Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектика Г. Гегеля






Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и разви- тия. Этот метод в философии встречался и до Гегеля. Пер- воначально термин «диалектика» означал искусство веде- ния спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначаль- никами диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и т. д. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и со- вершенную форму.

Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в со- держание науки внутреннюю связь и необходимость. За- слуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками, состоит в том, что он дал диалектический анализ всех важ- нейших категорий философии и сформировал три основ- ных закона: закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противопо- ложностей и закон отрицания отрицания. Рассмотрим кратко содержание этих законов.

Закон перехода количественных изменений в каче- ственные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количест- ва и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождест- венную с бытием внутреннюю определенность. Качество — это внутренняя определенность предмета, явление, ко- торое характеризует предмет или явление в целом. Каче- ственное своеобразие предметов, явлений выступает, прежде всего, как их специфика, оригинальность, неповто- римость, как то, что отличает данный предмет от другого.

Качество любого предмета, явления, по Гегелю, оп- ределяется через его свойства. Свойства предмета — это способность его определенным образом соотноситься, вза- имодействовать с другими предметами. То есть свойства проявляются в отношении между предметами, явлениями и т. д. Сами по себе свойства не существуют. Глубинной ос- новой свойств является качество того или иного предмета, т. е. свойство — это проявление качества в одном из многих отношений данной вещи к другим вещам.

Качество выступает как внутреннее основание всех свойств, присущих данной вещи, но это внутреннее осно- вание проявляется только при взаимодействии данного предмета с другими предметами. Число свойств у каждого предмета теоретически бесконечно, ибо в системе универ- сального взаимодействия возможно бесконечное количе- ство взаимодействий. Различия между свойствами пред- мета и его качествами всегда относительны, ибо, то, что является свойством в одном отношении, становится каче- ством в другом отношении.

Количество Гегель определял как внешнюю для бы- тия определенность, видел в нем нечто относительно без- различное для той или иной вещи. Например, дом остается тем, что он есть, независимо от того, будет ли он больше или меньше и т. д. Вместе с тем, Гегель рассматривал каче- ство и количество как взаимопроникающие противопо- ложности и считал, что как нет качества без количествен- ных характеристик, так нет и не может быть количества, абсолютно лишенного качественной определенности.

Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера — это не просто указа- тель на единство качества и количества.в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. Мера — это единство качественной и коли- чественной определенности предмета, показатель того, что одному и тому же качеству может соответствовать оп- ределенный диапазон количественных характеристик. Следовательно, понятие меры показывает, что качеству принадлежат не каждые, а лишь определенные количест- венные значения. Предельные количественные значения, которые может принимать данное качество, границы количественных интервалов, в рамках которых оно сущест- вует, называются границами меры. Гегель писал, что те или иные предметы и явления могут изменяться — умень- шаться или увеличиваться — в количественном отноше- нии, но если эти количественные изменения протекают в границах специфической для каждого предмета и явления меры, то их качество остается прежним, неизменным. Ес- ли же подобное уменьшение или увеличение перейдет гра- ницы, выйдет за пределы своей меры, то это необходимо приведет к изменению качества: количество перейдет в новое качество. Так, например, «степень температуры во- ды, — писал Гегель, — сначала не оказывает никакого вли- яния на ее капельно-жидкое состояние, но затем, при воз- растании или уменьшении температуры достигается точ- ка, на которой это состояние сцепления качественно изменяется, и вода переходит с одной стороны, в пар, и, с другой — в лед» (Гегель. Соч. Т. 1. — С. 186).

Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконеч- ный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что ко- личество, переходя в качество, отнюдь не отрицает каче- ства вообще, но отрицает лишь данное определение каче- ство, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает но- вую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее коли- чественное изменение нового качества и переход количе- ства в качество.

Гегель показал, что переход от одной меры к другой, от одного качества к другому совершается всегда в резуль- тате перерыва постепенного количественного изменения, в результате скачка. Скачок — это всеобщая форма пере- хода от одного качественного состояния к другому. Гегель характеризует скачок как сложное диалектическое состо- яние. Скачок — это единство бытия и небытия, означаю- щее, что старого качества уже нет, а нового качества еще нет, и одновременно, прежнее качество еще есть, а новое — уже есть. Скачок — это состояние борьбы нового со ста- рым, отмирание прежних качественных определенностей и замена их новыми качественными состояниями. Не су- ществует другого вида перехода от одного качественного состояния в другое помимо скачка. Однако скачок может принимать бесконечное многообразие форм в соответст- вии со спецификой той или иной качественной определен- ности.

Второй закон диалектики — закон взаимопроникно- вения противоположностей вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Ос- новой всякого развития, с точки зрения этого закона, явля- ется борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.

Тождество — категория выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие — это категория, выражающая отношение не- равенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположность — это категория, отражающая взаи- моотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие — это процесс взаимопроникнове- ния и взаимоотрицания противоположностей.

Категория противоречия является центральной в данном законе. При раскрытии действия этого закона, прежде всего, Гегель подчеркивал существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он дока- зывал, что истинные действительные противоположности постоянно находятся в состоянии взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязан- ные и взаимодействующие тенденции и моменты. Нераз- рывная взаимосвязь и взаимопроникновение противопо- ложностей выражаются в том, что каждая из них, в каче- стве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а свою иную противоположность и существует как такова я лишь постольку, поскольку существует эта ее про- тивоположность. Взаимопроникновение противополож- ностей Гегель показывал на примере таких явлений как магнетизм и электричество. «Северный полюс в магните, — писал он, — не может быть без южного. Если разрежем магнит на две половины, то у нас не окажется в одном куске северный полюс, а в другом — южный. Точно также и в электричестве положительное и отрицательное электри- чество не суть два различных, отдельно существующих флюида» (Гегель. Соч. Т.1. —С. 205).

Другой неотъемлемой стороной диалектического про- тиворечия является взаимное отрицание сторон и тенден- ций. Именно поэтому, стороны единого целого суть проти- воположности, они находятся не только в состоянии взаи- мосвязи, взаимообусловленности, но и взаимоотрицания, взаимоисключения, взаимоотталкивания. Гегель подчер- кивал, что противоположности в любой форме их конкрет- ного единства находятся в состоянии непрерывного движе- ния и такого взаимодействия между собой, которое ведет к их взаимным переходам друг в друга, к развитию взаимо- проникающих противоположностей, взаимопредполагаю- щих одна другую и в то же время борющихся, отрицающих друг друга. Именно такого рода взаимоотношения противо- положностей Гегель называл противоречиями.

Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира. Развитие представ- ляет собой процесс становления, обострения и разреше- ния противоречий. Попробуем описать этот процесс. Каж- дый предмет первоначально существует как тождество самому себе, в котором содержатся определенные разли- чия. В начале различия носят несущественный характер, затем превращаются в существенные и, наконец, перехо- дят в противоположности. Противоположности, в данном случае, отражают взаимоотношения таких внутренне присущих любому предмету сторон, которые равным об- разом отличаются друг от друга, но своими действиями, функциями одновременно обусловливают и исключают друг друга. Развитие противоположностей достигает ста- дии противоречия, которая фиксируется моментом един- ства и борьбы противоположностей. Вот эта стадия ста- новления противоречия, которая характеризуется кон- фликтом, острым противостоянием сторон, разрешается переходом противоположностей не только друг к другу, но и в более высокие формы развития данного предмета. Разрешение любого конфликта противоречий представ- ляет собой скачок, качественное изменение данного объ- екта, превращение его в качественно иной объект, отрицание новым объектом старого, возникновение новых, иных противоречий, присущих объекту нового качества.

Третий закон диалектики — закон отрицания отри- цания отражает, по Гегелю, общий результат и направ- ленность процесса развития.

Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состоя- нияв другое. Однако, отрицание, по Гегелю, непросто унич- тожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трех основ- ных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение нового.

Отрицание отрицания в двойном виде включает в се- бя эти три момента и характеризует цикличность разви- тия. Эту цикличность Гегель, прежде всего, связывал с про- хождением в процессе развития трех стадий: утверждение или положение (тезис), отрицание или противоположение этого утверждения — (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). Эту су- щественную сторону действия закона — отрицание отри- цания — Гегель демонстрирует как на абстрактном уровне, уровне движения чистой мысли, так и на конкретных при- мерах. Процесс отрицание отрицания, как чисто логичес- кий процесс, складывается, по Гегелю, так, что мысль сна- чала полагается, затем противополагается самой себе и, наконец, сменяется синтезирующей высшей мыслью, в ко- торой борьба снятых ею предыдущих мыслей, как проти- воположностей, является движущей силой дальнейшего развития логического процесса. На уровне природы дейст- вие этого закона Гегель иллюстрирует на примере роста растения. Берем, например, зернышко овса. Бросим его в землю. Из него, прорастает стебель, отрицающий это зер- нышко. Стебель через какое-то время начинает колоситься и дает новое зерно, но уже в десятикратном и более разме- ре. Произошло отрицание отрицания.

Гегель придает значение этому тройственному рит- му, но не сводит цикличность в этой «триаде». Главное в этой цикличности состоит в том, что в развитии осуществ- ляется повторение прошлого, возвращение к исходному состоянию, «якобы к старому», но на принципиально иной качественной основе Поэтому процесс развития носит по- ступательный характер. Поступательность и повторяе- мость придают цикличности спиралевидную форму. Это означает, что процесс развития представляет собой не пря- мую, а восходящую линию, обязательно включающую в себя возврат, «якобы к старому», и переходящую на но- вую, более высокую ступень. Каждая новая ступень богаче по своему содержанию, поскольку она включает в себя все лучшее, что было накоплено на предшествующей ступени. Этот процесс обозначен в гегелевской философии терми- ном «снятие». Таким образом, процесс развития характе- ризуется поступательным движением расширяющейся спирали.

Помимо диалектического истолкования категории и разработки трех законов, диалектический метод Гегеля включает в себя также принципы анализа действительно- сти, как восхождение от абстрактного к конкретному, со- ответствие исторического и логического, всесторонности и другие Это наследие вошло в сокровищницу мировой фи- лософской мысли.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.