятку ключа влево-вниз Вы снимете это напряжение и оставите вирбель в более стабильном положении. В старом инструменте, в котором колки вращаются чересчур свободно, это действие приведет к незначительному понижению высоты звука. В таком случае Вам придется чуть-чуть перетянуть струну, чтобы она при последнем движении вернулась в нужное положение. Умение оставлять вирбель в устойчивом положении приходит с опытом. Ни в одной книге по настройке я не встречал исчерпывающего описания, да и сам не берусь изложить на бумаге ощущения кончиков пальцев. Настраивайте, и опыт придет сам собой.

Если Вы перетянули-таки струну, спускайте ее чуть-чуть, на 1-2 биения ниже унисона, не больше. И не забывайте: " Не поворачивайте ключ, не слыша звук! "

Сравнительно легко настраивать унисоны в середине клавиатуры. В дискантах Вас ждет несколько дополнительных трудностей. Во-первых, время звучания струны меньше, нет времени вслушаться в биения. Во-вторых, чувствительность уха к высоким звукам хуже, чем к середине диапазона. В-третьих, движения ключа мельче, легко проскочить нужное положение.

В-четвертых, в дискантах (как и в басах) заметнее так называемая негармоничность струн. Дело в том, что частоты обертонов не точно кратны основной частоте. Объясняется это неравномерностью струны, овальностью ее сечения и т.д. Причем дело не в плохом качестве инструмента. Впервые это явление было исследовано американским ученым О.Л. Рейлсбеком на фирме Стейнвей, где, надо полагать, не самые плохие струны. Из-за негармоничности струн точная настройка унисона невозможна в принципе: совмещаете основные тоны - биения дают обертоны, совмещаете одну из пар обертонов – биения дают все остальные. Встречаются струны, которые звучат с биениями даже в одиночестве. Настройте сначала две другие струны хора, а затем подстраивайте к ним вашу уродину, добиваясь минимума заметности биений.

Самые короткие струны, особенно на малогабаритных инструментах, настраивать очень трудно. Звук угасает настолько быстро, при этом стук от удара молотка настолько мешает, что расслышать биения практически невозможно. Возможно, Вы сумеете расслышать " ушедшую" струну, извлекая поочередно звуки хора щипком ногтя.

Несколько иные сложности при настройке басовых струн. Чувствительность уха к низким звукам невелика, и в звучании нот контроктавы и субконтроктавы мы слышим не столько основной тон, сколько массу высших обертонов. Разобраться в этой " звуковой каше", да еще и при негармоничности струн просто невозможно. Я бы посоветовал вслушиваться не в биения, а в общий тембр. Не знаю, как это называется научно, я бы сформулировал это так: при достижении унисона " злое рычание" превращается в " доброе рычание".

 

Настройка октав во многом сходна с настройкой унисонов. Но есть и некоторые отличия. В унисонах оба звука принадлежат одному хору, извлекаются одним ударом молотка, а в октавах – разные молотки, разные клавиши, разные пальцы. Как Вы помните, биения лучше слышны в звуках одинаковой громкости. При настройке унисонов (струна к одной струне) одинаковая громкость обеспечена. При настройке октав об этом придется позаботиться Вам. С той же целью удобнее всего брать октаву неодновременно: извлечь нижний звук чуть раньше верхнего. В том случае, если Вы подстраиваете верхний звук октавы к уже настроенному нижнему, оставьте в нижнем звуке незаглушенной только одну струну. Если, наоборот, эталоном служит верхний звук октавы, лучше сначала настроить в унисон все три струны его хора и потом подстраивать нижний звук к этому унисону.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.