Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Психосексуальность: теоретический обзор






 

В те времена, когда господствующие социальные, научные и психологические взгляды подразумевали, что детство свободно от любых проявлений сексуальности, высказанная Фрейдом противоположная точка зрения не могла не вызвать шока и не спровоцировать целую бурю сопротивления. Тем не менее, Фрейд продолжал разраба­тывать теорию либидо, в которой подчеркивал влияние сексуальности на психическую жизнь. Его клинический опыт и опыт самоанализа, фантазии и ассоциации паци­ентов, их воспоминания о детстве — все это позволяло сделать вывод о том, что сексуальные побуждения обес­печивают мотивацию для психического функционирова­ния. Он предположил, что в основе сексуального поведе­ния лежит особый вид силы или психической энергии и предложил назвать эту энергию «либидо». «Либидо», по его мнению, являлось важнейшим фактором для развития личности. Именно благодаря «либидо» сексуальные стрем­ления начинаются в гораздо более раннем возрасте, чем предполагалось до этого. Более того, Фрейд убедился, что многие отклонения в функционировании взрослых явля­ются последствиями превратностей развития ранней детс­кой сексуальности. Из-за своей болезненно-конфликтной природы ранние сексуальные опыты и фантазии, по боль­шей части, недоступны сознательным воспоминаниям и являются жертвой детской амнезии. Отсюда следует глав­ная цель психоаналитика: открыть и интерпретировать пациенту это, в большей части сексуальное, содержание его Бессознательного.

 

– 47 –

 

На протяжении почти сорока лет концепции, зак­люченные в теории либидо, обеспечивали основу для развития психоаналитической мысли и технических про­цедур психоанализа. С введением структурной гипотезы и теории двойственных влечений, в которой агрессив­ный и сексуальный влечения наделялись одинаковым статусом, «инстинктивные влечения» (название, обозна­чающее сексуальные и агрессивные стремления) были локализированы в пределах области Ид, которая, по боль­шей части, хотя и не полностью, заключает в себе бес­сознательную систему топографической модели.

С выходом работ Анны Фрейд (1936) и Хайнца Хартманна (1939), в которых подчеркивалась важность функционирования Эго, начали расширяться теоретичес­кие основы психоанализа, а теория Ид и либидо отсту­пила с позиции единственной меры психоаналитическо­го понимания. Тем не менее, большинство психоанали­тиков продолжали ее учитывать при теоретических и те­рапевтических изысканиях. Даже сегодня, после вполне убедительной критики теории либидо, концепция психо­сексуального развития и инстинктивных влечений в пол­ной мере используется в клинической практике.3

Существует много прекрасных изложений теории либидо (Sterba, 1942, Fenichel, 1945, стр. 33-113). Мы выделим, главным образом, те аспекты, на которые уже оказали воздействие недавние исследования и которые тесно связаны с другими системами развития.

Фрейд использовал термины энергии — сохране­ние, размещение, разрядка — как метафоры для психи­ческого функционирования. Психическая энергия, или либидо, была атрибутом эмоций и активизировала со­знание; главная функция ментального аппарата заключа­лась в использовании, разблокировании и регулировании этой энергии или «возбуждения». Георг Кляйн (1976b) отмечал, что фрейдовская теория либидо, в сущности, включает в себя две теории. Первая возникла в результа­те клинического опыта, а вторая, более абстрактная, представляет собой квазифизиологическую модель энер-

 

– 48 –

 

гетических сил, ищущих разрядки. Кляйн соглашался, что основанная на клинике теория вполне полезна и сейчас, так как она в результате непрерывной эмпирической проверки постоянно получает все большее обоснование. Более абстрактная теория со временем теряет свою акту­альность, так как она и появилась скорее из необходи­мости теоретически согласовать эту модель с другими дисциплинами. Идеи Кляйна увеличили ряды аналити­ков, сомневающихся в теории психической энергии. Мы тоже склонны отказаться от концепции психической энергии в физическом смысле. Но идея инстинктивного влечения, как аффекта, импульса, желания, мотивацион­ного толчка, активизирующего сознание — остается кли­нически полезной. Поэтому мы будем использовать тер­мин «либидный вклад» в смысле любовной привязанно­сти, а не в смысле гипотетического качества психичес­кой энергии.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.