Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория двойственных влечений






 

Основываясь на растущей клинической информа­ции и большом объеме данных, Фрейд сделал вывод, что необходимо теоретическое осмысление и расшире­ние теории инстинктивных влечений и включение в нее какого-либо агрессивного или деструктивного дополне­ния. Его клинические наблюдения привели его к выво­ду, что чувства гнева и враждебности приводят к конф­ликту и бессознательной вине точно так же, как и сексу­альные желания, и против этих негативных чувств создаются сходные защиты. Он заметил, что многие им­пульсы содержат и сексуальные и агрессивные элемен­ты, и что разнообразные клинические явления, в том числе садизм, мазохизм и амбивалентность, можно объяс­нить с точки зрения меняющихся степеней конфликта между этими элементами. Фрейд также пришел к выво­ду, что недеструктивные формы агрессии обеспечивают

 

– 55 –

 

мотивацию для деятельности и господства точно так же, как и либидо. Поэтому он постулировал фундаменталь­ность либидных и агрессивных влечений.

Для Фрейда концептуализация агрессии всегда представлялась проблематичной. Поскольку он уже пред­ложил биологическую основу для либидо, он чувствовал, что необходимо обеспечить ее и для агрессии. Несмотря на то, что связь агрессивных и сексуальных импульсов была вполне очевидной, импульсы агрессии не были свя­заны со специфическими зонами тела. Действительно, в своей первой модели сознания Фрейд представлял агрес­сию как часть сексуального влечения: «История цивили­зации, без всяких сомнений, однозначно показывает, что существует некая внутренняя связь между жестокостью и сексуальным инстинктом» (1905b, стр.159). Хотя агрес­сивные импульсы связываются с выражением либидных побуждений, часто кажется, что они являются реакцией на внешние раздражители. Это наблюдение заставило Фрейда в другой раз описать агрессию как некую пози­цию Эго, обеспечивающую самосохранение (1915а).

Позднее (1920), в философской форме, коренным образом отличающейся от клинического наблюдения, он постулировал некий фундаментальный пожизненный кон­фликт между инстинктом смерти (Танатосом) и инстин­ктом жизни (Эросом). Фрейд полагал, что агрессивное влечение возникает из лежащего в основе инстинкта смерти. Принцип, по которому, по его предположению, действует влечение, был таким: организм стремится раз­местить возбуждение и достигнуть предельного состоя­ния Нирваны или полного покоя. Точно так же, как ли­бидо означало «жизненную силу», «деструдо» было энер­гией инстинкта смерти. Такой пересмотр имел монумен­тальное значение, так как на десятилетия обеспечивал пищу для теоретической полемики.

Главными сторонниками инстинкта смерти явля­ются последователи Мелани Кляйн (Melani Klein), в то время как другие нашли его проблематичным и лишен­ным необходимости (Parens, 1979). Тем не менее, теория

 

– 56 –

 

двойственных либидных и агрессивных влечений сохра­няется и имеет почти универсальное клиническое при­менение. Полагают, что сексуальность и агрессия внут­ренне близко связаны с фазами развития инфантильной сексуальности; в обеих видят источники конфликтов, и защиты используются против осознания и выражения и того и другого. Подавление агрессии может взаимодей­ствовать с сексуальным удовлетворением на любом уров­не развития. В раннем детстве трудности в выражении агрессии могут проявляться в нарушениях приема пищи (например, когда пища бессознательно приравнивается к матери, тогда питание означает пожирание матери), в хрупкости эмоциональных привязанностей, в подавлении любопытства и интеллектуальных достижений. На дру­гом конце этого спектра можно увидеть сильно преуве­личенные проявления агрессии, простирающиеся от сверхвыраженной настойчивости до неуправляемой дест­руктивности. Согласно теории двойственных влечений, манифестации агрессии будут происходить, если по ка­кой-либо причине агрессивные побуждения не сочета­ются или адекватно не «связываются» с любовью — с сексуальностью в ее самом высоком значении. Это мо­жет произойти потому, что ранние депривации, потеря объекта или насилие над ребенком наносят вред либид­ной привязанности (A. Freud, 1949).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.