Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория познания Канта как синтез интеллектуальных традиций и основа современной картины мира.




Родоначальником немецкой классической философии яв- ляется И. Кант (1724—1804). В интеллектуальном разви- тии Канта выделяют два периода: докритический и кри- тический. В докритический период (до 1770г.) Кант вы- ступал, прежде всего, как крупный ученый — астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обоснова- нии зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование научной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности.

Но специфическая кантовская философия, заложив- шая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый критический период, после опубликования им трех «Критик» — «Критики чис- того разума» (1781 г.), «Критики практического разума» (1788 г.), «Критики способности суждения» (1790 г.). Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. В средневековой филосо- фии и философии эпохи Возрождения центральной час- тью философских систем является учение о бытии — он- тологии. Философы Нового времени — Спиноза, Локк, Бэ- кон, Декарт, Беркли и Юм, перенесли акцент на проблемы гносеологии. Кант же делает предметом философии специ- фику познающего субъекта. Кант переосмысливает самое понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В са- мом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический (опытный) и трансцендентальный (находящийся по ту сто- рону опыта). К эмпирическому уровню он относит индиви- дуально-психологические особенности человека, к транс- цендентальному — надындивидуальное начало в челове- ке, т.е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества.Кант считает, что достоверное знание — это значит объективное знание. Объективность же, по Канту, отож- дествляется со всеобщностью и необходимостью. Следо- вательно, для того, чтобы знание несло достоверный ха- рактер, оно должно обладать чертами всеобщности и не- обходимости. Объективность знания, считает Кант, обусловливается структурой трансцендентального субъ- екта, его надындивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные (доопытные) формы подхода к действитель- ности, из самой действительности невыводимые: прост- ранство, время, формы рассудка. Пространство и время, по Канту, это не формы бытия вещей, существующих не- зависимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие че- ловеку как представителю человечества. Пространство — это врожденная доопытная форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время — это врожденная фор- ма внутреннего чувства (внутреннего созерцания). Мате- матика как наука и возможна на основе функционирова- ния пространства (геометрия) и времени (арифметика).Доопытные формы чувственности — пространство и время - создают предпосылки достоверности математиче- ского знания. Реализация же этих предпосылок в действи- тельность осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности — рассудка. Теорию познания Кан- та можно представить следующим образом: существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чув- ственности — пространством и временем, т. е. располага- ются в традиционном измерении и фиксируются как дли- тельность. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуаль- ный характер. Деятельность рассудка на основе форм мы- шления — понятий и категорий — придает этим восприя- тиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, формы чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, «явилась ему», и он может делать о ней опреде- ленные умозаключения. Вещи, как они существуют в со- знании субъекта, Кант называл явлениями.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.