Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурно-историческая психология (Л.С, Выготский, А.Н. Леонтьев).






Выготский выдвинул теор происхожден, стр-ры и развит высш псих ф-ий. В осн теор лежат 2 гипотезы: об опосред хар-ре псих деят и о происхожден внутр псих процессов из деят первоначально внешн и «интерпсихической». Выготский выдвигает предположен, что в псих чела сущ особенность, соответствующая той роли, кот играют труд, употреблен и создан орудий в его производств деят. Эта особ – в опосред хар-ре псих деят людей (основа историч подхода к изучению психики чела). различает два уровня психического - натуральные и высшие псих ф-ии. Натуральные ф-ии даны челу как природному существу. Это механич запоминание, не предполагающее спец способов переработки инфо, непроизв вниман. Целенаправ мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание -примеры высших псих ф-ий, одной из важнейших их характеристик явл опосредованность, т.е. наличие средств, при помощи которого они организуются.

Также Выготский выдвинул идею «интериоризации» (перенос соц форм повед в индивидуальн сис), закономерность формирован чел психики, кот отражала бы сущность разв не только отдельной ф-ии, но и всей личн в целом. Всякая высшая псих ф-ия, в своем разв проходит две стадии. форма взаимод м\у людьми и позже - как полностью внутр процесс, это обозначается как переход от интерпсихического к интрапсихическому.

«Общий генетич закон культурн разв» Выготский формулир так: всякая высшая псих ф-ия необходимо проходит через внешн стадию в своем разв, т.к. она явл первоначально соц ф-ей. Дальнейшее разв исторического подхода – А.Н.Леонтьев (теор деят). Псих деят рассматривается как особая форма деят, продукт внешней материальн деят, кот преобразуется в ходе общественно-историч разв во внутр деят чел. сознания. Исходная и основная форма человеч деят – внешн, чувственная, практическая. Внешн и внутр деят имеют общее строен, кот определяется тем, что обе опосредуют связи чела со средой и возможностями их взаимопереходов интериоризация/экстероризация). Предметное содержан деят: мотив (предмет, который побуждает деят и на кот направлена цель), цель (представлен о рез действ), объективные условия осуществления деят (в т.ч. ср-ва для достиж цели), цель в опред условиях = задача деят. Действие - процесс, предмет и мотив кот не совпадают м\у собой. Уровневое строение деят: деят (может быть выделена по критерию побуждающих ее мотивов), действ (процессы, кот подчиняются сознательным целям), операция (непосредств зависят от условий достижен конкретных целей). Каждая единица – сис единиц предыдущего ур. Понятие «чувственной ткани» сознан – феноменальное поле, кот можно зафиксировать = инфо в сенсорной и иконической памяти. Смысл явл центральным понятием, при помощи кот объясняется ситуативн разв мотивации и дается псих интерпретация процессов смыслообразован и регуляции деят.

Личность в теории деят – это внутр момент деят, некоторое неповторимое единство, выполняющее роль высшей интегрирующей инстанции, управляющей псих процессами, целостное псих новообразование, кот формир в отношениях инд в рез преобразован его деят. Человек вступает в историю как индивид, наделенный природными св-вами и способн, а личностью он становится лишь в кач субъекта обществ отношен. Обществ отношен реализуются совокупностью многообразных деят. Если Выготскому псих представлялась наукой о разв высших псих ф-ий в процессе освоен челом культуры, то Леонтьев ориентировал псих на изучен порожден, функционир и строения псих отражения реальн в процессе деят.

12. Гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

В центре - понятия становлен личн, представлен о необходим максимальной творч самореализац, что означает психич здоровье.

Осн отличия от бихевиоризма и психоанализа: -индивидуальн рассматривается как интегративное целое; - подчеркивается непригодность исслед животн для пониман чела; -чел изначально добр или нейтрален, агрессия возникает из-за воздейств окружен; -наиб универсальная человеч хар-ка - креативность, кот теряется в рез воздейств среды; -прежде чем анализировать болезнь надо понять, что есть здоровье.

К.Рождерс В кач ядра личн рассматривал Я–концепцию, представленную динамикой соотношен Я–реального и Я–идеального. в личн сосущ две инстанции, кот должны работать согласованно: „реальное Я“, представляющее собой сис представлен и оценок самого себя, зависящую от индивид опыта и актуальных оценок окружающих; „идеальное Я“, представляющее собой то, каким чел хочет быть. Разработал индирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в осн кот лежит правило не давать советов клиенту и избе-гать оценок его повед, но актуализировать его творч потенции, требующиеся для самостоят решен его проблем. Психотерапевт выполняет только ф-ию консультанта, создающ теплую эмоцион атмосферу, в кот клиенту легче организовать свой внутр (“феноменальный”) мир и достигнуть целостности собств.личности, понять смысл ее сущ (“экзистенции”).

А. Маслоу (1908-1970) Концепция построена на иерархии потребностей: 1. физиологические; 2. безопасности; 3. аффилиации; 4.уважение и самоуважение; самореализация. Нижележащие уровни должны быть удовлетворены раньше вышележащих. Самоактуализация - желание стать всем, чем возможно. Общение, труд, любовь также формы творч. Об-во нивелирует личность. Здоровая личн - высокая самооценка, принимает людей, понимает природу, неконвенционален, философское чувство юмора, прост и демократичен, переживает «пиковые чувства». " комплекс Ионы " " - отказ от попыток реализации в полноте своих способностей.

13. Когнитивная психология (Дж. Миллер, У. Найссер и др.).

Когнитивн псих – течение западной псих науки, рассматривающее чела как познающую сис, описывает процессы этой сис как поэтапную обработку инфо.

Роговин (Рос.): когнитивн псих – не столько школа и теоретич течен, сколько область исслед.

Когнитивная псих – псих познания, в той или иной степени использующая компьютерную метафору.

Солсо: проблематика когнитивн y – восприят, распознаван образов, вниман, память, воображен, искусственный интеллект, язык, псих развития, мышлен и решен задач, чел интеллект как общая способн к осмысленным действ.

Миллер: «предмет Y трагически не виден», создал нейроY анализ повед с учетом побуждающего влиян на него мысленных моделей (образов) и на управление уже мотивированным повед путем создан программ действ (планов). Осн понятия концепции: «план» (всякий иерархич построенный процесс в орг, кот способен контролир порядок совершен послед операций, иерархия инструкций), «стратегия» (молярные единицы повед), «тактика» (молекулярные единицы повед), «образ» (все накопленные и организов орг знан о самом себе и окруж мире). Нервно-рефлекторные ткани облад спонтанной активностью, в ней зашифрована инфо (паттерн) наличного сост. Несоответствие паттернов внешн и внутренн инфо Þ двигатель повед. (Миллер, Галантер, Прибрам).

Найссер: представитель когнит Y и экспериментатор, ввел понятие «округлого/угловатого» контекста для буквенных сочетан Þ 1 из мех-мов буферной памяти опознания – фильтры-анализаторы геометрич форм, исследовал «навык двойного внимания» (после спец тренировки возможно одновременно читать и писать слова под диктовку, скорость чтения и понимание прочитанного не меняются), изучал вниман: дифференцировал его на процессы вниман (фокальное внимание) и предвниман, существует min 2 типа процессов предвниман: 1 предназначен для выделен в стимульном поле частей, на кот будет направ вниман, второй – процессы бдительности (предшествуют вниман и функционир одновременно с ним). Создал «Теорию перцептивн цикла», как попытку объединен когнитивн Y в единую концепцию Þ попытка рассмотрен функциональных блоков восприятия как единиц Y анализа.

14. Виды ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г. Ананьеву).

Ощущение – это простейший псих процесс, сост в отражен отдельн св-в предм и явлен материальн мира, а также внутр сост орг при непосредств воздейств материальн раздражит на соответств рецепторы. Ощущен явл источником наших знаний о мире и о нас самих.

Ощущ возникает в рез раздражен рецепторов, когда раздражит, воздейств на рецептор по силе превосходит порог раздражен.

Рецепторы – специфич клетки приспособленные для восприят опред вида раздражит.

Виды ощущений:

По модальности (Ананьев): зрительные, тактильные (кожно-осязательные), органические, слуховые, мышечно-суставные (движения), обонятельные, болевые, вкусовые, вестибулярные, температурные, статико-динамические (равновесие и ускорение)

Ананьев: первичн виды чувствит, прачувствит (вибрационная – на суше, в упругой среде, хеморецепция – приспособлен к жизни в водной среде, внешне оформляемая чувствит, болевая - промежуточная), из них развились: из хеморецепции – интероцепция, вкусовая, обонятельная чув-ть, из вибрационной – слуховая, температурная, вестибулярн, тактильная, из кот – светоразличение.

Классификация (Виды ощущений) по Шерингтону:

1 группа. Отражают св-ва предм и явлен внешн мира и имеют рецепторы на поверхности тела (экстероцептивные): дистантные -зрительные, -слуховые, -обонятельные, -контактные -вкусовые –осязательные (тактильные, температурные, болевые, кинестетич).

2 группа. Отражают сост орг, имеют рецепторы во внутр орг и тканях тела (интероцептивные) -хеморецепция, -барорецепция, -болевые ощущения, -температурные

3 группа Проприорецепторы (в мышцах, связках): -кинестетич, вестибулярн (ускорение, равновесие).

Свойства ощущений:

1.Пространственно- врем стр-ра ощущений. Пространств хар-ка – отражение локализации, т.е. непосредственного местоположен раздражит во внешн объективн пространстве. Врем стр-ра – отражен длит и последовательности ощущен.

2.Модальность ощущ. («качество» ощущений). Наличие качеств специфичн каждого из видов ощущ по сравнению с другими. Специфичность опред особ раздражит, адекватных для данного анализатора.

3.Интенсивность ощущ. Количеств энергетич хар-ка явлен природы распространена на псих явления. Именно это свойства (интенсивность) связ с понятием порога чувствит, с изучен кот связано большинство исследований ощущений.

 

 

15. Психофизич проблема (законы Вебера-Фехнсра и Стивенса). Виды порогов и чувствит

Сущность психофизич проблемы заключ в соотнош объективн явлен окруж среды и субъективн хар-к образа этих явлен. Измен этого образа восприним не как изменен сост орг чувств, а как изменен внешн по отнош к ним восприним объекта.

19 век – Мюллер, Белл, Прохазка – новый подход к психофизич проблеме: принцип «специфич энергии орг чувств». Они не отрицали, что причиной ощущ явл явлен внешн мира, но воспроизводится сост самой НС, невозможно появление такого ощущ, кот не могло бы развиться без внешн стимула. Белл: пространств образ вещи складывается благодаря непроизв движ глазных мышц, идея «кольцевой» связи м\у сенсорн и мышечн процессами.

Инициатором нового направлен разработок был Г. Фехнер, кот пытался посредством психофизич экспериментов доказать, что душа имеет измеряемые парам. В 1934 г. вышла работа Э. Г. Вебера, в кот он впервые описал закон: соотнош величины приращен стимула к его величине – постоянно для данной модальности. Фехнер сделал важное добавление к закону Вебера – он постулировал, что интенсивн ощущ пропорциональна логарифму интенсивн раздражит.

Фехнер разраб методы психофизич эксперимента: метод едва заметных изменен, едва заметн различий, средних ошибок.

Объект изучен психофизики – сис отнош м\у псих фактами и доступными к-лю измерению внешними раздражит, деят НС подразумевалась, но не изучалась.

Другое направ– измерение времени реакции. Впервые феномен различ во врем р-ии у разных людей был выявлен в астрономии Бесселем. Изучая деят наблюдателя, астрономы сконструировали спец прибор – хроноскоп Гиппа. В 1850 г. Гельмгольц измерил определил скор прохожд сигнала по нервн волокну=> вывод о неотделимости псих активн от активн нервной, псих процессы протекают во времени и в пространстве.

Дондерс объединил две линии, идущие от Гельмгольца и от астрономов и ввел понятие времени р-ии (ВР). Он разделил р-ии по типам и выделил время протекания псих процессов за счет разницы ВР при различн заданиях– процесс различения, выбора.

Различают абсолютн пороги и пороги различен. Минимальн интенсивн раздражит, при кот он начинает восприним – абсолютн нижний порог. Максимально допустимая величина раздраж – абсолютн верхний поро г. Разностный порог – минимальное различение м\у двумя раздраж или между двумя состоян одного раздраж, вызывающее едва заметное различие ощущ. E = 1/I: Чувствит = обратной величине порогового раздраж.

Закон Вебера: Для того чтобы два раздраж (одного вида) дали различн по силе ощущ – отнош добавочного раздраж к осн должно превышать постоянную К. (постоянная величина, зависяща от рецептора).

Однако, этот закон действует для средних по силе раздраж, в районе пороговых значен раздраж он нарушается.

Психофизиологич закон Вебера-Фехнера: Ощущ растут в арифметич прогрессии, когда раздражит растут в геометрич прогрессии. E = C1*ln (R/R1) (E – сила ощущения, R – величина действующего раздраж, R1 – абсолютный порог, C1 – константа интегрирования, разная для разных модальностей). Измерение силы ощущ пропорционально десятичному логарифму изменения силы воздействующего раздраж.

Закон Стивенса: E = k*Rn.. (E – сила ощущения, k – пост.величина, отнош едва заметных различий к исходному ощущ, Rn – велична действующего раздраж, n – показатель степени, для каждой модальности имеет свое значение, обычно меньше 1)

Адаптация – приспособит изменен чувствит к интенсивн действ на орган чувств раздраж. Обеспеч повыш разностную чувствит в близкой к величине раздражителя зоне.

Сенсибилизация – повыш чувствит орг чувств при действ на них адекватных и неадекватных раздраж. Связана с повыш возбудим, например, при ориентировочной реакции.

Психофизика (Фехнер) – исследование сенсорных порогов.

Методы исследования порогов: 1.Метод установки или метод опред средней ошибки. Испыт сам меняет интенсивн раздраж до тех пор, пока не получит едва заметного ощущ (опред абсолютн порога) или ощущ, равного по силе заданному (разностный порог).. 2. Метод границы или метод минимальных измерен. Предъявляется последоват ряд раздраж, постепенно миним равными ступенями в убывающей, и в другой раз в возрастающей интенсивн. Абсолютный порог: находят среднее арифметич из двух значений: 1 – при убывании – первое «неощущаемое», 2 – при возрастании – первое «ощущаемое». Разностный порог находят при убывании – верхний разностный порог и при возрастании находят нижний разностный порог. 3. Метод постоянных раздраж или метод истинных и ложных случаев. Опред величин абсолютн и разностных порогов происходит на осн статистич обработки большого числа показаний испыт. Раздраж предъявляются в беспорядочной послед. Испыт должен сказать, ощущает он раздраж или нет (абсолютный порог); кажется он ему больше, меньше или равным постоянному (разностный порог).

16.Характеристики образа восприятия: предметность, целостн-ть, констант-ть, обобщенность.

Восприятие - психический процесс отражения целостных объектов и явлений внешней среды при непосредственном воздействии раздражителя. В отличии от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. В. наиболее тесно связано с преобразованием информации, поступающей из внешней среды. Результатом восприятия является образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых сознанием предмету, явлению, процессу.

Перцептивные действия – структурные единицы процесса восприятия, включающие в себя обнаружение объекта и соотнесение его с образами памяти.

Константность – одно из св-в воспр. Константность – относит постоянство адекватного отраж св-в и качеств объектов при измен усл воспр. Это приобретенное качество, присуще разным модальностям, присутствует в животном мире.

Константность (в зрительной модальности) выраж в относит постоянстве величины, формы и цвета предм при изменяющихся услов их воспр. Если восприним предмет удалить, то отображен его на сетчатке глаз уменьшится, м\у тем в воспр образ сохранит примерно ту же величину. Если бы восприятие не было константно, то при каждом движ или изменен освещен, изменялись бы осн св-ва, по кот мы узнаем предм. Константность воспр – необходимое услов ориентировки в окруж мире. Многократное воспр одних и тех же объектов при разных услов обеспеч константность образа воспр. Это качество явл основой всех вторичн хар-к воспр:

предметность – константность образа по отнош к фону

(функциональн константность)

целостность – константность образа по отнош к Эл-там и частям (структурная константность)

константность – по отношению к усл среды

обобщенность – константность образа по отношению к его вариативности внутри класс (стул всегда стул)

Феномен константности обнаруживается при воспр величины на различных расстоян, а также цвета и яркости при различн услов освещения. Исслед и разработкой данной темы занимались Вертгеймер, Коффка, Келер в рамках гештальт-психологии. Приспособит значение: константность образа воспр обеспеч постоянство св-в всего видимого и, т.о., позволяет узнавать объекты, когда они восприним под различн углами зрения, при различн удаленности и освещенности. Признаки предметов «используются» в соотв с прошлым опытом, обеспеч ориентировку в окруж мире.

17. Сфера вторичн образов. Представлен памяти и воображ. Эмпирич хар-ки образа представлен и их сравнен с хар-ками образа воспр.

Представлен - образ предм, основанный на основе его припоминан или продуктивного воображен.

П. или вторичн образы (извлеченные из памяти первичн сенсорно-перцептивн образы), необходим посредствующее звено, смыкающее первосигнальные процессы, организов в форму образов, и второсигнальные мыслит и рече-мыслит псих процессы.

Хотя основой П. явл воспр, в отличие от него П. могут носить обобщенный хар-ер, относиться не только к настоящему, но к прошлому и обобщенному будущему. У различн людей в завис от их индивид особ П. отличаются по степени яркости, отчетливости, устойчивости и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.