Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подфаза практики






 

Овладение прямохождением продвигает младенца к тому, что Малер охарактеризовала как фаза практики. Проявления эмоциональной приподнятости и избытка чувств типичны для этого времени, когда начинающего ходить ребенка опьяняют его собственные способности, когда он очарован миром и своими ежедневными от­крытиями. Взаимоотношения между матерью и ребенком включают в себя прогрессивно расширяющееся разнооб­разие и взаимный обмен чувств и действий. Ребенок обретает способность уходить от матери и возвращаться

 

– 131 –

 

к ней, исследует все более расширяющийся мир и зна­комиться с переживанием физической разлуки и с ее психологическими последствиями.

К концу фазы практики, между пятнадцатым и восемнадцатым месяцем, ребенок обретает способность более надежно сохранять и воспринимать образ матери, отделенной от него самого и его ближайших действий, что предполагает большую способность к выявлению представлений о себе самом и об объектах. Малер и МакДевитт (1968) использовали поведение прямоходяще­го ребенка во время коротких разлук с матерью как ос­нование для этого заключения. В отсутствие матери, ре­бенок проявляет то, что Малер и МакДевитт назвали «ключевым снижением» (1968), уменьшением интереса к окружающей среде, возрастанием чувствительности к не­значительным злоключениям и озабоченностью. Малер вывела из этого поведения, что начинающий ходить ре­бенок может теперь в течение некоторого времени удер­живать, пробуждать и начинать использовать внутрипси­хический образ матери, которого в ее отсутствие доста­точно для поддержания некоторой степени благополучия; он более не требует ее постоянного присутствия (McDevitt, 1975). Бурлингем и Фрейд (1944) отмечали, однако, что разлука с матерью в течение какого-либо продолжитель­ного периода времени может подорвать данное взаимо­отношение вредоносным образом, и это может иметь длительные последствия. По возвращении к матери ре­бенок может смотреть на ее лицо с каменным безразли­чием, как если бы она была для него совершенно незна­комым человеком, намекая не на то, что внутреннее представление о ней исчезло, а на то, что изменилось его внутреннее отношение к ней. Индивидуация быстро протекает во время второго года жизни, и Малер описы­вает, как после фазы практики, ребенок преодолевает финальный процесс «психологического рождения» (Mahler и др., 1975). Возникает новое поведение: начинающий ходить ребенок приносит материальные объекты матери и хочет, чтобы она участвовала в совместном исследова

 

– 132 –

 

нии и открытии; интерес к людям, отличающимся от матери, к отцу, к братьям и сестрам и к другим детям становится явно выраженным; также появляются попыт­ки имитировать мать или отца. Такое поведение предпо­лагает, что нарастает консолидированная и относительно стабильная репрезентация себя и другого. Пиаже (1952) пришел к выводу, что ребенок может теперь манипули­ровать реальностью с помощью мысли, а не только с помощью действий, что также говорит в пользу заклю­чения об интегрированном психическом представлении себя и другого.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.