Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Осн процессы






- запоминан - закреплен нового путем связыв его с приобрет ранее;

- сохранен - связь памяти с деят

- воспроизвед - актуализация закрепленного ранее псих содержан, извлечение его из ДП в ОП;

- забыван (полное и частичн; устойчив, временное, длительное) - выпаден опред материала из деят.

Память - сквозной процесс, основа псих деят личн. Важнейшая, определяющ хар-ка псих жизни чела. Никакое актуальное действ не мыслимо вне процессов памяти, т.к. протекан любого даже самого элементарн псих акта обязат предполагает удержан каждого данного его Эл-та для «сцеплен» с последующ. Виды памяти в завис ее хар-ик от особ деят.

1.по хар-ру псих активн, преоблад в деят: -двиг (выраж в навыках, привычках), -эмоц (память на чувства), -образная (способн запоминать образы предметов)

2.по хар-ру целей деят: непроизв (нет цели) и произв (есть специальная цель - что-то запомнить)

3.по продолжит закреплен и сохранен материала: -кратковрем - очень краткое сохранен материала при его однократном предъявлении 7 +\- 2, -долговрем память - хранение впечатлен практически на протяжен всей жизни. -оперативн - удержан инфо по ходу ее извлечен из долговрем памяти в процессе осущ тех или иных видов памяти. Ф-ия КП - первичная ориентировка в окружа среде Ф-ия ДП - направ на будущее событие.

Эйдетическая память - особый вил памяти, отличается повыш чувствит к внешн воздейств (травмы, аффекты и т.п.), возник в отсутств предм, но хар-ся яркостью, наглядностью.

Типы памяти: наглядно - образная (зрительная, слуховая, двигательная, вкусовая), словесно-абстрактная, промежуточная.

Хаар-ки процесса запоминан: объем (кол-во инфо, кот м.б. зафиксирована =10); время сохранен, скорость и точность запоминан (зависят от личностных качеств).

Ф-ры, влияющие на запоминан: на непроизв: -новизна явл; частота повторяемых событ; эмоцион окраска; яркость; -на произв: - наличие четко осознанной цели деят, -приемы запомин, -предварит структурир материала.

филогенез памяти: эмоц à образная à вербально-логич

Развитие и управлен памятью: ф-ры - мнемический труд, окружение, здоровый образ жизни, процесс обучения.

Управление памятью: 1.Логические приемы (выделен главного, построен схем, план, повтор, подчеркивание).. 2.Мнемич приемы (метод посредников, опорного ряда, ритмич ряда).

 

19. Основные характеристики памяти и методы их исследования.

Память - процессы орг-ии и сохранен прошлого опыта, делающие возможным его повторн использ в деят или возвращен в сферу сознан.

Хаар-ки процесса запоминания:

объем (кол-во информации, которая м.б. зафиксирована =10);

время сохранения,

скорость и точность запоминан (зависят от личностн качеств).

Экспериментальн изучен памяти заключ обычно в том, что испыт предъявляют для запоминан тот или иной стим материал, кот спустя некоторое время он должен узнать или воспроизв. В этих экспериментах всегда имеется 4 переменных: 1.Вариации стим материала и способа его предъявлен испыт. 2.Вариации способа запоминан стим материала. 3.Вариации интервала м\у запоминан и воспроизвед. 4. Вариации способа воспроизвед запечатленного материала.

Заучивание 10 слов. (А.Р.Лурия). используется для оценки сост памяти, утомляемости, активн вниман.

Пиктограмма. (А.Р.Лурия). представляет собой вариант опосред запоминан, но применяется не столько для исслед памяти, сколько для анализа хар-ра ассоциаций.

Опосред запоминание. Методика предложена Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, разработана и апробирована А.Н.Леонтьевым. испыт предлагают набор карточек с изображ и набор со словами. Ему нужно подобрать к каждой карточке слово и запомнить его. Спустя 40 мин. Испыт показывают эти карточки в перемешанном порядке и просят припомнить, для какого слова эта карточка была отобрана.

Воспроизвед рассказов. Испыт предъявляется текст, кот. зачитывает либо экспериментатор, либо сам испыт. Тексты могут быть разной сложности. Испыт затем должен воспроизвести текст.

Метод сбережения. Исследует процесс сохранен материала в памяти. Исслед проводят в 2 этапа: сначала испыт предлагают заучить материал до критерия безошибочного воспроизвед, затем, спустя какое-то время (несколько часов, дней, недель), предлагают доучить его до критерия безошибочного воспроизвед. Фиксируется время, количество повторений, затраченных на заучивание и доучивание.

Метод тождественных рядов. Для изучения процесса узнаван. Испыт предъявляют ряд стимулов, а через некоторое время - другой, более длинный ряд, включающий предыдущие стимулы, кот он должен определить.

Исследование процесса запоминания методами антиципации и заучивания. Метод антиципации - запоминан организов в ряд стимулов на осн принципа орг-ии самого ряда. Метод заучивания - повторное, иногда многократное, предъявлен стимула в течение некоторого периода врем, необходимого испыт для запоминания.

Исслед хар-к оперативной памяти. (на основе метода Г.В.Репкиной в модификации Т.П.Зинченко). испыт предъяв цифровой материал, представляющий ряды 3х, 2х и однозначных чисел, записанных на ленту самописца. Испыт должен вычеркивать те или иные числа в этом непрерывном ряду после выполнен с ним предложенных экспериментатором действий: нахождение заданного числа, нахождение числа больше предыдущего и т.п. фиксир кол-во правильно вычеркнутых чисел; длит хранения в оперативной памяти материала; точность воспроизвед оперативной памяти.

20. Ф-ры и способы повышения эффективнзапоминания.

Ф-ры, влияющие на извлечен инфо из памяти:

1) Осмысленность инф. Мы вспоминаем гораздо лучше то, что кажется нам осмысленным.

2) Неожиданностъ инфо. В задаче запоминан и последующего воспроизв уход из сознан неожиданных знаков будет осущ медленнее

3) Близостъ инфо по смыслу или по форме. При воспр рядом стоящие Эл-ты имеют тенденцию группироваться в фигуру. То же самое происходит при извлечении из памяти.

4) Время между предъявлен инфо и извлечен ее из памяти. Чем больше врем прошло до начала воспроизв, тем ниже будет получ результат.

Принципы запомин (при создании ассоциации):

1. Синестезия - соед ощущ различн модальностей, тем самым закладывая в память более совершенный образ.

2. Движение - перемещающийся мнемонич объект гораздо легче «связать» с чем-либо и, след. запомнить.

3. Ассоциации - соотнесен запоминаемого с каким-либо устойчивым образом в вашем мозгу.

4. Чувство юмора - чем смешнее, абсурднее будут созданные образы, тем легче и надежнее вы их запомните.

5. Нумерация - повышает эффективн принципов порядка и послед

6. Символизм - подмена запоминаемого объекта каким-либо более значимым образом.

7. Использование цвета для создания ярких образов.

8. Упорядочение и/или построение последов позволяет быстрее отыскать необход образ, тем самым упрощая процесс доступа к инфо.

9. Положит и приятные образы быстрее запоминаются, чем негативные - мозгу не хочется обращаться к ним вновь.

10. Преувелич размеров, формы, звуков запомин образа.

Факторы запоминания:

Внешн – время суток (8-12; 14-17 – лучшее время), темп подачи инфо (средний), влиян помехи (отсутствует), эмоцион фон (сухая инфо хуже запоминается).

Внутр – значимость инфо, установка на запомин, мотивация, целеполагание.

Приемы повышения эффективности запоминания:

Логич – связаны с семантич запоминан, с осмыслением: необходимо материал систематизировать, выделить главное, составить план (max 4 пункта), представить в образном виде (визуализация, повторение, ассоциации).

Мнемонич – «метод посредников», «метод привязки мест», «метод ритмического ряда», «метод ассоциаций».

Мнемотехники:

1) Номер телефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать цифры такого номера в блоки.

2) Метод рифм и ритма лежит в осн считалок, например.

3) Очень распространен метод акронимов -составлять сокращ названия из первых букв слов, обозначающ то или иное явл, предмет.

4) Метод акростихов, т.е. стихов, первые буквы каждой строки кот образ какое-то слово или даже фразу.

5) Цепной метод, более сложный, заключ в том, что Эл-ты какого-то списка стараются ассоциир друг с другом в цепь при пом мысл образов, отраж связи, специально придуманные для каждой пары звеньев.

6) специальные мнемотехнические приемы. вспоминали все объекты, располож на дороге, по кот они ежедневно ходили в городе. Затем к каждому из этих мест они «привязывали» тезис или аргумент речи.

Можно «привязать» безликие цифры к какой-либо важной дате - дню рождения, № дома, историческому событию и т.д.

 

 

21. Внимание, его характеристики и методы их диагностики.

Вниман – это сосредоточ и направленность псих деят на опред объект, в рез чего достигается лучшее отражен этого объекта в сознан. Вниман –особая форма псих активн чела, необход условие всякой деят. В отличии от познават процессов, оно не имеет своего особого содержан. Оно проявл как бы внутри псих процессов, и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекан. Ф-ии вниман:

- активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент псих- и физиолог- процессы;

- способств организов и целенаправ отбору поступающ в орг инфо в соответств с его актуальн потребн;

- обеспеч избират и длит сосредоточ псих активн на одном и том же объекте или виде деят.

Виды вниман:

1. Непроизв в – возник без нашего сознат намер и опред-ся силой, а еще больше неожиданностью раздражит, привлекающ В. Без заранее поставленной цели, не требующ волевых усил. Непроизв В имеет пассивный хар-ер, т.к. навязывается субъекту внешн событиями по отнош к целям его деят. Проявлением этого вида вниман служит ориентировочн р-я, познават деять, общение, потребн.

2. Произвольн В – В, связ с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Ур разв такого вниман хар-ет не только направленность интересов чела, но и его личн, волевые кач-ва. Ведущую роль в проявлен произв внимания играет вторая сигнальн сис. Произвольн вниман связ с борьбой мотивов или побужден, наличием сильных, противоположно направ и конкурирующ друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе может привлечь и удерживать вниман. Произв вниман развив после 10 месяцев.

Св-ва внимания:

-Объем – это кол-во инфо, одновременно способной сохраняться в сфере повыш В (сознания) чела. Численная хар-ка среднего объема В людей – 5-7 единиц инфо.

-Распред – состоит из способн рассредоточить В на значит пространстве, параллельно выполнять неск видов деят или совершать неск различн действ.

- Переключен –перенос В с одного объекта на другой, с одного вида деят на иной. Данное св-во проявл в скор, с кот чел может переводить свое В с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольн, так и произвольн.

-Концентрац (сосредоточ) – появл в различиях, кот имеются в степ концентрир В на одних объектах и его отвлечен от других.

-Устойчив – проявл в способ в течение длит врем сохранять сост вниман на каком-либо объекте, предм деят, не отвлекаясь.

Методы диагностики:

Исследование распред и переключ В - методика Шульте

Экспер основыв на разнообраз стимульного материала. Задача – совмещенное выполнен 2 или более задан. В рез-те пров сопоставлен показат совмещенно выполн действ и без него.

Стимульный материал - черно-красные таблички, в кот представлены 24 красных и 25 черных чисел с букв символами.

Задача - отыскивать красные числа от 1 до 24 в возрастающ порядке и черные от 25 до 1 в убывающ порядке. При совмещ выполнен задан испыт отыскивает поочередно 1 - красное число, 25 - черное; 2 - красное, 24 – черное и т.д. Буквы, стоящ возле каждой цифры, записыв на ответном бланке отдельно для красных и черных чисел. Время выполнен задания - 5 минут.

Измерение избират, устойчив и концентрац В - корректурная пробы Бурдона-Амфимова

Корректурные пробы могут состоять из разных символов (букв, цифр, фигур, связанных и несвязанных текстов). Задача - обнаруж заданного сигнала среди других и фиксация на бланке.

Пример бланка: 40 плотных строчек по 30 букв в каждой строке.

Задача - просматривая строчки слева направо, подчеркивание в тексте букв «о» и перечеркив букв «к».

Через минуту выполнен задания экспериментатор подает сигнал «черта», и испыт должен поставить черту у той буквы, у кот его застал сигнал, а затем продолжить работу до след сигнала. По ходу работы возможно изменен инструкции. На 3 и 7 минуте выполнен задан экспериментатор без предупрежден вводит помехи, называя буквы алфавита или пословицы. По окончан работы испыт должен воспроизвести запомнившиеся пословицы. Общее время – 10 минут.В рез-те обраб данных выявл точность выполнен, скорость выбора и строится график индив динамики устойчив В и сравнен с групповыми показат.

Измерен объема В – тахистоскопический метод

В тахистоскопе на короткое, точно измеряемое время выставляются наблюдению экспонаты: буквы, цифры, фигуры.

Эффект Струпа. В тесте Струпа использ 3 типа карточек:

1 - черной краской написано слово, обозначающее цвет;

2 - обозначающее свет слово написано краской того же цвета;

3 - названия цветов написаны краской другого цвета.

Задача – как можно быстрее прочитать слова на карточках 1-го типа и назвать цвета красок на карточках 2-го и 3-го типов.

Т.о., в 1-ом случае релевантным призн стимула выступает форма букв, а во 2 и 3 – цвет букв. Чтение слова происх быстрее чтения наименован цвета. Назв цвета при несоответствующ значен слова (т.е. «синий» для примера со словом «красный») происх гораздо медленнее, чем при соответствующ значен. Этот тормозной эффект некоторые рассматривают как свидет семантич переработки стимула вплоть до уровня принят решен и ответа.

 

22. Операциональн природа мышлен как процесса отражен связей и отношен. Виды мышлен. Фазы мыслит процесса. Виды мыслит операций.

Мышление – высший псих процессобобщенного отражен действит в ходе ее анализа и синтеза при обязательном опосредов языком (речи). Основные признаки:

1.Обобщение выделяет мышл как высший псих процесс. Мышление всегда идет от единичн к общему и от общего к единичн.

2.Опосредование:

А)Мысль выраж в действ. Этот вид мышлен онтогенетич явл первым.

Б)В 2-3 года у реб появл образ (набор характерн признаков для данного предмета). У ребенка доминир наглядно-образное мышл.

В)Понятие – единица мышл, выраж общие и наиб существ признаки предм и явл действит. В 6-7 лет у реб появл понятийн мышл (словесно-логическое). Это осн вид мышл.

Г)Язык (речь) – самый емкий посредник мышления.

Мышл совершается посредством различн мыслит операц: сравнен, анализ, синтез, абстракция, обобщение.

Мышление - процесс опосред отражен субъектом действит в ее существ связях и отнош, многообразн обобщен.

3 осн признака: существенность, обобщенность, опосредованность

Эмпирич хар-ки мыш как процесса (по Веккеру)

-Пространственно-врем, модальностные, интенсивностные.

- Динамич хар-ки М.: скорость, вариативн (гибкость), мера упорядоченности М. процесса.

- Обратимость

- Вопрос-проблема как начальный этап М.

- Речевая форма.

Фазы М.
Проблемная сит => Отражение проблемной сит => Поиск решен => Выдвижение гипотез => Проверка гипотез=> Сужден.

Виды М. в онтогенезе:

Виды мышления (=стадии развития):

Наглядно-действ. Операнды - реальные объекты.

Наглядно-образное – единство представлен и понятия осущ в форме наглядного образа-представлен. Операнды – образы и образы понятий.

Вербально-логич. – единство наглядного образа-представлен и понятия, осуществляемого в форме общего понятия. Операции: анализ, синтез, абстрагирование – выделен и извлечен одной стороны явл или предмета, почему-либо существенной, и отвлечение от остальных сторон; обобщение; конкретизация.

Виды мышления:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.