Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структурная модель и психосексуальность






 

Достаточно скоро после предложения теории двой­ственных влечений, Фрейд сформулировал структурную гипотезу. В ней инстинктивные влечения были объеди­нены под началом «Ид». Существует много нерешенных проблем относительно современного психоаналитическо­го понимания Ид (см. Arlow and Brenner, 1964; Schur, 1966; Hayman, 1969). He пытаясь пока решить эти воп­росы, мы полагаем, что полезно было бы рассматривать

 

– 57 –

 

Ид как нечто меньшее, чем «кипящий котел» и большее, чем система мотиваций, заключающая в себе процессы, которые имеют некое властное качество, а именно фун­кцию принуждения сознания к действию в поисках удов­летворения. Левальд (Loewald) делает сходное предполо­жение, выдвигая довод, что Ид — это некое формирова­ние, связанное с действительностью и объектами (1971, 1978). То есть, инстинктивные влечения организованы в пределах объектных отношений, а также преобразуют объектные отношения и действительность. Он подчерки­вал, что как психический представитель раздражителей организма, инстинкт является некоей психической си­лой, побудителем, который может быть назван самым примитивным элементом или единицей мотивации (1971, стр.119). В этом смысле Ид и инстинкты вносят вклад в организацию сознания (ментального аппарата) и органи­зуются им.

При введении структурной теории Фрейд признал (1923b), что сексуальное развитие включает в себя гораз­до больше, чем он до этого предполагал. Следовательно, назрела необходимость в значительной ревизии. Он осоз­нал, что ему нужно не только принять во внимание сдви­ги в эрогенных зонах и связанные с ними желания и фантазии; но он должен был рассматривать развитие дет­ских отношений к объектам, развивающуюся интернали­зацию запретов на выражение влечения, интеллектуаль­ные попытки ребенка прийти к соглашению с сексуаль­ными и агрессивными импульсами. Затем сексуальное или либидное развитие стало психосексуальным развити­ем, относящимся к организации с удачными стадиями развития, в которой объединяются все эти факторы.

Концепция психосексуального развития постепен­но изменила взгляды аналитиков на стадии развития либидо. Тогда как в ранних изложениях теории либидо описывали отдельные стадии (Sterba, 1942), наблюдение за младенцами и детьми привело к осознанию того, что все три эрогенные зоны (оральная, анальная и гениталь­ная) в некоторой степени активны с первых месяцев

 

– 58 –

 

жизни и наблюдаются лишь пики относительного увели­чения (Greenacre 1952a). Доминирование одной органи­зации над другой отчасти определяется созреванием, но гораздо раньше, чем какой-либо тип организации дос­тигает доминирующего положения, уже может проявить­ся какая-нибудь характерная функция. Кроме того, каж­дая стадия, смешиваясь со следующей, взаимопереплета­ется с ней, поэтому, когда развитые позднее удоволь­ствия становятся центральными, более ранние источни­ки удовольствия сохраняются или остаются вполне дей­ственными.

Общепризнанно, что теория двойственных влече­ний Фрейда помогает в клинической практике, но ее также многие критикуют. Особо сильным нападкам под­верглись «квазифизиологические» аспекты этой теории, в которых утверждалось, что энергетические силы ищут разрядки (S. S. Klein, 1976b, Rosenblatt and Thickstun, 1977; Compton, 1981a, 1981b). Другим уязвимым пунктом стало утверждение, что теория двойственных влечений одина­ково применима и к нормальным, и к патологическим случаям. Питерфройнд (Peterfreund, 1978) и Милтон Кляйн (Milton Klein, 1980) полагали, что существует не­обходимость в некоей раздельной теории. Критиковалась также и эволюционная природа фрейдовской модели, на основании того, что она предполагает главенство гетеро­сексуальной генитальной сексуальности и рождение по­томства, а все другие формы сексуальных удовольствий — это ответвления, они недоразвиты или ненормальны в ином смысле (Schafer, 1974).

Тем не менее, даже перед лицом такой критики фрейдовская схема двойственных влечений и теория пси­хосексуального развития остаются ценными для многих аналитиков и используются в клинической практике. Это особенно верно, если система инстинктивных влечений, Ид, согласно структурной модели, рассматривается как Среда для нескольких одновременно возникающих сис­тем. Теория инстинктивных влечений облегчает клини­ческую необходимость различать разнообразные виды

 

– 59 –

 

импульсов и их источники, облегчает понимание значе­ния раздражителей, чувств, защит различной силы, а так­же структуру конфликтов пациента и симптомов в кон­тексте взаимосвязанного развития. Таким образом, все это увеличивает точность и эффективность вмешатель­ства аналитика.

Ясно, что сегодняшняя теория психосексуального развития гораздо более совершенна, чем первоначальная версия теории либидо; она была коренным образом из­менена при накоплении информации о развитии в ран­нем детстве; было достигнуто большее понимание Эго и других областей, о которых рассказывается в следующих главах этой книги. Действительно, стало уже невозмож­но говорить о развитии влечения без ссылок на все фазы развития и на все другие области. Соответственно, в сле­дующих главах мы будем помнить о прогрессе влечения и не забудем о его связи с процессами других аспектов развития. Мы будем использовать термин «влечение» или «инстинктивное влечение», чтобы обозначить некое пси­хическое представление, имеющее мотивационное воздей­ствие, и не будем упоминать энергетические силы, ищу­щие разрядки.

 

– 60 –

 

Глава 4

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.