Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация Б.Г.Ананьева.






Роль психологии в системе наук о человеке.

Классификационная схема Б.М.Кедрова представляет собой треугольник. Эта общая классификация наук, взаимосвязь трех главных разделов научного знания: естественных, социальных и философских наук. Между всеми тремя главными разделами стоит психология в качестве самост науки, изучающей психическую деятельность человека с естественноисторической стороны и с социальной стороны.

Психология: 1. По понятийному аппарату происходит из философии 2.Методы использует из естественных наук 3. Задачи решает социально-педагогические

2. Классификация методов псих исслед. Качественный и количественный анализ данных.

Метод – это выражение некоторых св-в соотношен- м\у объектом и субъектом в процессе познания. (Завалевский, Роговин).

Классификация Б.Г.Ананьева.

Организационные методы/Эмпирические методы/Обрабатывающие методы/Интерпретационные методы/Качественный анализ данных /Количественный анализ данных.

Рубинштейн С. Л.: главные психологические методы

Основные:

1. Наблюдение:

- внешнее; - внутреннее (самонаблюдение).

2. Эксперимент:

- лабораторный; - естественный; - психолого-педагогический;

+ вспомогательный – физиологический эксперимент в его основной модификации (метод условных рефлексов).

Дополнительные: - приёмы изучения продуктов деятельности;

- беседа (например, клиническая беседа в генетической психологии Пиаже);

- анкета;

3. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Стадии развития психики.

Психика - свойство живых, высокоорганизованных, материальных тел, которое заключается в их способности отражать окружающую, независимо от них существующую действительность. Специфич формой псих отражения является чувствительность, в отлич от биологической раздражимости.

Стадии развития психики (Леонтьев):

1.Стадия элементарной сенсорной психики. Приспособление к более сложной среде приводит к дифференции простейшей нервной системы и специальных органов – органов чувствительности. На этой основе и возникает элементарная сенсорная психика – способность отражения отдельных свойств среды.

2.Стадия перцептивной психики. Возникает психическое отражение животными целостных вещей, перцептивная психика. Развивается обобщенное восприятие и операциональные навыки (навыки - закрепившиеся операции).

3.Стадия интеллекта. Стадия интеллекта характеризуется: а) способностью быстро находить нужную операцию, б) способностью запомнить найденную операцию без многочисленных повторений, в) легкий перенос операций в другие условия, лишь схожие с первоначальными. Операции на этой стадии возникают не постепенно, а путем проб и ошибок. Отражаются не только вещи сами по себе, но и их отношения.

4. Стадия сознания. Для этой стадии характерно: отражение существенных и закономерных связей, рациональное логическое мышление, появление языка, появление сознания. Появляется общественная деятельность.

Сущность психического развития заключается в развитии всё новых форм действенного и познавательного отражения действительности.

Рубинштейн выделяет следующие стадии развития психики:

1.Предисторические формы поведения - поведение регулируется физическими градиентами, определяясь физико-химическими процессами (простейшие).

2.Основанные на биологических формах существования, вырабатывающиеся в процессе приспособления организма к среде, инстинктивные, неосознанные формы поведения.

3.Основанные на исторических формах существования, вырабатывающиеся в процессе общественно-трудовой практики, изменяющей среду, сознательные формы поведения.

 

4. Вклад В. Вундта в оформление психологии как самостоят науки. Создание психофизики. (Г. Фехнер).

Выделение псих как самостоят науки произошло в результате разв псих комплекса знаний в философ и развития естеств научных дисциплин: физиолог, физики, математики, биологии. Ни философская псих, ни науки об орг-ме чела не были в состоянии снять противоречие м\у идеалистич и материалистич представлен о природе чела. Стало очевидно, что сущ класс явлен, кот следует изучать экспериментально, но это невозможно сделать ни в рамках физиологии, ни в рамках физики.

Вундт основал первую псих лабораторию в Лейпцигском универе в 1879 г. В 1881 начал выпускать первый псих журнал «Философские исслед», с 1889 проходят международн псих конгрессы, в институте Вундта образовалась первая междунар школа подготовки проф псих-ов, обеспечившая формир мировой орг структуры псих науки.

Работа Вундта «Основы физиологич псих» (1873-1874), в кот он описал программу разв псих:

Основной метод исслед – интроспекция

Цель исслед – получен данных о стр-ре сознан, путем выделен чистых его Эл-тов

Материал сознания – «сенсорная мозаика»

Предмет псих – непосредств опыт субъекта (феномены сознания)

Вундт вычленил «простейшие элементы» сознан: ощущения и элементарн чувства.

Сознание – совокупн разрозненных Эл-тов, дополненное апперцепцией; фокусирующий центр сферы сознания – универсальный объяснительный принцип Вундта.

Высшее же процессы надо изучать исследуя мифы, обряды, язык и другие продукты чел духа 10-ти томный труд Вундта «Психология народов».

Психофизика – наука, изучающ отношен м\у величинами раздражит той или иной модальности и интенсивн вызываемых ими ощущений.

В осн психофизики заложена идея – псих явлен подчинены опред закономерности, кот доступна опытному изучен и может быть выражена математич

Фехнер исходил из 2-х положений:

Сенсорн сис чела – измерительный прибор, кот соответствующ образом реагир на воздействующие физич стимулы.

Психофизические хар-ки у людей распред по нормальному закону, т.е. случайным образом отличаются от какой-то средней величины, аналогично антропометрическим хар-кам.

В 1860 Фехнер опубликовал книгу «Элементы психофизики»:

Описал схему построен псих образа (повторяет современную схему процесса восприятия):

Раздражение (физика)Õ возбуждение (физиология)Õ ощущение (псих)Õ суждение (логика)

Ощущения растут в арифметической прогрессии, когда раздражители растут в геометрической прогрессии. Отношение этих двух переменных величин можно выразить в логарифмической формуле: Е = К1gJ + С, где К и С - некоторые константы. Эта формула, определяющая зависимость интенсивности ощущений от интенсивности соответствующих раздражителей, и представляет собой психофизический закон Вебера-Фехнера.

Включил элементарные ощущения в круг интересов псих, до этого ими занимались только врачи и физики

Разработал 3 основных метода психофизики:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.