Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аффекты и объектные отношения






 

Начало современному пониманию взаимосвязи аф­фектов и объектных отношений положил Спитц своей концепцией взаимодействий матери и младенца (1962, 1963). Он стремился акцентировать важность двусторон­него процесса невербальной значимой коммуникации — аффективного диалога между матерью и младенцем, вли­яющего на них обоих и образующего основу для объек­тных отношений ребенка. Говоря об объектных отноше­ниях, мы уже упоминали, что Спитц впервые ввел эту концепцию при обсуждении эксперимента Харлоу с де­тенышами обезьян, которых растили с использованием неодушевленных суррогатных матерей; тогда Спитц ука­зывал, что отсутствие аффективного диалога между мла­денцем и суррогатной матерью имело масштабные раз­рушительные последствия для развития обезьяньих дете­нышей.

Как мы уже говорили выше, взаимодействие мате­ри и младенца является основой для развития чувства «я» и объектных отношений. Если эта основа не была установлена или разрушилась, это приводит к аффектив­ным расстройствам, а также к искажениям развития ряда психических структур, как показали Анна Фрейд (1941, 1942, 1949), Спитц (1946а, 1946b), Харлоу (1960а, 1960b), Харлоу и Циммерман (1959), Боулби (1960b, 1961, 1969) и многие другие более поздние исследователи.

Интересные результаты были получены в исследо­ваниях, специально посвященных роли аффектов во вза-

 

– 192 –

 

имодействиях матери и младенца. Например, выяснилось, что матери «настроены» воспринимать выражения эмо­ций младенца и отвечать на них «заранее», то есть уже тогда, когда собственно эмоций еще нет. В начале внеутробной жизни поведение новорожденного в основном обусловлено эндогенными, рефлекторными поведенчески­ми паттернами, зависящими от текущего состояния, такими, как неподвижность или беспокойные движения. Начиная с примитивных паттернов, младенец прогресси­рует к все более явной лицевой экспрессии, к экспрес­сии через звуки и телесные движения. Эта экспрессия стимулирует здоровую нарциссическую и эмпатическую идентификацию матери с младенцем, благодаря которой она чувствует его внутреннее состояние. Таким образом, поведение младенца способствует установлению взаим­ной аффективной системы обратной связи между ним и средой, обеспечивающей его выживание (Basch, 1976; Call, 1984).

Младенцы также «настроены» воспринимать мате­ринские эмоции и их поведение показывает, что они ожидают увидеть выражение эмоций на лице матери. Можно наблюдать, как уже в трехмесячном возрасте мла­денец проявляет беспокойство, затем замыкается в себе и затем пытается вернуть внимание матери. Это видно в эксперименте, который мы описывали ранее, когда мать по инструкции должна вдруг сделать «каменное лицо» во время аффективного общения (Tronick et al., 1978). Ко второй половине первого года жизни младенец про­являет способность пользоваться восприятием эмоций матери для того, чтобы проверять себя и получать под­держку (Mahler et al., l975), а также по выражению ее лица ориентироваться, продолжать ли свои действия, когда ситуация становится незнакомой, — этот аффек­тивное взаимодействие называется «социальным соотне­сением» (Scree et al., l981; Emde and Scree, 1983).

Штерн, описывая свой взгляд на взаимодействия матери и младенца, вводит термин «аффективная на­стройка». Это способность матери соответствовать в сво-

 

– 193 –

 

ем поведении темпу и интенсивности проявлений мла­денца и его внутреннему эмоциональному состоянию без буквальной имитации его поведенческой экспрессии (1984, стр. 7). Отсутствие соответствия или настройки, приводит к наблюдаемым нарушениям состояния или игры младенца. По мнению Штерна, аффективная на­стройка — это важное условие благоприятного развития, так как она помогает младенцу понять, что «внутренние эмоциональные состояния — это формы человеческого опыта, которые можно разделить с другими людьми» (1985, стр. 151). Аффективная настройка осуществляется с помощью невербальных метафор и представляет собой необходимый шаг в освоении символов и языка. Взяв за основу концепцию диалога матери и младенца Спитца и тщательно изучив ее, Штерн добавляет к описанию это­го диалога ряд новых деталей.

 

РЕЗЮМЕ

 

Аффекты представляют интерес не только для пси­хоанализа, и мы кратко перечислили ряд дисциплин, где они изучались. Об интересе к этой теме свидетельствует появление в течение последних ста лет множества тео­рий аффектов, при этом взгляды на аффекты остаются весьма противоречивыми. Мы указали, что согласно пси­хоаналитическому подходу, внутрипсихическое значение и переживание аффекта не являются следствием движе­ний лицевых мышц или возбуждения нейронов. Аффек­ты взаимосвязанны с влечениями, функционированием Эго и объектами и приобретают для каждого индивиду­ума специфическое значение в ходе его развития.

Обратимся теперь к развитию функционирования аффектов, в особенности, к эволюции сигнальной функ­ции аффектов.

 

– 194 –

 

Глава 9

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.