Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозные поиски: Реформация. Протестантская этика и дух капитализма.






Обычно формальное начало Реформации связывают с событием 31 октября 1517 г. в Виттенберге, когда никому еще не известный местный монах, доктор теологии Мартин Лютер прибил к дверям церкви свои 95 тезисов с осуждением злоупотреблений продававших индульгенции (грамоты церкви об отпущении грехов).

Отпущение грехов начало практиковаться католической церковью еще с XI в. как распространение монашеской практики на мирскую жизнь и осуществлялось первоначально в натуральной форме - за «богоугодные дела» - участие в крестовых походах, паломничества и т.д. Позже, с развитием торговли и денег, церковные грамоты по случаю отпущения грехов стали предоставлять за де ньги, и постепенно эта торговля «священным товаром» приняла самые циничные формы. Запас «святости» и «накопленных» церковью «добрых дел» святых и праведников обменивался по определенной таксе на совершаемые верующим прегрешения и даже на еще не совершенные.

Эта практика вызывала повсеместное возмущение и рассматривалась как яркое доказательство кризиса церкви, алчности и жадности ее служителей. Проницательность Лютера здесь проявилась в том, что за выступившим наружу оскорбительным для христианства торгашеским духом церкви он рассмотрел «сатанинскую выдумку» - стремление освободить человека от необходимости внутреннего покаяния, к чему постоянно и неустанно призывает Евангелие.

Нельзя заменить полагающиеся человеку в силу его прирожденной грешности очищающие душу страдания, ибо это есть единственно достойный человека путь укрепления веры и нравственной чистоты, т.е. искренней готовности жить по-божески.

Фактически Лютер потребовал возврата к нравственным принципам первоначального христианства с присущей ему простотой, искренностью, погруженностью в веру. Человек не должен искать промежуточные инстанции спасения, уповая на них и наделяя их правом наказывать и прощать, ибо тем самым он изменяет Богу, умаляет его величие. Поставив под вопрос право церкви посредничать между человеком и Богом. Лютер пошел дальше и в конечном счете отверг саму скомпрометировавшую себя церковную иерархию во главе с «бесовским князем» папой. Папство он квалифицирует как «антихристово установление», искушающее человека, провоцирующее его на плохие дела, которые легко искупить внешним благочестием, участием в церковных таинствах и обрядах или же, как это практикуют самые закоренелые грешники, покупкой отпущения грехов. Оно по сути дела украло у человека Бога и занялось спекулятивной продажей его милости. Лютер отвергает ложное деление общества на священничество и мирян, также отвергает и большинство таинств, составляющих католический культ и обрядность - святых и ангелов, культ богородицы, поклонение иконам и святым мощам, чистилище - рассматривая их как разновидность некоей церковной магии. Спасение, считает он, возможно только посредством перенесения его из сферы внешнего благочестия во внутреннее пространство сознания - в личное верование человека.

Основное содержание Лютеровской Реформации:

- возможности личного спасения одной только верой,

- признании условности папства и всей церковной иерархии,

- в утверждении равенства всех верующих в вопросах веры перед Богом,

что приводило к принципу «всеобщего священства» и значительному сокращению дорогостоящей церковной иерархии и культа. Новое понимание религии как непосредственной личной связи человека с Богом, нанесло сильнейший удар, по католической церкви, духовному и политическому оплоту феодализма, ограничение церковного авторитета в вопросах веры и нравственности, понимание свободы совести как неотчуждаемого личного достояния, отстаивание нравственного значения труда и освящение деловой предприимчивости - вот далеко не полное перечисление заслуг, обусловивших вклад М.Лютера в становление раннебуржуазной идеологии и культуры.

Радикальным продолжателем Реформации стал Ж.Кальвин, основавший одно из самых мощных течений протестантизма. Кальвинизм еще более упростил христианский культ и богослужение, придав церкви республиканский характер (выборность руководства церкви мирянами), отделил ее от государства, хотя и оставил самостоятельной политической силой.

Кальвин усилил и упростил учение о божественном предопределении, доведя его до абсолютного фатализма: удел одних людей еще до их рождения - спасение и небесное блаженство, а других - погибель и вечные муки, и ничто этого изменить не в силах, ни действия человека, ни его вера. Человек спасается не потому, что верит, а верит потому, что ему выпало на долю спасение. Реформация способствовала процессу появления человека буржуазного общества - автономного индивида со свободой нравственного выбора, самостоятельного и ответственного в своих суждениях и поступках, подготавливая этим почву для идеи прав человека. В носителях протестантских идей выразился новый, буржуазный, тип личности с новым отношением к миру.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.