Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дэниэл Штерн






 

Штерн — один из современных исследователей младенчества, изучающий объектные отношения первых трех лет жизни. Но в отличие от тех, кто изучает от­дельные стороны проблемы, Штерн сформулировал це­лостную теорию первых стадий развития объектных от­ношений. В противоположность концепциям, берущим начало в структурной теории Фрейда, и представлению о том, что внутрипсихические структуры происходят от межличностных взаимодействий, Штерн делает акцент на внутреннем субъективном опыте младенца и на межлич­ностном контексте. В его концепции центральная роль чувства собственного «я», присутствующего в некоторой степени с самого рождения, «не может быть уменьшена или ослаблена проблемами развития Эго или Ид» (1985, стр. 19), так как, по мнению Штерна, «я» — это первич­ный организующий принцип. Штерн опирается в своих разработках на обильный фактический материал из тща­тельно и весьма изобретательно построенных своих и чужих лабораторных экспериментов с младенцами и их матерями.

Делая на основе этих наблюдений выводы о субъективной жизни младенца, Штерн говорит, что но­вые формы поведения и способности, появляясь, орга­низуются и трансформируются в субъективные позиции чувства собственного «я» и восприятие другого, выпол­няющие организующую функцию. Штерна особенно ин­тересует межличностный контекст новых субъективных позиций; акцентируя его важность, он выдвигает идею, что каждое новое чувство собственного «я» определяет новую форму, или сферу влияния или активности — так «ощущение себя и других» развивается вместе с чувством

 

– 120 –

 

собственного «я» и восприятием другого. Хотя каждое (новое) чувство собственного «я» и новая сфера соци­альной принадлежности появляются в течение соответ­ствующего периода развития, Штерн подчеркивает, что не следует рассматривать их как фазы: это скорее фор­мы восприятия собственного «я» и формы социального взаимодействия, которые, возникнув, на всю жизнь ос­таются неизменными организующими принципами.

Штерн рассматривает четыре чувства собственного «я»: чувство проявляющегося «я» — от рождения до двух месяцев, чувство коренного «я» — от двух до шести ме­сяцев; чувство субъективного «я» — начинается в семь-девять месяцев; чувство вербального «я» — начинается в пятнадцать-восемнадцать месяцев. Вместе с чувством проявляющегося «я» возникает непосредственная принадлежность. Вместе с коренным «я» возникает сфера ко­ренной принадлежности. Субъективная принадлежность сопутствует чувству субъективного «я», а пространство вербальной принадлежности появляется одновременно с чувством вербального «я».

Во многих отношениях Штерн находился под вли­янием трудов и воззрений Спитца, Боулби, Анны Фрейд и Малер и опирался на их работы. Он опирался на их представление о процессе развития — его последователь­ные фазы начинаются в те же переходные моменты раз­вития; кроме того, он уделял огромное внимание взаи­модействиям младенца с матерью. Однако Штерн обо­собляет себя от этих ученых. Он считает существующие психоаналитические теории развития более или менее бесполезными, нуждающимися в полной перестройке и использует набор порой неясных метафор, изобретенных им самим. То есть он заменяет один жаргон другим. Отчасти критика Штерном психоаналитических теорий развития справедлива, но, как замечает Сольнит, Штерн использовал эту критику, чтобы искусственно обострить дебаты между психологией развития и психоанализом (1987b). Притом в силу недостаточной историчности сво­его подхода он не может оценить многие значительные

 

– 121 –

 

изменения в психоаналитической теории развития, про­изошедшие с 1900-х годов под влиянием критики, схо­жей с его собственной. Поэтому у него очень ограни­ченное понимание психоанализа. Наконец, по нашему мнению, его упор на субъективность и межличностное за счет интрапсихического ведет к недостаточному учету вклада внутренних сил в процесс развития, особенно в процесс интернализации.

С другой стороны, лабораторные исследования младенцев и их матерей, проведенные Штерном, значи­тельно дополнили наши знания о раннем развитии. Его внимание к взаимодействию матери и младенца и к саморегуляторным способностям младенца позволила уг­лубить наше понимание возникающего чувства «я» и развития Эго.

 

РЕЗЮМЕ

 

Эволюция теорий объектных отношений начинает­ся с самого психоанализа. Это долгий и трудный путь, берущий начало в самых ранних воззрениях Фрейда, выраженных в его «Проекте научной психологии» (1895b). Взгляды на взаимосвязь между объектными отношения­ми, инстинктивными влечениями, аффектами, формиро­ванием психической структуры и чувством собственного «я», а также на взаимосвязь между внутрипсихическими процессами, ассоциированными с объектными отноше­ниями, и межличностными отношениями, весьма проти­воречивы.

В этой главе мы рассказали о представлениях раз­личных современных школ объектных отношений. Их теории, выросшие на почве наблюдений за младенцами и маленькими детьми, послужат основой для обсуждения эволюции объектных отношений в ходе развития и об­суждения развития чувства собственного «я», которым посвящены следующие главы.

 

– 122 –

 

Глава 6

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.